Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Совместные образовательные проекты как фактор евразийской интеграции

22.06.2016 00:01

«РФ-сегодня»
 
На фоне военных и иных конфликтов в Сирии, на Украине, в Закавказье и в других, чувствительных для граждан России регионах Евразии остаются незамеченными внешнеполитические инициативы РФ, направленные на формирование многополярного мира как основного условия свободного развития суверенных государств, включая страны постсоветского пространства.
Попытки внешнего давления на эти страны, открытое вмешательство в их внутренние дела, а также противодействие интеграционным процессам с участием России — эти и многие другие откровенно враждебные действия Запада по отношению к РФ и её региональным партнерам становятся ключевым направлением внешней политики целого ряда западных стран, международных структур и транснациональных корпораций.
Что сулят новые вызовы и угрозы Российской Федерации и другим странам постсоветского пространства, каковы перспективы евразийской интеграции и что нужно делать для её укрепления?
Полагаем, что атакам со стороны ряда западных структур подвергаются сегодня не только элиты постсоветских стран, но, в первую очередь, молодое поколение. Именно с молодежью стремятся работать различные прозападные НКО, получающие гранты для реализации «инновационных» проектов сфере образования. Очевидно, что замысел атакующей стороны состоит в том, чтобы превратить молодежь в странах постсоветского пространства, включая Россию, в новую и главную движущую силу прозападных перемен, выражающихся, увы, не в строительстве демократических и процветающих государств, а в разного рода квазиреволюциях, сметающих традиционные элиты.
В первые годы реформ в России и новых независимых государствах постсоветского пространства ставка, как известно, была сделана на интеллигенцию, которая являлась на тот момент главной социальной базой протеста. И именно интеллигенция, очарованная образом свободы, развернула СССР в сторону Запада. Сегодня большая часть российской интеллигенции разочарована и в либеральных реформах в России, и в западных ценностях. Следовательно, зарубежным кукловодам нужна новая движущая сила. И такой силой видится молодежь. Делается расчет на то, что постсоветское поколение в России и странах СНГ выросло в новой атмосфере — в условиях потребительского общества и в рамках принципиально иной системы образования, из которой был исключен воспитательный процесс и такие принципы, как интернационализм, патриотизм и уважение к объективному знанию.
Понятно, что для мобилизации молодых людей на протестные действия, нужна эффективная идеология, и такой идеологией во многих странах «третьего мира», к которым по некоторым параметрам примкнула и Россия, становится идеология будущего личного успеха.
Основные слагаемые этого успеха — карьера и благосостояние, которые возможны якобы только в западном обществе. Понятно, что успеха — в этом смысле достигают единицы — те, кого в результате тщательного отбора западными бизнес-ангелами и образовательными фондами вывозят за рубеж. Основной же массе постсоветской молодежи, увы, предлагается участие в «революциях» в обмен на возможность оказаться в числе избранных.
Согласно замыслу западных стратегов, в результате смены элит к власти в постсоветских странах (по аналогии со многими арабскими и иными странами развивающегося мира) должны прийти новые, прозападные элиты, которые призваны обеспечить присоединение названных стран к глобальным форматам жизнедеятельности. Молодежи обещается власть на условиях полной лояльности по отношению к Западу. Новое поколение евразийских политиков призвано закрепить периферийные, то есть неоколониальные модели экономики и культуры. Его задача — свернуть национальные суверенитеты в пользу структур глобального управления миром. Собственно говоря, эту технологию мы и видим сегодня во всей красе на Украине. Украинской молодежи обещали власть и процветание, а получила она нищету, гражданскую войну и эмиграцию.
Главная причина столь легкого обмана украинской молодежи — та когнитивная война, которая была развязана против России и её потенциальных партнеров сразу же после упразднения СССР. Эта война никогда не сводилась только к информационным атакам на Россию. Одно из ключевых направлений современной когнитивной войны, то есть войны знаний и смыслов — это внедрение новых образовательных стандартов и технологий. На той же Украине, к примеру, при активном участии прозападных структур удалось внедрить новую систему образования, основанную, в частности, на полной трансформации гуманитарных наук. Так, еще в середине нулевых годов в украинских учебниках не стало такого, например, понятия, как «Великая Отечественная война». Не было понятия и «Красная армия», так как во Второй мировой войне, согласно позиции авторов учебника, участвовали украинский, белорусский и прочие фронты.
Отсутствие адекватного школьного учебника истории, точнее — замена такого учебника извращенной агиткой стало одной из причин образовательной катастрофы на Украине. Выросло целое поколение манкуртов, не просто не знающих мировой и отечественной истории, но воспитанных на националистической квазиисторической ереси, из которой впоследствии — после впрыскивания в сознание украинской молодежи русофобских идей — вырос нацизм.
И похожие процессы — намеренная или вынужденная примитивизация системы образования и наполнение её лжеценностями и квазизнаниями — наблюдаются сегодня во многих постсоветских странах. Как противостоять деградации национальных систем образования? И что должна делать Россия, поскольку она объективно не может обеспечить новые постсоветские страны правильными учебниками?
Заметим, что и в самой России не все ладно с образовательным процессом. И в России, начиная с 90-х годов прошлого века, происходит эрозия исторической науки. К счастью, сегодня в нашей стране нарастает понимание того, что национальная система образования — один из важнейших фронтов в развязанной против РФ цивилизационной войне. И не случайно Президент России все чаще говорит о необходимости патриотического воспитания молодежи, которое должно начинаться в начальных классах средней школы и продолжаться в вузах.
Полагаем, что нам удастся удержать российскую молодежь на высоком образовательном уровне. Но важно удержать на приемлемом уровне научно-образовательные системы и в соседних странах, иначе мы получим скачки маргинальной молодежи по всему периметру России. По меньшей мере, задача укрепления национальных систем образования должна ставиться сегодня перед всеми странами — членами ЕАЭС.
Задачи по формированию единого культурного и образовательного пространств,ставятся сегодня перед министерствами образования стран — членов ЕАЭС в соответствии с договорами о стратегическом партнерстве. Однако немалая роль в формировании, например, единого образовательного пространства отводится сегодня и народной дипломатии.
В частности, в текущем году были запущены несколько программ Национального Фонда Социальных Программ (НФСП), направленных на разработку и продвижение специального образовательного курса для Вузов стран-членов ЕАЭС на тему «Евразийство и евразийская интеграция: истоки, основы, принципы, проблемы и перспективы».
При поддержке Фонда был подготовлен фундаментальный образовательный курс лекций, который был адаптирован, в частности, для Вузов Армении. В подготовке этого курса участвовали не только специалисты НФСП и Института ЕАЭС, включая авторов настоящей статьи, но также ведущие армянские эксперты — политологи, философы, экономисты, социологи, историки (Арам Сафарян, Ашот Тавадян, Александр Маркаров, Гагик Арутюнян и другие). Важно подчеркнуть, что российская инициатива выросла в итоге в совместный российско-армянский проект.
Полагаем, что включение названного курса лекций в учебные планы Вузов Армении позволит апробировать новые образовательные методики по такой важной теме, как «евразийская интеграция».
Аналогов подобного курса сегодня в странах ЕАЭС нет. Ни тематически, ни содержательно. Специалистам НФСП и Института ЕАЭС удалось разработать абсолютно инновационный курс из 12-ти лекций и ряда сопутствующих интерактивных круглых столов, в которых проблема евразийской интеграции рассматривается под самым разным углом — и в историческом ракурсе, и с точки зрения особенностей экономической интеграции постсоветских стран, и с позиции обеспечения коллективной безопасности на евразийском пространстве. Но самое главное — в основу курса заложена цивилизационная парадигма. Вся совокупность постсоветских стран рассматривается его авторами как единое цивилизационное пространство, как территория комплементарных культур и общих для евразийских народов традиционных ценностей.
Курс рассчитан на профильных специалистов, так или иначе связанных с евразийской проблематикой: на политологов, экономистов и специалистов в области государственного управления и международных отношений. При этом к чтению лекций и проведению специальных круглых столов могут быть привлечены не только преподаватели университетов, но также — в качестве экспертов и консультантов — и парламентарии России и Армении. Во всяком случае, мы знаем, что таким форматом коммуникации с молодежью заинтересовались несколько сенаторов Совета Федерации ФС РФ. Думается, было бы правильно провести презентацию данного курса в профильных комитетах обеих палат Федерального Собрания России.
 
