День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Сочинение к Дню Победы

Этого человека я знаю относительно недавно. И очень давно. Анатолий Иванович Вершинский. Познакомился с ним на исходе прошлого века. А слышал много ранее. Мы земляки. Он старше меня на поколение.

Но поколение военное. А слышал о нем от своих сверстников, которых он учил, от старших, от людей во власти. 

13.05.2015 15:56

Сочинение к Дню Победы
На крыше поверженного Рейхстага. Май 1945 года. Справа — отец Иван Вершинский, слева — сын Анатолий Вершинский, в центре — фронтовой друг Василий Комиссаров
Но, пожалуй, самый трогательный, самобытный и подробный рассказ об Анатолии Ивановиче Вершинском написал его внук Саша Уваров, ученик Зареченской средней общеобразовательной школы. Называется он «Трактат о моем дедушке — рядовом истории ХХ века». Итак, слово Саше Уварову.
 
У поэта Сергея Острового есть такие строки:
 
«Нас все мень­ше и меньше…
А ведь было нас много,
А ведь было нас столько,
Что ломалась дорога.
Наши раны болели.
Наши кости белели,
Мы сол­датское лихо
Вместе с кашею ели…»
 
С каждым месяцем, с каждым днем становится все меньше и меньше вете­ранов Великой Отечественной. Исто­рия жизни дедушки — одна из страниц его родного края.
 

Ученик

Дедушка родился 18 марта 1920 года в селе Нестерове Емельяновского (ныне Калининского) района Тверской обла­сти в семье учителя. Окончил 4 клас­са Кунькинской школы. Доучивался в средней школе №7 города Калинина, которую окончил в 1939 году. У де­душки сохранились хорошие и яркие воспоминания о школьных годах. Он рассказывал, как торжественно прини­мали его в пионеры, в комсомол.

Он так вспоминает об этом: «Ты зна­ешь, помимо учебы, в комсомоле тогда уделялось большое внимание физиче­ской подготовке учащихся. В спортив­ных секциях занимались, чтобы сдать нормы на значок «ГТО» (готов к труду и обороне). Работали и кружки по под­готовке сдачи норм на значки «ГСО» (готов к санитарной обороне), «ПВХО» (противовоздушная химическая оборо­на), «Ворошиловский стрелок». Комсо­мольцы, как и вся советская молодежь того времени, готовились к защите сво­ей Родины — СССР. Обстановка в мире была тревожной, фашизм в Германии рвался к мировому господству.

Потом мне, как и многим моим сверстникам, эта физическая подготовка очень пригодилась в годы Вели­кой Отечественной войны, помогала переносить тяжелые условия и невзго­ды на фронте. Мы росли в атмосфере, когда любовь к Родине, преданность ей были основой всего. Так нас воспи­тывал комсомол, жизнь».

Воин

В октябре 1939 года дедушка был при­зван в Красную армию и направлен в Харьковское авиационное училище штурманов. Служить в авиации было его давнишней мечтой. Пройдя курс мо­лодого бойца, он был зачислен в школу младших авиасвязистов (ШМАС). Шко­ла готовила специалистов младшего со­става (механик, приборист, оружейник) по эксплуатации самолетного парка. На занятиях изучали материальную часть самолетов Р-5 и ПО-2, была и летная подготовка. «С радостью и волнением в сердце смотрел в небо, когда курсан­ты совершали учебные полеты. А когда сам в полете, это было что-то невооб­разимое! — продолжает он. — Кроме изучения самолета, проводились по­литзанятия, на которых знакомили с историей Красной армии, ее героями, а также с ситуацией в стране и мире. Должное место отводилось физической подготовке. Утром в любую погоду на улице проводилась физзарядка, на уро­ках — обязательно силовые упражне­ния. Я участвовал в легкоатлетических соревнованиях, кроссах. Мы мужали и физически и морально. Мужали как за­щитники Советской Родины. Я твердо убежден, что победу над фашистской Германией принесли не только эффек­тивность советского оружия, военное искусство наших полководцев, но и вы­сокая мораль советского воина».

