Игорь Артемьев ответил на вопросы депутатов Госдумы
Выступление руководителя Антимонопольной службы Игоря Артемьева в рамках «правительственного часа» на пленарном заседании в среду вызвало у депутатов большой интерес. В многочисленных вопросах главе ФАС была критика, недоумение, эмоции. Но на все вопросы парламентарии получили развёрнутые ответы.
Анатолий Локоть: Что делает ФАС, чтобы разрешить проблему закрытия уличных рынков и маленьких торговых точек, когда ущемляются права представителей малого бизнеса и покупателей?
Игорь Артемьев: ФАС в этом вопросе не имеет особых полномочий, так как местная власть, скажем, снеся рынок и построив торговый центр, не нарушает правила конкуренции. Но наше ведомство считает, что для недопущения засилья больших торговых сетей, нужно в каждом регионе ввести норматив, который бы обеспечивал соотношение торговых сетей и маленьких торговых точек, так как магазины шаговой доступности крайне необходимы.
Виктор Климов: Возможно ли появление единого государственного информационного ресурса по аналогии с www.gov.ru, где будет размещаться информация о торгах в регионах, на которые выставлены социальные и образовательные учреждения?
Игорь Артемьев: Я согласен с этим и, если депутаты Госдумы внесут соответствующий законопроект, ФАС будет убеждать Правительство его поддержать. Всё должно проходить публично, мы должны иметь наглядный анализ сопоставимости на квадратный метр распродажи недвижимого имущества по регионам.
Светлана Горячева: Что сделала ФАС, чтобы ценовая политика в государстве была демонополизирована и, например, чтобы в России, где добывается нефть, цена на бензин не была одной из самых высоких в мире?
Игорь Артемьев: Закон об обороте нефтепродуктов Российской Федерации, а также закон о нефти внесены в правительство и работа над ними идёт уже более трёх лет. Если вы считаете, что ничего не сделано в этой области — ваше право. Предоставьте мне пару часов — почту за честь и расскажу подробно, что к чему. Кроме того, ФАС — одно из немногих ведомств, которое выпускает отчёты о своей работе. Мы написали отчёт за десять лет нашей деятельности и там, в частности, речь идёт и демонополизации
Николай Сапожников: В каких сферах экономике наиболее сложная ситуация по картельным сговорам, и какие меры предпринимает ФАС для ликвидации этой опасной ситуации?
Игорь Артемьев: Соответствующая уголовная статья появилась только пару лет назад, а потому мы начали с того, что привлекли к совместной работе правоохранительные органы, так как доказательства сговора могут быть получены только с помощью оперативно — розыскных мероприятий. Работа идёт — в течение двух последних лет было заведено 11 уголовных дел. Но случилась амнистия, и большая часть дел были прекращены. Наиболее интенсивно сегодня картельные сговоры завязываются в фармацевтической области, химической промышленности, в области производства нефтепродуктов и использования биоресурсов.
Сергей Калашников: Как вы прокомментируете существование явной монополии в российских аэропортах, где цены на чашку чая или газету можно назвать космическими?
Игорь Артемьев: Только Московское управление ФАС за последнее время оштрафовало в столичных аэропортах большое количество разных точек питания и сервисные службы за монополизм. Также за последние пять лет было проведено около 20 штрафных мероприятий в отношении платных автостоянок у аэропортов. Мы также демонополизировали сферу такси, специализирующихся на поездках в аэропорт. Пока все проблемы не решены, будем совершать ежемесячные проверки торговых точек в аэропортах. Только помните, что, например, на всю Москву у меня работает лишь сто человек, а на весь Красноярский край — 54 человека.
Вячеслав Позгалёв: Как быть власти в регионах, которой стало трудно обеспечивать население лекарственными средствами после введения 44 Федерального закона, так как 15 подзаконных актов к нему ещё не приняты, а склады с лекарственными средствами уже пусты?
Игорь Артемьев: Действительно, так случилось. И ФАС была заранее обеспокоена возможностью такого положения. Но мы смогли добиться того, что в отношении таких жизненно необходимых составляющих как лекарства, в законе предусмотрена возможность их покупки котировками.
Александр Четвериков: Как антимонопольная служба собирается решать проблему монополизации производства и реализации хлеба в регионах, что приводит к повышению цен на этот продукт питания, ухудшению его качества и большим затратам бюджета?
Игорь Артемьев: Причину этой ситуации мы видим, в основном, в картельных сговорах, когда директора хлебозаводов договариваются, что буханка завтра будет весить, скажем, не килограмм, а 900 грамм или цена резко возрастёт. Но на такие ситуации мы немедленно реагируем, поэтому просим звонить и писать в ФАС — сообщать о подобных нарушениях, а мы будем их пресекать.