День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Вячеслав Тимченко: развитие туристической индустрии на местах служит укреплению муниципальной экономики

18.07.2013 10:42

17 июля в Северо-Кавказском федеральном округе, в Минеральных водах (город-курорт Пятигорск), прошла межрегиональная конференция Всероссийского Совета местного самоуправления. Основное обсуждение было посвящено теме развития туристско-рекреационного потенциала северо-кавказских муниципальных образований, а также вопросам реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2014-2018 годы)» и муниципального участия в ней. Отдельного внимания в ходе конференции удостоился проект Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (Стандарт 2.0). В мероприятии приняли участие представители государственной и муниципальной власти, эксперты, члены профессиональных и общественных организаций.

Во Всероссийском Совете местного самоуправления на постоянной основе работает Комиссия по развитию туристско-рекреационного потенциала муниципальных образований. Одним из приоритетных направлений её деятельности является вовлечение органов местного самоуправления в развитии туризма на российских территориях, в т.ч. через повышение муниципального участия в реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2014-2018 годы)». Данная ФЦП предусматривает капитальное строительство и модернизацию объектов туристической инфраструктуры, улучшение качества туристических услуг, продвижение отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Предполагается, что к концу 2018 года в России в рамках 29 туристических кластеров должно появиться порядка 60-ти новых объектов.

Около 2/3 всех мероприятий, запланированных в рамках реализации ФЦП, финансируется из внебюджетных источников. Из федерального бюджета на данные цели предусмотрено 96 млрд. руб, из региональных и муниципальных бюджетов — 25 млрд., тогда как на весь комплекс мероприятий требуется 332 млрд. руб. Получается, что на долю частного капитала должно приходиться 211 млрд. руб. Поэтому особенно важным видится развитие формата государственно-муниципально-частного партнёрства и увеличение объёма инвестиций в туристическую отрасль.

Скорее всего, действие ФЦП будет продлено. Такое мнение ещё в конце 2012 года высказал вице-премьер Российской Федерации Александр Хлопонин, исходя из текущего хода её реализации — прежде всего, медленных темпов. В этом году позитивных сдвигов не произошло, ФЦП по-прежнему стагнирует. До сих пор ещё не освоен прогнозированный объём бюджетных средств, в т.ч. федеральных субсидий, - с резкой критикой на этот счёт не раз выступала Счётная палата Российской Федерации, подводя промежуточные итоги. Запланированные показатели целевых индикаторов пока не достигнуты.

Недоосвоение федеральных средств обусловлено, в первую очередь, недостатками в координационной работе и взаимодействии с регионами. Соглашения о предоставлении субсидий субъектам РФ не заключаются вовремя, поэтому перечисление средств на региональный баланс происходит с большим опозданием. Задержка перечисления федеральных средств влечёт, в свою очередь, несоблюдение сроков их освоения.

Кроме того, при отборе предлагаемых к реализации в рамках ФЦП проектов не всегда проводится качественный анализ. В результате отбираются не самые рентабельные и перспективные проекты.

Всё это во многом отпугивает инвесторов.

Процессы развития отрасли и привлечения в неё капитальных вложений взаимозависимы. Развитие туристической индустрии невозможно без прочной финансовой базы, которую в основном обеспечивает именно капитал инвесторов. С другой стороны, уже на начальных этапах своей реализации (т.н. посев, старт-ап), туристический проект должен представлять интерес у потенциальных вкладчиков, а значит, изначально обладать достаточным кадровым, технологическим, организационным, инфраструктурным и др. потенциалом и конкурентными преимуществами.

Для повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли важно развитие и углубление кластерного подхода: расширение территориального охвата туристических кластеров, возведение и эксплуатация новых объектов в их структуре, разработка новых направлений. Инвестиционную привлекательность туристическим кластерам придаст их многопрофильный характер, объединение в рамках одного кластера компонентов (объектов, маршрутов) туризма разных видов: рекреационно-оздоровительного, экскурсионно-познавательного, в т.ч. историко-краеведческого, научно-исследовательского, делового, спортивного, экологического, и т.д.

Необходимо создавать благоприятные условия для инвесторов, в частности посредством снижения административных барьеров, установления налоговых и иных льгот, а также высокой паевой доли инвесторов в проектах.

