Общество: Культура - Власть - мнение

Общество: Культура - Власть - мнение

Сейчас он заместитель председателя Московской городской Думы и кандидат в депутаты Государственной Думы от КПРФ. Кроме того, он по-прежнему в искусстве. В ноябре на телеэкраны выходит документальный фильм «Десять новелл из жизни гения», посвящённый Михаилу Ломоносову, где Николай Губенко исполнил роль ведущего. О том, что порождает российские беды, о месте культуры в нашем обществе и отсутствии национальной гордости он рассказал в интервью «Парламентской газете».

- Николай Николаевич, почему вы решили вернуться к работе в Государственной Думе?

Я понял, что моя деятельность в Мосгордуме малоэффективна. Слишком неравны силы: из тридцати пяти депутатов только трое – члены КПРФ, остальные – от «Единой России». К сожалению, практически все законопроектные инициативы коммунистической партии блокируются, и наша польза измеряется исключительно личной помощью тем гражданам, которые приходят к нам на прием, звонят и обращаются. В Государственной Думе плацдарм для законотворческой деятельности более обширный. Я хочу быть полезным и делать то, что считаю важным и справедливым

С какими просьбами к вам в основном обращаются москвичи?

Как правило, это вопросы бытового характера. Инвалиды просят помочь в трудоустройстве или купить им спецоборудование для того, чтобы передвигаться. Многие хотят улучшить жилищные условия, часто просят разобраться с недобросовестными работодателями. Мне подшефны несколько организаций инвалидов, которым я помогаю с компьютеризацией. Мы их обеспечиваем, конечно, не новой техникой, но и это может позволить надомнику найти себе через интернет поле деятельности и заработка.

Какие вопросы жизни общества вас сегодня больше всего волнуют?

Бедность и нищета. От них - болезни и беды России. Старики у мусорных ящиков и молоденькие девушки, стоящие на шоссе, предлагающие себя за деньги... В стране идёт деградация исторического порядка. Нужно проводить реформу образования, здравоохранения. Последнее действительно должно стать не формально, а фактически бесплатным. В области образования мы оказались на последних местах. У многих людей элементарно нет денег его получить. А бесплатное образование возможно, если на то будет политическая воля.

К сожалению, те, кто живёт хорошо, не видят тех, кто живёт плохо. Они ходят в разные магазины, лечатся в разных больницах, отдыхают в разных местах.

Многие говорят, что сегодня в России не хватает национальной идеи. Какой, на ваш взгляд?

Наши политики пытаются её найти в потёмках. А эта идея была высказана ещё 250 лет назад Михаилом Ломоносовым. И заключается она в сохранении, сбережении и умножении нации. Что такое 140 миллионов в контексте нынешнего соотношения сил на земле?! Америка, Европа, и, тем более, Китай в разы опережают нас. А с той демографической ситуацией, которая является результатом обнищания народа, можно ожидать, что к 2050 году нас останется около 50 миллионов. Сбудется мечта Мадлен Олбрайт и Збигнева Бжезинского.

В Государственной Думе вы планируете заниматься вопросами культуры?

Постараюсь. В России очень изменились ценностные ориентиры. Культура не определена властью как один из приоритетов общества. До тех пор, пока ситуация наверху не изменится, ни один министр культуры ничего сделать не сможет. Сегодня остаётся только соболезновать Александру Авдееву. При этом суммы, выделяемые на те или иные культурные программы, могут увеличиваться, но все забывают о галопирующей инфляции и росте цен на ЖКХ. Когда людям просто не хватает денег на жизнь, им не до культуры. Да это и невозможно при нынешней идеологии, когда деньги становятся приоритетом в каждой области нашей жизни.

Недавно стало известно, что в бюджет страны 2012 заложили более 86 миллиардов рублей на культуру. Это даже меньше, чем в прошлом году. От чего зависит грамотное распределение этих средств?

Да, сумма совсем небольшая. Потребности культурной отрасли в России и планируемые на неё расходы не сопоставимы. Нам есть с чем сравнивать. Когда-то в стране не было села или деревни без киноустановки и клуба. Два раза в неделю в сельсовет приезжал человек, крутил кино, и приходила вся деревня. А если этот механик был еще и красноречив, то начиналась дискуссия, калейдоскоп мнений. И это была не пропаганда, а просветительская деятельность.

На ваш взгляд, сейчас русскую культуру, искусство пропагандируют?

Вы слышите где-нибудь выступления наших прославленных коллективов: хора имени Свешникова, Пятницкого, ансамбля Александрова? Девяносто процентов звучащей с телеэкрана и по радио музыки — зарубежного производства. Порой, довольно низкого качества. А теперь представьте себе, что где-нибудь в Нью-Йорке просыпается утром американец и с утра включает русскую попсу... То, что подобная ситуация сложилась в России, унижает наше национальное достоинство. То же самое происходит с пропагандой западных тенденций в искусстве. Всё это - оккупационное насилие в духовной сфере.

Возможно ли этот процесс остановить?

В законодательной работе можно многое сделать. Например, начать с регулирования эфиров телеканалов. Если сами не можем ничего придумать, можно позаимствовать из законодательства Франции или Великобритании, где есть квотирование национальной продукции, которой отдаются приоритеты. Те телеканалы, где, например, количество иностранных фильмов превышает все разумные пределы, должны жёстко штрафоваться. А у нас все работают по принципу: что хочу, то и ворочу. Нет рамок, никто не боится законов и наказания за их неисполнение. Культура - это возделывание духа. И она предполагает не просто массовую культуру, а воспитание души на идеалах добра, братства, взаимопомощи.

По художественному кино не скучаете?

Сейчас в России мало снимают достойных кинофильмов. Тех, что вырываются вперед - единицы, они и получают награды на международных фестивалях. Что касается моей работы в кино, то сегодня и я, и зритель вполне могут без неё обойтись. Хотя зовут сниматься разные режиссёры: Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Андрей Смирнов, Павел Чухрай. Но я отказываюсь по разным причинам. Главная из которых — театр, которым руковожу. Там требуется постоянное присутствие.

Скоро на телеэкраны выходит многосерийный документальный фильм о Ломоносове, в котором Вы приняли участие. Тяжело дались съёмки?

Это было очень приятное событие в моей жизни. Во время работы многое узнал про нашу страну, про самого Михаила Ломоносова. Он «оплодотворил» собою и своим северным крестьянским умом всю нашу историю. Одной этой личности было бы достаточно, чтобы Россия осталась в веках как мировая держава. Но, к сожалению, гениальные и актуальные мысли Ломоносова не востребованы теми, кто управляет сегодня страной. Хотя наука - это главный фундамент, на её основе рождается прогресс во всех областях жизни общества.

Николай Николаевич, скажите, что важнее для молодого поколения: жить по совести или вовремя вписаться в предлагаемые обстоятельства?

Вы, конечно, ожидаете от меня классического и консервативного ответа: жить по совести. А с другой стороны, может прозвучать и вопрос, заданный еще Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным: «Какая может быть речь о совести, когда всё кругом изменяет, предательствует? На что обопрётся совесть? На чём она воспитается?.. Многие утверждают, что в основе современных напастей непременно лежит воровство». Поэтому, чтобы молодое поколение стало совестливым, что-то должно кардинально измениться в общественном сознании, ибо на правителей надеяться нельзя. Только народ может изменить власть к лучшему, и, что очень важно, без насилия.

Беседовала Ксения Редичкина


Просмотров 24

31.10.2011

Популярно в соцсетях