День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

В Госдуме прошло заседание рабочей группы по подготовке концепции преподавания русского языка и литературы

07.07.2015 16:29

"РФ-сегодня"

В Госдуме прошло заседание рабочей группы по подготовке концепции преподавания русского языка и литературы
 

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин провел заседание рабочей группы по подготовке концепции преподавания русского языка и литературы.
Открывая заседание, он предложил при формировании единых концептуальных подходов к преподаванию максимально использовать уже имеющиеся наработки учителей словесности, а дальнейшую работу вести «с опорой на крупные научно-образовательные организации и под руководством авторитетных в профессиональном сообществе людей».
Будущая концепция должна включать три основных направления: преподавание русского языка в школах, преподавание русского языка как иностранного и преподавание литературы. Для этого С.Нарышкин предложил сформировать три соответствующие подгруппы, которые могут возглавить директор Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Александр Молдован, и.о. ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая и директор Государственного литературного музея, завкафедрой истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ Дмитрий Бак.
«Три подгруппы будут работать отдельно, периодически собираться на совместные заседания для обсуждения промежуточных результатов работы», — пояснил С.Нарышкин. 
Принимаясь за работу, по словам Председателя Госдумы, следует иметь в виду, что русский язык выполняет цементирующую роль в многонациональном государстве. «Это основа нашей идентичности и часть национальной безопасности», — подчеркнул он.
Председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов, обратившись к личному преподавательскому опыту в МГУ, констатировал: «Дети не умеют как следует говорить и писать. Уровень курсовых работ, который был на первом курсе в 70-е годы, теперь мы получаем в лучшем случае только на третьем. Если будет принято правильное решение, есть шанс через 10 лет выйти на прежний уровень».
Концепция преподавания русского языка и литературы должна распространяться не только на среднее, но также и на начальное образование, уверен В.Никонов. «Начинать нужно с фундамента, а не со стен», — аргументировал он.
Параллельно с обсуждением концепции, по мнению В.Никонова,  необходимо понять ее роль в системе правового регулирования содержания учебных предметов и их преподавания. В противном случае концепция повиснет в правовом вакууме.
Председатель Комитета предложил также на уровне правовых актов уточнить, что такое обязательная часть основной образовательной программы и что такое базовое содержание учебного предмета.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил, что концепция школьного филологического образования должна определить подходы к изучению русского языка и литературы в современной школе на ближайшие годы «с учетом необходимости формирования и удержания единого образовательного пространства, обеспечения высокого уровня преподавания русского языка и владения русским языком при сохранении вариативности преподавания».
 
За основу будущей концепции министр предложил принять вариант, разработанный Общероссийской ассоциацией учителей литературы и русского языка. Проект, по его словам, выполнен «на высоком содержательном уровне». К тому же в ноябре 2014 года документ был направлен в регионы для широкого профессионально-общественного обсуждения.
 
Напомнив о поручении Президента уточнить содержание конкретных учебных предметов в стандартах общего образования, Д.Ливанов заверил, что весь объем работы будет завершен к концу предстоящего учебного года.
 
По мнению директора Государственного литературного музея Дмитрия Бака,   в области преподавания литературы необходим как обязательный «золотой» список классики, так и вариативная часть. Школьное образование, уверен он, не ставит целью изучить абсолютно все. Нужно привить любовь к чтению, научить понимать литературу и ее связь с историческим контекстом. В этом могут помочь музеи, которые следует активнее вовлекать в учебный процесс.   
 
Вместе с тем, эксперт предостерег от канонизации литературы, попыток выработать единственно правильное понимание и толкование произведений.
 
Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, коснувшись проблем преподавания, заметила, что «современные дети в основном ничего не читают». Об этом же свидетельствует и анализ результатов ЕГЭ по литературе: трудности вызывают вопросы, непосредственно обращенные к содержанию литературных произведений или требующие анализа лирического текста. В области русского языка трудными являются разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции и применением пунктуационных и орфографических норм в письменной речи.
«Главная задача — сделать так, чтобы дети начали читать», — резюмировала Л.Вербицкая.
С ней согласился учитель литературы Центра образования №57, главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков.  «Литература останется великой, но будет стоять в стороне от тех, кто не читает. Для того чтобы произведения унаследовали, их должны прочесть», — сказал он. 
«Прежде чем писать концепции, — полагает эксперт, — следует обозначить состояние дел, проблемное поле, а затем направлять конструкцию на достижение конкретных целей. К сожалению, подобный раздел отсутствует в концепции филологического образования, которую предложено взять за основу».
Совершенствуя преподавание, С.Волков предложил пожертвовать объемом чтения в пользу качества. В то же время, по его словам, важно не подменять концепцию составлением обязательного списка. «Идя по одному и тому же списку, учителя по сути преподают разные предметы. Одни делают, акцент на человековедении и психологии, другие заостряют внимание на воспитании и нравственности, третьи учат анализу текста как знаковой системы, четвертые говорят о литературе как об искусстве, пятые занимаются литературоведением», — рассказал С.Волков.
По словам Руководителя Аппарата Госдумы Джахан Поллыевой, при подготовке концепции возникнет потребность пересмотреть методы работы с учебниками для национальных школ. «Это в том числе учебники для школ СНГ, где специфика обусловлена тем, что несколько стран Содружества имеют русский язык в качестве государственного либо в качестве официального, что некоторым образом характеризует наши отношения с этими государствами. Соответственно тексты и упражнения в учебниках для таких стран должны быть иными, чем для иностранцев», — считает она.
Учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1520, учитель года — 2012 Вита Кириченко напомнила, что с 1 сентября все российские школы начнут работать в условиях реализации ФГОСов. Процесс разработки документов, осмысления процессов проходит параллельно с процессом обучения, и будущая концепция должна соотноситься с образовательным циклом. Новые решения не должны противоречить ранее принятым и разрывать единый цикл обучения, уверена эксперт.
Вместе с тем, по ее словам, учителя ждут примерных образовательных программ, которые определят содержание предмета. Это позволит понимать, «как двигаться и работать дальше».
Подводя итоги обсуждения, советник Президента Владимир Толстой отметил: Все признают, что нужно увлечь детей чтением, добиться, чтобы произведения были прочитаны, осмыслены, чтобы учащиеся грамотно говорили, писали, думали, связно излагали мысли. Сложность в том, чтобы найти согласованный ответ на вопрос, как достичь этих результатов. В области русского языка споров будет меньше. Они в основном сведутся к уровню сложности. В области литературы достичь консенсуса будет куда сложнее».
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 709