Концепция информационной безопасности детей
Раздел 13 Концепции информационной безопасности детей, разработанной Роскомнадзором, содержит предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере информационной безопасности детей. Мы приводим некоторые пункты, содержащиеся в предлагаемой концепции.
1. С учетом международно-правового принципа приоритетной защиты прав ребенка распространить действ ие Федерального закона № 436-ФЗ, в том числе в части регулирования защиты детей от информации эротического и порнографического характера, на оборот информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (п. 3 части 2 статьи 1), предусмотрев в нем нормы о специальных организационно-технических механизмах ограничения доступа детей без сопровождения родителей (или лиц, их заменяющих) к информации, способной причинить вред их здоровью и развитию (независимо от наличия или отсутствия исторической, художественной или иной культурной ценности информационной продукции для общества), не ограничивая доступа к такой информационной продукции совершеннолетних лиц.
2. Дополнить статью 2 Федерального закона № 436-ФЗ дефинициями используемых в нем основных понятий, не имеющих легального определения в действующем законодательстве ………. информационная продукция эротического характера (не являющаяся порнографической, но содержащая изображение или описание сексуального поведения, способствующее возбуждению или удовлетворению сексуального влечения).
5. Внести в часть 2 статьи 13 Федерального закона № 436-ФЗ изменения, направленные на установление правового механизма временного «водораздела» в трансляции «детских» и «взрослых» теле- и радиопрограмм, передач и кинофильмов, согласно которому:
- информационная продукция, отнесенная к категории 18+ должна демонстрироваться только после 23 часов и до 4 часов утра (за исключением телеканалов, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств).
- информационная продукция, отнесенная к категории 16+ должна транслироваться в эфире только после 21 часа и до 7 часов утра.
6. С целью повышения информативности и убедительности маркировки информационной продукции с учетом соответствующего зарубежного опыта, дополнить возрастную маркировку информационной продукции контентной маркировкой, содержащей указание в форме символов на вид содержащейся информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей с учетом контентных обозначений европейской системы PEGI и иных описанных выше зарубежных систем маркировки (насилие; ситуации, вызывающие страх; грубые выражения; обнажение или сексуальные ситуации).
12. Восстановить для органов государственной власти субъектов Российской Федерации ранее имевшиеся у них полномочия по разработке нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет, не ниже нормативов, установленных федеральным законодательством (…с учетом региональных национально культурных, географических и местных особенностей).
17. Разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации о культуре, направленные на установление ограничений участия детей в публичных зрелищных мероприятиях, которые могут причинить вред их здоровью и развитию….
20. Внести в Федеральный закон «О рекламе» изменения, направленные на установление запрета трансляции с 4 до 23 часов по местному времени рекламы, хотя и не содержащей информацию порнографического свойства, но имеющей эротический характер и явный сексуальный подтекст;
22. Внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации следующие изменения:
1) часть 2 статьи 6.13 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «2. Распространение информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией информационной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией информационной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией информационной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией информационной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией информационной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.».
34. Содействовать преобразованию детских и юношеских библиотек с сохранением осуществляемых ими в настоящее время функций, в центры медиабезопасности детей и подростков, создавая для этого соответствующие технические и организационные условия.
В конце ноября Роскомнадзор вынес на общественное обсуждение Концепцию информационной безопасности детей. Документ призван сформулировать предложения по детализации законодательства в сфере защиты детей от вредоносной информации, конкретизировать сложные правовые понятия и процедуры правоприменения. Основа концепции — многосторонний анализ законодательства разных стран мира в области информационной безопасности детей, а также практики применения российского федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». При разработке текста концепции эксперты исследовали соответствующее правовое поле Евросоюза, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, США и Канады. «В том числе, исследована практика создания и функционирования в разных странах института саморегулирования информационного сообщества», — говорится на сайте ведомства. Концепция, разработанная Роскомнадзором, упорядочивает систему взглядов на защиту детей от негатива, с которым они сталкиваются в информационном пространстве. «В частности, выделены и детально обоснованы требования к безопасной развивающей информационной среде для детей и подростков», — отмечают в РКН. Документ определяет четкие критерии информации, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность. Как ожидается, после завершения общественного обсуждения планируется утвердить разработанную Концепцию информационной безопасности детей распоряжением правительства Российской Федерации.