В числе основных задач курса видятся:
  • формирование у слушателей (студентов и аспирантов высших учебных заведений Республики Армения) понимание основ теории и идеологии евразийства, а также законов, закономерностей и особенностей интеграционных процессов на постсоветском пространстве на примере анализа функционирования конкретных интеграционных объединений (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС и др.),
  • установление коммуникаций между политологами, политическими экспертами и аналитиками, востоковедами, историками и иными профильными специалистами Республики Армения и Российской Федерации,
  • включение армянских экспертов и специалистов в единое русскоязычное информационное, политико-аналитическое пространство и ориентирование их на понимание, а также объективное и непредвзятое освещение событий во внутренней и внешней политике России, преследующей интеграционные цели…
 
Полагаем, что с помощью именно таких лекционных курсов и соответствующих учебных пособий, возможно не только приостановить падение уровня гуманитарного образования в целом ряде постсоветских государств, но и представить в странах Евразии новое знание, основанное на уважении и к подлинной истории своих народов, и к истории стран-соседей.
Думается, что рост напряженности в Закавказье и те проблемы, с которыми столкнулся сегодня народ Армении, не помешают реализации уникальной образовательной программы в университетах Еревана. Отметим, что уже в момент подготовки настоящей статьи пришло известие о том, что руководство Ереванского государственного университета включило названный спецкурс лекций в Учебный план ЕГУ на 2016-2017 учебный год. Полагаем, что если будет достигнут успех в Армении (под успехом мы в данном случае понимаем появление искреннего интереса к евразийской проблематике со стороны армянских студентов в результате чтения лекций на профильных факультетах), то НФСП мог бы распространить позитивный опыт и на другие страны ЕАЭС.
Впрочем, создание и продвижение подобных образовательных курсов — лишь первая ласточка в оздоровлении научного и культурного пространства стран Евразии. Следующим шагом должно стать развитие и укрепление коммуникаций между историческими и иными научно-гуманитарными сообществами евразийских стран, обмен лекторами, совместное проведение международных научных конференций и круглых столов на основе общего, цивилизационного видения прошлого, настоящего и будущего Евразии. Во всяком случае, НФСП планирует заниматься в текущем году именно этим. 
 
Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
 
Андрей Сергеев, Председатель Правления Национального
Фонда Поддержки Социальных Программ (НФСП)
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 12737