Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

В поисках инженера

11.03.2013 17:43

«РФ-сегодня»

 

В конце февраля состоялись парламентские слушания «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации», которые прошли на площадке Московского государственного строительного университета.
Совет Федерации в ходе своей деятельности не раз обращался к теме государственной политики в сфере подготовки инженерно-технических кадров. Так, еще в мае 2010 года прошли парламентские слушания «Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России». А в октябре 2011 года состоялось выездное заседание Комитета палаты по образованию и науке на тему «Проблемы законодательного обеспечения подготовки инженерных кадров для инновационной экономики России»… И столь пристальный интерес к теме понятен и очевиден. Встав на путь модернизации страны, нельзя не думать о том, кто и как будет осуществлять этот процесс, соответствует ли уровень подготовки кадров поставленным задачам, не нуждается ли в этой связи система образования, особенно в технической сфере, в корректировке или даже коренных изменениях. А то, что парламентские слушания прошли в МГСУ — тоже весьма символично. Не так давно этому, одному из крупнейших в России учебных центров, присвоен статус Национального исследовательского университета, что подчеркивает качество получаемого здесь образования и то внимание, которое уделяет государство вопросам инженерного образования.
О том, что они вернулись в сферу государственного и общественного внимания, говорила, открывая парламентские слушания, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, подчеркивая, что именно интеллект, передовая инженерная мысль могут обеспечить выход России на новый уровень технологического развития и гарантировать не только конкурентоспособность, но, по большому счету, и безопасность страны. Таким образом, кадровое обеспечение процесса технологической модернизации России становится первоочередной.
Мы всегда гордились нашим инженерным корпусом и постановкой технического образования, заявила Валентина Матвиенко. Авиапром и ракетостроение, атомное судостроение и гигантская сеть железных дорог — все это и многое плод творческого труда нескольких поколений российских инженеров. И сегодня многие наши технические вузы сохраняют свой высокий уровень, стараются, что говорится, «держать марку». Свидетельством тому, правда, довольно нерадостным для нас, является тотальная охота западных фирм за выпускниками российских вузов.
Однако, как выясняется, при всех очевидных успехах проблемы в этой сфере есть, и немалые. Как заявила глава Совета Федерации, потребности российской экономики в инженерах в полной мере не удовлетворяются не только по количеству, но и по качеству подготовки специалистов. Заместитель министра промышленности и экономики Глеб Никитин даже назвал нехватку кадров основным вызовом экономической политике России. Причины же этого хорошо известны. Ежегодно российские вузы выпускают около 200 тысяч инженеров, но более половины их не идут работать по специальности. Являясь едва ли не самым трудоемким для человека, инженерное образование не гарантирует материального успеха и достойной реализации личности. Это явный социальный перекос, считает Валентина Матвиенко. Но, возможно, выпускники технических вузов не идут работать в промышленность еще и потому, что осознают свою личную неконкурентоспособность, так как качество получаемой ими подготовки не соответствует современным требованиям. Многие вузы, отметила она, все еще работают «по старинке», не имеют достаточной материально-технической базы, современного лабораторного оборудования, потеряли кадры опытных преподавателей.
Ситуация усугубляется еще и тем, что сложившаяся система подготовки инженерных кадров недостаточно ориентирована на меняющиеся запросы реального сектораэкономики. Фактически отсутствует система прогнозирования потребности в кадрах того или иного профиля, не ведется мониторинг кадровой ситуации в большинстве отраслей экономики и социальной сферы. Недостаточно развита целевая, контрактная форма подготовки специалистов.
И, наконец, серьезной проблемой остается закрепление инженерных кадров. Как заявила Валентина Матвиенко, в последние годы государством приняты меры по закреплению молодых специалистов социальной сферы, прежде всего в образовании и медицине. Нечто подобное должно быть принято и для молодых инженерно-технических специалистов, но в данном случае с использованием механизмов государственно-частного партнерства, особо подчеркнула она.
Вообще, кстати говоря, тема государственно-частного партнерства была одной из ключевых на этих парламентских слушаниях. Выступавшие на них, а это были в основном руководители ведущих технических учебных центров страны, сетовали на то, что очень трудно привлечь на промышленные предприятия и в бизнес, на первый взгляд наиболее нуждающихся в квалифицированных специалистах, к проблемам образования. Примеры такого сотрудничества есть, но, увы, их немного. Более того, по словам Валентины Матвиенко, целая пятилетка прошла с тех пор, как в 2007 году был принят федеральный закон, призванный обеспечить участие работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. Но закон этот в полной мере не работает.
Ситуация, видимо, настолько остра, что призыв к более активному участию объединений работодателей, профессиональных ассоциаций к формированию заказа на подготовку специалистов нужного профиля и разработке профессиональных стандартов прозвучал даже в рекомендациях, принятых по итогам парламентских слушаний. В них предлагается разработать и развивать систему стимулов и преференций, в том числе и законодательных, для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования.
Отдельной темой на слушаниях стали вопросы подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Об этом говорил председатель Комитета ГД по образованию Александр Дегтярев. Проблема острая, и решать ее надо как можно скорее, для чего депутат предложил восстановить квоты для обучения специалистов для «оборонки» и ввести отсрочку от службы в армии для работающих на предприятиях этой сферы.
В общем, выходит, что прежде чем заняться технологической модернизацией страны, неплохо было бы взяться за модернизацию самой системы образования. Но так как времени на это нет, то два процесса придется вести одновременно. Для этого Правительству РФ рекомендовано разработать и реализовать комплексную программу модернизации инженерно-технического образования, предусмотрев в ней также вопросы развития соответствующих секторов среднего профессионального образования. А также предусмотреть увеличение финансирования учебных центров в части затрат на материально-техническую базу, укрепление их кадрового потенциала, совершенствование образовательных программ, привлечение к процессу обучения иностранных специалистов, прохождение практик и стажировок в ведущих научно-образовательных центрах России и, что немаловажно, за рубежом.
К решению кадровой проблемы должны подключиться и органы государственной власти российских регионов. Им рекомендовано заняться долгосрочным прогнозированием изменений в квалификационной структуре рабочих и технических специалистов в отраслях хозяйства на своих территориях и сделать доступной информацию о востребованности различных профессий на рынках труда, уровне их оплаты и еще многое другое, вплоть до воссоздания в образовательных учреждениях и домах творчества молодежи кружков технического направления.
И делать все это, а также многое другое, не теряя времени. Совершенно справедливо заметил один из участников слушаний: «Если раньше говорили, что кадры решают все, то в XXI веке все должны решать компетентные кадры». Но их еще надо успеть подготовить.
Николай ДОРОФЕЕВ
Читайте нас в Telegram
Просмотров 4479