Чтобы войти в ФЦП, муниципалитетам необходимо иметь в наличии перспективные проекты, формировать туристическую инфраструктуру, строить новые объекты и модернизировать существующие, развивать отраслевые преимущества, готовить специалистов. Также органам местного самоуправления необходимо улучшать общую ситуацию в муниципалитете. Ведь для успеха туристического бизнеса не менее значимы и социальные условия на территории: благоприятная экологическая и санитарная обстановка, высокий уровень безопасности, доступность социальных удобств. Они во многом обеспечат приток туристов и окупаемость денежных вложений.

Туризм, особенно санаторно-курортного и историко-краеведческого типов, очень развит на Северном Кавказе. Географо-климатические, экологические, социальные, инфраструктурные, культурные и другие условия здесь благоприятствуют созданию новых туристических точек, расширению туристических направлений, вовлечению в отрасль новых субъектов. Северный Кавказ — это уже своего рода туристический брэнд, сложившийся на репутации курортов Эльбрус, Домбай, Чегет и др. В регионе активно формируются и развиваются туристические кластеры. Вскоре появится ещё один - «Новоселицкие просторы», ориентированный на любителей сельского туризма. Регион пользуется популярностью у инвесторов: на территории одного только Ставропольского края реализуется более 100 инвестиционных проектов в сфере туризма. Учитывая высокий потенциал региона и вместе с тем неудовлетворительные темпы реализации ФЦП, ожидается, что вскоре будет принята новая отдельная ФЦП по развитию Кавказа.

По мнению Председателя Всероссийского Совета местного самоуправления, первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Вячеслава Тимченко, развитие туристической индустрии на местах служит укреплению муниципальной экономики. По его мнению, для привлечения адресных инвестиций нужно улучшать общий инвестиционный климат на территориях. Он пояснил, что должны делать органы местного самоуправления для привлечения инвесторов в муниципалитеты:

«Комиссия ВСМС по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований разработала проект Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (Стандарт 2.0). Стандарт предусматривает разработку Инвестиционной стратегии муниципального образования, формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры, создание сильной нормативно-правовой и административной базы. В каждом муниципалитете должен работать Совет по инвестиционному климату, профильное подразделение в структуре местной администрации, а по возможности — ещё и отдельная специализированная организация (Агентство или корпорация развития муниципального образования).

Стандарт предусматривает и меры по формированию инвестиционной инфраструктуры. Создаваемые и действующие в муниципальном образовании объекты приоритетного развития территорий, отраслей и технологий должны обеспечить условия для реализации инвестиционных проектов. Это промышленные (индустриальные) парки, технологические парки, бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития, промышленные площадки.

В муниципалитете должна быть разработана система льгот для резидентов объектов инфраструктуры, в т.ч. льготы по подключению к коммунальным сетям и сетям инженерно-технического обеспечения, льготы по арендным ставкам, налоговые льготы.

Ещё одно важное требование Стандарта — формирование системы управления земельно-имущественным комплексом. Это непосредственное ведение органов местного самоуправления».

К тому же, подчеркнул руководитель ВСМС, необходимо и информационное поле.

«Навигатором» для инвесторов в сфере туризма станет «Инвестиционный туристический атлас России», в формировании которого сейчас активно принимает участие ВСМС. Атлас объединит информационные материалы местных органов власти о своих уникальных территориях, инвестиционных проектах и возможностях. Таким образом, имея представления о потенциальных точках роста, инвесторы будут вкладывать свои средства в то или иное территориальное образование.

«Инвесторы должны чётко понимать, во что они вкладывают свои средства, какой прогнозируемый конечный результат и их конечная прибыль», - подытожил Вячеслав Тимченко.

В заключение он добавил, что повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов, развитие отраслей и другие составляющие долгосрочного экономического развития территорий относятся к числу наиболее важных проблем, волнующих экспертов-муниципалистов. В рамках предстоящего Всероссийского съезда муниципальных образований, который состоится в Москве в ноябре текущего года, этим проблемам будет уделено отдельное внимание.

Источник: Пресс-служба депутата

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 718