В июле 1940-го дедушка окончил ШМАС. Ему было присвоено звание сержанта — на петлицах по два крас­ных треугольника. Теперь под руковод­ством военных техников он готовил самолеты к полетам. Часть находилась под Харьковом. Службой дедушка был доволен, о чем писал родителям и младшему брату, который с осени 1940 года также стал служить в авиации. В мае 1941-го, как и в предыдущие годы, училище перебазировалось на поле­вой аэродром. Жили в палатках. «По­года стояла теплая. По вечерам слушал песни, доносящиеся из украинских сел, расположенных за аэродромом. Дыша­лось спокойно. Накануне 21-го в 18 часов я был назначен начальником ка­раула. Неожиданно на рассвете ко мне подошел дежурный по аэродрому лей­тенант: «Что-то случилось. Поступила команда самолеты с линии убрать и поставить их по кругу аэродрома».

Было 5 утра 22 июня 1941 года. В 12 часов все, кто находился на аэродроме, припали к радиоприемникам. Слушали выступление В.М. Молотова, наркома иностранных дел, о вероломном на­падении фашистской Германии на Со­ветский Союз. И одна мысль: на фронт, громить, бить фашистов. Таким запом­нился дедушке первый день войны.

«На базе нашего авиаучилища, -вспоминает дедушка, — была сформи­рована 143-я отдельная авиационная эскадрилья связи, которая прибыла в начале июля на место дислокации в распоряжение штаба 18-й армии Южно­го фронта. Задача эскадрильи состояла в обеспечении воздушной связи штаба с соединениями и частями армии».

В январе 1942 года дедушка получил письмо от родителей. Отец писал, что советские войска в ходе контрнасту­пления под Москвой, начавшегося 5-6 декабря 1941-го, освободили родную деревню Кунькино. Из письма стали известны подробности об ужасах пери­ода оккупации родных мест. Деревню, школу сожгли. Едва не погиб отец. «Не мог удержаться, чтобы не прочесть это письмо товарищам. Сердце каждого переполняла ненависть к врагу и жаж­да мести! Сразу после этого я подал заявление в партию».

В мае 1942-го была создана 4-я воз­душная армия (4ВА), в состав которой вошла и 143-я Отдельная авиационная эскадрилья связи (143 ОАЭС). Лето 1942 вновь принесло тяжелые испытания. Враг ринулся на Сталинград и Кав­каз. В июне 1942-го дедушка пережил страшное потрясение — под Псковом погиб его брат Владимир, его бомбар­дировщик не вернулся с боевого зада­ния. Дедушка тяжело пережил смерть брата, ненависть к врагу разгорелась с еще большей силой. В августе 1942-го эскадрилья приземлилась в станице Нестеровской Чечено-Ингушской АССР недалеко от г. Грозного. В предгорьях Кавказа шли упорные бои, здесь немцам преградили путь к кавказской нефти. В сентябре 1942-го дедушка за мужествен­ное выполнение боевого задания был принят в члены ВКП (б) с сокращенным сроком пребывания в кандидатах.

В январе 1943 года развернулось наступление войск Северо-Кавказ­ского фронта. От фашистов очистили Кавказ, Ставропольский и Красно­дарский края. Настроение у бойцов поднялось, крепла вера в то, что фа­шистская Германия будет повергнута. В мае 1943 года после освобождения Крыма 143 ОАЭС в составе 4 ВА была передана 2-му Белорусскому фронту, освобождавшему Белоруссию и Поль­шу. В Польше дедушка видел лагерь смерти, где гитлеровцы сжигали в газовых печах пленных — людей раз­ных национальностей. Он вспомина­ет: «Стоял жуткий смрад. На глазах каждого, кому довелось увидеть это, наворачивались слезы… Чудовищное преступление фашизма!.. Было одно желание — добить фашистского зверя, разгромить в собственном логове!»

К концу войны, в январе 1945 года, произошла трогательная, незабывае­мая встреча дедушки со своим отцом. Дело было так. Из переписки с отцом дедушка понял, что тот воюет где-то недалеко в составе того же фронта. Он обратился к командиру эскадрильи дать ему полтора дня для поездки в расположение части, где служил отец. Просьба была удовлетворена. Отец и сын встретились. Ивану Николаевичу, отцу дедушки, было тогда 50, здоровье было неважное — но воевал. Вернув­шись в свою эскадрилью, дедушка по­просил командира посодействовать переводу отца в их часть. Просьба по­шла наверх, и командующий 2-м Бело­русским фронтом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский очень опера­тивно решил вопрос.

