Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Творческий эпатаж, или Творческий багаж

01.12.2015 14:17

"РФ-сегодня"

 Творческий эпатаж, или Творческий багаж

Подсчеты достижений по случаю круглых дат подразумевают обращение к статистике. Можно ограничиться сухим перечислением удач, прорывов, побед, цифр и фактов. Что ж, с этим у отмечающего 25летие театра «Кремлевский балет» все в ажуре. Налицо миллионы зрителей, гастроли по всей России и почти всему белу свету, около трех десятков постановок, из которых четырнадцать в постоянном репертуаре. 
Иной раз и наши, и зарубежные театры что есть силы улучшают статистику всевозможным эпатажем. Тенденция опять же не новая: еще Александр Блок чуть менее ста лет назад иронизировал над современными ему футуристами, разбивавшими графины о головы публики первого ряда, особо желавшей быть эпатированной. Но основатель, художественный руководитель и главный балетмейстер «Кремлевского балета» народный артист России Андрей Петров, ничего не имея против «новых веяний», работает в русле классических традиций, а завсегдатаи его спектаклей обсуждают их не только в фойе или по дороге к метро, но и в Интернете. Об этой особенности театра профессор РАТИ-ГИТИСа Дмитрий Трубочкин сказал мне, что в наше время впору ждать чего-то вызывающего, нонконформистского, а здесь обходятся без этого. Понятно, что в какой-то степени обязывает сцена за Кремлевской стеной, в нескольких всего сотнях метров от нулевого километра России, но опять же на этой сцене каких только рок-поп-звезд не встретишь. Так что плюрализм налицо, налицо и стремление к мастерству, без которого никакими новшествами не удивить. Недаром же выступать вместе с примами «Кремлевского балета» Натальей Балахничевой и Александрой Тимофеевой без малейших уговоров соглашаются лучшие танцовщики мира. 
Алиса Асланова
А за новизной в театре «Кремлевский балет» дело опять же не стало, и новизной неожиданной. Музыкальные гении непредсказуемы, но зачастую вынуждены творить не без влияния отнюдь не творческих обстоятельств. Взять знаменитую «Волшебную флейту». Владельцу венского театра Шикенедеру позарез нужен был кассовый оперный спектакль, а Вольфгангу Амадею Моцарту не менее остро необходим был заработок. Первый написал либретто, второй — музыку. О балете ни тот ни другой не думали и подумать не могли. Но все великое рано или поздно изначальные рамки начинает раздвигать. В случае с «Волшебной флейтой» этому и помог Андрей Борисович Петров, впервые в мире перенесший музыку Моцарта на балетную сцену. Сходный и благотворный эксперимент труппа «Кремлевского балета» и ее руководитель осуществили с другими великими операми, непредсказуемо смело объединив их в одном спектакле. Думается, что ни Моцарту, ни Россини не снилось, что их «Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» сольются на кремлевской сцене в одно искрящееся изяществом и весельем представление. «Лица необщее выражение» сказалось и в постановке знаменитой «Эсмеральды»: некогда, еще во времена Императорских театров трагедийный сюжет из всем известного романа «Собор Парижской Богоматери» пригладили благополучным финалом. В Кремле же предпочли вернуться к первоисточнику с его невеселым, но куда более правдоподобным для времени действия исходом… 
…До появления в 1990 году на московских афишах названия «Кремлевский балет» этот вид искусства в Москве культивировали лишь два репертуарных театра. Для перенасыщенного талантами мегаполиса этого было явно маловато, но при многих достоинствах советской культурной политики ей, в частности, свойствен, присущ столь несомненный бюрократизм, что возникновение новых творческих коллективов было явлением столь же редким, как и появление незамеченной ранее кометы на небесах. Ослабление жесткой централизации принятий подобных решений неожиданно и счастливо совпало с решением тогдашнего руководства Большого театра отказаться от показа спектаклей в Кремлевском дворце съездов, как именовался тогда нынешний Государственный Кремлевский дворец. На этой сцене Андрей Борисович Петров к тому времени исполнил немало классических партий в постановках Большого театра и оставить ее без любимого искусства просто не смог. Дирекция КДС его идею одобрила, но поскольку необходимые согласования и преодоление неизбежных этапов открытия финансирования грозили затянуться надолго, то первые три года театр являлся фактически первым и поначалу единственным частным коллективом такого уровня в Москве, а может быть, и в стране. 
Были и другие несомненные, хотя и малоизвестные исторические поводы к укоренению классического балета в Кремле. Именно здесь при дворе царя Алексея Михайловича некогда состоялось первое балетное представление, говоря по-современному, спродюсированное боярином Артамоном Матвеевым. Именно он смог уговорить на приезд в Белокаменную итальянских артистов. Впечатление, произведенное на «Тишайшего», как его порой именуют историки, государя, было столь сильным, что он в тот день дольше обычного молился и… больше времени провел в бане. Итальянцы в России надолго не задержались, но до отъезда провели что-то подобное мастер-классам, так что второе представление при царском дворе состоялось уже с участием отечественных поборников Терпсихоры. Словом, с историко-географической точки зрения первому исключительно балетному театру России пребывать за Кремлевской стеной было предначертано еще в XVII веке! 
…Но история историей, а начало не могло не выдаться непростым. Как рассказал мне Андрей Борисович Петров, первым делом провели кастинг, отобрали 35 танцовщиков и балерин и приступили к репетициям. Люди пришли из разных театров, были воспитанниками разных балетных школ, но дебютный спектакль удалось выпустить всего через полтора месяца. Такое не всегда под силу и давно слаженным, сформировавшимся полностью коллективам. Однако стартовая постановка балета Кирилла Молчанова «Макбет» дала понять всем сомневающимся, что новый театр первую высоту взял и отступать не собирается. 
С тех пор кремлевская сцена многих приманила и манит. А это, кстати сказать, самая большая балетная сцена в мире. Ее просторы и притягательны для исполнителей и сложны. Ведь репетиционный зал намного меньше, быстро перестроиться непросто, зато солисты, приезжающие из-за рубежа, воспринимают ее иной раз с восторгом: можно не сдерживать себя, как в привычных театрах. 
Юбилейный свой сезон «Кремлевский балет» открыл четвертым уже по счету фестивалем, на который для участия в его постановках съехались многие звезды хореографии из ведущих театров мира. Не обошлось и без того, что можно радостно назвать преемственностью поколений. В первом спектакле фестиваля на главную партию балета «Дон Кихот» Андрей Борисович Петров пригласил молодого премьера Большого театра Владислава Лантратова. Его отец, Валерий Васильевич Лантратов, семь лет танцевал в «Кремлевском балете», выходил на сцену в той же постановке, хотя и в другом амплуа!
И жизнь, и театр продолжаются.
 
Олег Дзюба. Фото пресс-службы ГКД
 
Кремлевский балет
 
Кремлевский балет-Жизель
 
Читайте нас в Telegram
Просмотров 1908