В Госдуме обсудили вопросы прав режиссеров-постановщиков

«РФ-сегодня»

В Госдуме обсудили вопросы прав режиссеров-постановщиков

1 марта состоялся круглый стол Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на тему «Проблемы защиты интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков».
В мероприятии под руководством Председателя комитета Павла Крашенинникова приняли участие депутаты Государственной Думы, представители исполнительной власти и деятели искусства.
Открывая заседание, П.Крашенинников заметил, что «на сегодняшний день режиссер театра не имеет четко установленных законом прав. Авторское право распространяется на спектакль в случае, если он записан на электронных носителях, которые допускают соответствующее воспроизведение». По его словам, Комитетом разработаны два пути совершенствования законодательства. Первый вариант предлагает уделить особое внимание театральным, эстрадным, кукольным, цирковым и иным спектаклям в числе объектов авторских прав, а также закрепить правовой режим спектакля в Гражданском кодексе Российской Федерации по аналогии с правовым режимом аудиовизуального произведения. Вторая концепция закрепляет режиссерские сценарии в перечне объектов авторских прав наряду с драматическими, музыкально-драматическими и сценарными произведениями.
Заместитель Министра культуры Российской Федерации Александр Журавский отметил, что «обсуждаемая проблема совершенно очевидна и порождает массу злоупотреблений со стороны продюсерского и актерского цехов».
Продолжая мысль предыдущего выступающего, Председатель Гильдии театральных режиссеров РоссииВалерий Фокин рассказал, что на практике отсутствие законодательного регулирования «порождает чудовищные последствия». «Довольно часто складывается ситуация, когда режиссер ставит спектакль и уезжает. А потом в театре начинают убирать действующих артистов, переделывать мизансцены. И, конечно, человека, который создал спектакль, не ставят в известность».
Мнение художественного руководителя Александринского театра поддержала доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИСа Марина Андрейкина: «Сегодня у драматического режиссера есть смежные права. Однако законодательство защищает постановку, только когда она транслируется. Проблема возникает именно с живым исполнением».
Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев обратил внимание на понятийный аппарат: «Когда законодатель подходит к определению статуса режиссера, он остается в растерянности. Кем в итоге является режиссер: создателем, идеологом, организатором, педагогом? Каждым понемногу. Именно поэтому творческая воля так трудно регламентируется на правовом уровне».
Его слова подтвердил художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров: «Профессия режиссера постоянно находится в динамике. В XIX веке это была организация некого сценического процесса, но впоследствии она превратилась в сложную работу созидания».
Присутствующие согласились с необходимостью правового регулирования интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков. В связи с этим Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству начал работу над созданием единого текста поправок.  
Просмотров 308

02.03.2016 12:04

Пример