Так и стали вместе отец и сын до­бивать врага в его логове. 143 ОАЭС в составе 4 ВА участвовала в Берлин­ской операции. День Победы дедушка отмечал вместе со своим отцом. «Весь состав эскадрильи с восторгом, с кри­ками «Ура!» встретил известие о пол­ном разгроме гитлеровской Германии. На память мы с отцом и фронтовым другом Василием Комиссаровым сфо­тографировались на крыше повержен­ного Рейхстага», — таким запомнился деду последний день войны.

На войне дедушка был комсоргом части, а потом и заместителем пар­торга. Воинский путь его — это ратный труд авиационного механика. Муже­ство, стойкость и отвага деда были от­мечены орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавка­за», «За взятие Кенигсберга», а позднее медалью «За победу над Германией». Бережет дедушка как ценную награду Благодарность за подписью Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.

Я попросил дедушку рассказать о самой дорогой для него награде. Вот что он вспомнил: «Авиаторы не ходили в атаку, как пехотинцы. Но подчас по­падали в тяжелое положение. На само­летах в 143 ОАЭС не было вооружения, в ее задачу входило обеспечение воз­душной связью, прежде всего наземных частей, доставляя им пакеты с боевыми приказами, донесениями. Пакеты вру­чались лично (самолет ПО-2 мог взле­тать или садиться на малой площадке) или сбрасывались с высоты 50-100 м. Однажды мы с летчиком Василием Ми­хайловым получили задание доставить секретный пакет в воинскую часть, в расположении которой шли упорные бои. Наш самолет был обстрелян. Па­кет мы сбросили в нужное место, но самолет получил повреждение. При­шлось совершить посадку. Поврежде­ние мне удалось устранить (материалы, запчасти, инструмент я всегда возил с собой). Взлетели, прибыли в эскадри­лью. А вот если бы не взлетели… За это я и был награжден медалью «За отва­гу». Она для меня ценна как орден!»

Войну дедушка закончил в мае 1946 года. О последних днях войны и воз­вращении с фронта: «Май 1946 года. Город Швейднице, на окраине кото­рого аэродром. Здесь и был зачитан приказ о демобилизации из армии. Трудно передать чувство радости: я возвращаюсь на Родину. Семь лет раз­луки! Война с заклятым врагом отняла у меня самые молодые годы. Жаль… Но я горд, что противник повержен.

Подъезжаем к родной деревне… И сжало сердце. Что сталось с нашей де­ревней?! Пепелище. Сожжена и началь­ная школа, в которой учил детей мой отец, здесь же при школе они жили с мамой. Из маленькой домушки выш­ли папа и мама. Улыбки, слезы. Жилье было сооружено из перевезенной из деревни баньки, уцелевшей после вар­варства гитлеровцев. В этом тесном тереме на стол, сделанный из досок, поставили скромную закуску. Хлеб был испечен из ржаной муки, намолотой на ручной мельнице. Конечно, выпили за встречу, за победу. Сидели долго, почти до рассвета, вспоминая мирные годы, родственников, друзей, говорили о пла­нах на будущее. Родители рассказали о страшной жизни при фашистской оккупации, о зверствах гитлеровцев, о том, что принесла народу война… Но у всех сидящих тогда за столом была уверенность — выстоим и теперь.

Учитель. Гражданин

В октябре 1946-го сержант Анатолий Вершинский поступил на исторический факультет Калининского педагогиче­ского института (историей он увлекал­ся еще в школе), который окончил с отличием в 1950 году. У него была воз­можность поступить в аспирантуру, но он руководствовался тем, что больше нужен на селе, и на комиссии по рас­пределению заявил о желании работать в сельской школе. В августе того же года с путевкой Министерства просве­щения РСФСР он прибыл с женой Мар­гаритой Андреевной в Емельяновскую среднюю школу Емельяновского райо­на Калининской области на должность учителя истории, а уже в октябре стал завучем. Всю свою дальнейшую тру­довую деятельность дедушка провел в стенах этой школы. Он следовал посло­вице: «Где родился, там и пригодился».

В школе была партийная организа­ция, в 1951 году деда избрали ее секре­тарем. До ликвидации Емельяновского района он работал лектором на обще­ственных началах при райкоме партии. В школе в 1953 году была организована первичная организация Всесоюзного общества «Знание». Председателем из­брали дедушку. Он работал в организа­ции до 1990 года. Читал лекции на меж­дународные, исторические, нравствен­ные темы рабочим совхоза, жителям села, ходил в близлежащие деревни, возвращался домой поздно вечером.

