два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Метеоритам объявят «звёздные войны»

12.03.2013 15:55

Метеоритам объявят «звёздные войны»
Фидель Агумава

Представители министерств и ведомств собрались на круглом столе в Совете Федерации для того чтобы оценить степень космической угрозы и предложить способы её предотвращения.

По словам заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьёва, проведение круглого стола на данную тему планировалось задолго до событий в Челябинске, а болид над Уралом лишь подчеркнул её актуальность. «Круглый стол — площадка для обсуждения очень важной и сложной темы, решения которой нужно находить и на политическом уровне, и на технологическом, и в общепланетарном масштабе», - сказал он, открывая встречу.

По словам сенатора, в докладах Российской Академии наук  (РАН) содержатся подсчёты, согласно которым риск пострадать от космических угроз (в том числе от падения астероидов) выше, чем гибель в авиакатастрофе. «Угрозы реальны, велики, и мы должны научиться их парировать», - подчеркнул Воробьёв, отметив несоответствие международного законодательства в области освоения космоса современным вызовам.

Космическая группировка

Руководитель Федерального космического агентства РФ Владимир Поповкин не исключил возможности создания в обозримом будущем «орбитальной группировки» для своевременного обнаружения опасных астероидов, а также «межведомственного органа», который бы координировал усилия Роскосмоса, РАН, Минобороны и других ведомств в деле предотвращения внеземных рисков.

По словам Поповкина, прообраз комплексной целевой федеральной программы по предупреждению всех видов космических угроз может появиться уже в текущем году. В числе её пунктов будут «обнаружение, каталогизация и прогнозирование движения небесных тел», представляющих угрозу для населения планеты. Затем — создание исследовательских миссий для изучения опасных объектов. Наконец — разработка методик их устранения, в том числе путём доставки термоядерных зарядов на астероиды для их уничтожения либо изменения траектории.

В то же время глава Роскосмоса отметил недопустимость проведения ядерных испытаний под видом борьбы с космическим мусором и предложил принять соответствующие правовые акты: «На международном уровне необходимо разработать документы, включающие запрет на возможность испытания и развёртывания оружия в космосе под прикрытием борьбы с астероидной опасностью и отработки технологии активного удаления космического мусора».

«Космический сегмент»

Руководитель МЧС России Владимир Пучков назвал взрыв метеорита  в Челябинске «крупномасштабной чрезвычайной ситуацией» и привёл цифры, освещающие масштабы разрушений. По его словам, взрывной волной было повреждено более 7000 зданий и свыше  200 тысяч метров остекления, более 1200 человек получили ранения и травмы, а всего пострадало около миллиона человек. «Впервые государственное реагирование потребовалось для реакции на космическое тело, повредившее городскую инфраструктуру, - заметил министр. - Но мы должны быть готовы к парированию и минимизации ущерба, когда это произойдёт в следующий раз».

Владимир Пучков сообщил, что в его ведомстве уже создана рабочая группа, которая займётся поиском средств защиты от падения астероидов. Помимо этого, членам рабочей группы поручено «развитие систем информирования населения об астероидной и метеоритной опасностях» и «обучение населения правилам безопасного поведения в условиях космической угрозы».

«Необходимо расширять международное сотрудничество в области раннего предупреждения метеоритной и астероидной опасностей. Целесообразно создать международный космический сегмент, включающий орбитальные спутники со специальным оборудованием», - заключил Пучков, выступая перед участниками круглого стола.

Воевать с метеоритами бесполезно

Представитель Министерства обороны РФ Олег Аксёнов обосновал беспочвенность упрёков в адрес военных, «не предотвративших» падение челябинского метеорита. Начальник Научно-исследовательского центра ракетно-космической обороны 4-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны пояснил, что все существующие системы противоракетной обороны — как отечественные, так и зарубежные — ориентированы на рукотворные объекты, летящие с определённой скоростью на заданные расстояния. А небесные тела, режущие пространство со скоростью десятки километров в секунду и за сутки покрывающие расстояния в миллионы километров, к таковым не относятся.

«Астероиды - объекты принципиально другого типа, и для их обнаружения требуются методики и инструменты совершенно иного действия, - объяснил Аксёнов. - Минобороны таковыми не располагает и не планирует ими обзаводиться». В то же время специалист заверил, что военное ведомство не намерено самоустраняться от решения космических проблем и готово участвовать в оценке рисков и минимизации ущерба от внеземных опасностей совместно с МЧС и другими компетентными органами.

У природы нашлась плохая погода

Владимир Кузнецов, директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН сделал акцент на космической погоде, которая, с его слов, представляет для человечества едва ли не большую опасность, нежели кометы и астероиды. По мнению Кузнецова, магнитные бури на Солнце могут в любой момент обернуться глобальной катастрофой, поскольку сильные электромагнитные колебания способны разом вывести из строя все космические аппараты на околоземной орбите, а на Земле разрушить линии связи и электропередач.

Учёный привел в пример возмущения на Солнце 13-14 марта 1989 года, когда магнитная буря на девять часов оставила без электроэнергии всю канадскую провинцию Квебек, а в некоторых других регионах привела к выходу из строя электростанций, заводов и навигационных систем. Финансовые потери от космического блэкаута исчислялись  миллионами долларов. «Если такое произошло бы сегодня, последствия были бы катастрофическими. И такие события когда-нибудь произойдут», - поделился мрачным прогнозом Кузнецов.

По словам специалиста, в США на такой случай уже разработали меры предупреждения: создали карты риска, рассчитали необходимые затраты, а в конгресс внесли законопроект о защите энергосистем от электромагнитных бурь. В России такие меры пока что не продуманы.

Пора вернуть курсы ГО

Директор Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН Борис Четверушкин обратил внимание коллег на то, что отследить десятки тысяч космических объектов, представляющих опасность, нельзя современными средствами. Помимо поддержания каталога объектов и космического мусора, уточнения орбит и траекторий движения небесных тел, необходимо разрабатывать новые алгоритмы и суперкомпьютеры, способные отследить все угрозы и вовремя их предупредить. Что касается участия в международном сотрудничестве, то оно, по мнению учёного, должно быть подкреплено «позицией силы» - своими станциями наблюдения и аналитическими центрами. «Иначе мы будем получать информацию по остаточному принципу — узнавать лишь о том, что нам сочтут нужным сообщить», - объяснил Четверушкин.

Астрофизик, академик РАН Анатолий Черепащук выразил сожаление, что курс астрономии вывели из списка обязательных предметов в школе и во многих вузах. В результате, по словам учёного, падает элементарная грамотность населения, что доказывает недавний опрос ВЦИОМ: около трети респондентов уверены, что не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот. Созвучную идею высказал и  член-корреспондент отделения физико-технических проблем энергетики РАН Анатолий Коротеев, предложивший вернуть массовое просвещение населения по вопросам гражданской обороны: «Полторы тысячи человек пострадали в Челябинске от собственного любопытства, поранившись стеклом. А вот выпускники советских школ и вузов могли бы им рассказать о поражающих факторах при ядерном взрыве, и к окнам не подошли бы».