«Наши задачи – построение демократии и устойчивое развитие

ГОССОВЕТ- комментарии

– Эти два процесса должны не просто проходить синхронно, они должны служить опорой друг для друга.Только в демократическом государстве, где соблюдаются права человека, уважаются гражданские свободы, где граждане участвуют в политической жизни страны, а в политическом пространстве в свою очередь есть место плюрализму мнений и здоровой конкуренции, - только в таком государстве возможно выстраивать эффективную экономику, развивать науку и промышленность, формировать комфортную социальную среду. В то же время экономическое процветание, социальная стабильность, инновационные достижения легитимизируют действующую власть и создают в обществе атмосферу доверия к административной и политической элите. Поэтому мы должны приложить все усилия к тому, чтобы в ближайшее время проводимые экономические, политические и социальные реформы не сдавали темп.

Идёт активное укрепление демократических институтов: законодательством вводится принцип прямых выборов губернаторов, меняется порядок парламентских выборов, предусматривается свободная регистрация партий. Наряду с этими важнейшими демократическими тенденциями в политике и госуправлении проводятся экономические преобразования. Минимизируется вмешательство государства в экономику. Всё это даёт основания полагать, что постепенно мы уходим от системы централизации власти. Мы имеем все предпосылки для повышения роли регионов и муниципалитетов.

И здесь на повестку выходит вопрос перераспределения полномочий в пользу нижестоящих уровней власти. Послезавтра Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления проводит парламентские слушания, посвящённые теме разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Приоритетом обсуждения будет, конечно, проблема финансового обеспечения расширяющихся полномочий субъектов Федерации и муниципалитетов. Президент Дмитрий Медведев предлагает в целях расширения их доходной базы передать им дополнительные отчисления от предполагаемого увеличения акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также ослабить чрезмерную регламентацию использования средств, выделяемых в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета. Поставлена задача: в ближайшие годы расширить объём ресурсов, которыми регионы и муниципалитеты распоряжаются самостоятельно, примерно на триллион рублей.

Однако не следует забывать о пополнении доходной базы регионов и муниципальных образований именно из собственных источников. Необходимо искать новые пути пополнения их собственной доходной базы. Например, перераспределение налогов в пользу субфедеральных уровней и отмена ряда федеральных льгот. Наш Комитет активно работает над этим вопросом. Проводились многочисленные экспертизы с привлечением профильных специалистов, направленные на выявление экономической целесообразности передачи тех или иных видов налогов на нижестоящие уровни. Отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, от налога на прибыль организаций и от транспортного налога следует передать на местный уровень. Председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент Владимир Владимирович Путин предлагает также отдать муниципалам налоги от предприятий малого и среднего бизнеса. Мы будем работать и над этой инициативой, над её законодательным оформлением.

Есть ещё один основополагающий момент в отношении организации территориального устройства и регионального развития: нам необходимо увязать дифференцированный подход с принципом равенства. Дмитрий Медведев справедливо отметил, что условия жизни и возможности для развития граждан одной страны не должны так разниться, как это наблюдается сейчас; он призвал поощрять лидеров и помогать проблемным регионам. Важно выработать такую модель, которая позволяла бы одновременно снижать социально-экономическое расслоение между территориями, но не подчинять интересы сильных интересам слабых. Опять же: здоровая конкуренция является стимулом и главным условием динамичного развития».

По материалам пресс-службы

Просмотров 269