Для него эта работа, собственно, была не работой, а порывом души. Он учил школьников понимать и знать историю, в первую очередь историю своего Отечества. Прекрасно владея предметом, он связывал изучение истории с современной жизнью стра­ны и родного края. В 1964 году он стал директором школы. В основу воспита­ния он всегда ставил воспитание во­енно-патриотическое. С 1965 года, года двадцатилетия победы над фашист­ской Германией, он стал работать над краеведческой темой «История родно­го края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», привлекая к этой работе школьников. Была развернута активная поисковая работа. Это по­зволило в дальнейшем создать в шко­ле комнату боевой славы, ставшей за­тем военно-историческим музеем.

Именно дедушке удалось «раско­пать» документы о том, что дважды Герой Советского Союза Маршал Со­ветского Союза Захаров Матвей Васи­льевич является их земляком, и первым установил с ним связь. Матвей Васи­льевич оказался человеком большой души, очень отзывчивым, любящим мо­лодежь. Как уроженец старицкой земли, он уделял много внимания школе, при­стально следил за работой «красных следопытов», оказывал им помощь. Вы­дающегося советского военачальника, прошедшего путь от солдата до марша­ла, не стало 31 января 1972 года. А 6 ав­густа 1973 года Постановлением Совета Министров РСФСР Емельяновской шко­ле было присвоено имя М.В. Захарова.

Наряду с поисковой работой дедуш­ка организовывал походы по местам боевой славы, боевых сражений. Такая неординарная вещь — в обыкновенной в общем-то школе вместе с военруком был создан парашютный кружок, ско­рее клуб. В нем занимались не только учащиеся школы, но и молодежь горо­да Старицы, совхоза «Красноармеец», других сел. Было подготовлено около 1500 парашютистов! И конечно, не слу­чайно 27 выпускников школы окончи­ли военные училища, стали офицерами Вооруженных сил, замечательными ко­мандирами, преподавателями военных вузов (среди них — серебряный меда­лист школы, сын дедушки и мой дя­дя -В.А. Вершинский).

Много внимания в школе уделялось и трудовому воспитанию. В совхозе «Красноармеец» работали трудовые бригады школьников, помогали совхо­зу в уходе за животными, в проведе­нии посевной и уборочной кампаний(работа на тракторах, косилках, ком­байнах), в проведении машинной дой­ки на молочных фермах. Ученик Емельяновской школы Виктор Назаров стал победителем районного, област­ного, а затем и всесоюзного учениче­ского конкурса «Трудовые резервы», за что был награжден золотой медалью.

За успехи в учебно-воспитатель­ной работе в школе дедушка получил звания «Отличник народного просве­щения» Министерства просвещения РСФСР и «Отличник просвещения СССР», награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», медалью «Вете­ран труда»; ему неоднократно объявля­ются благодарности областным и рай­онным отделами народного образова­ния. Наград у дедушки великое множе­ство. Ему присвоено звание «Почетный гражданин Старицкого района».

С поста директора школы в 1983 го­ду дедушка ушел на пенсию, хотя еще пять лет продолжал работать в шко­ле преподавателем истории. До ухода на пенсию он многократно избирался депутатом Емельяновского сельского, Емельяновского районного, Старицкого районного Советов народных депута­тов, пользовался уважением и довери­ем у сельчан, внимательно относился к запросам избирателей. Служить народу считал своей обязанностью и долгом.

После ухода на заслуженный отдых дедушка возглавил Совет ветеранов войны и труда Емельяновского сель­ского округа Старицкого районного Совета ветеранов.

Старичане знают дедушку как ак­тивнейшего краеведа и внештатно­го корреспондента районной газеты «Старицкий вестник», на страницах которой часто публиковались его краеведческие статьи, очерки о людях Емельяновского округа, о событиях Великой Отечественной войны.

Более полувека шла по жизни ря­дом с дедушкой, поддерживая его во всем, моя бабушка — Маргарита Ан­дреевна Вершинская. Она также от­дала 37 лет жизни обучению и воспи­танию школьников, работая учителем русского языка и литературы в той же школе. В 1997 году дедушка с бабуш­кой отметили золотую свадьбу.

Много интересных и ярких страниц насчитывает биография дедушки. Но самой большой его гордостью, несо­мненно, является школьный военно-исторический музей. Дедушка его соз­дал, лелеял и развивал. Музей школы имеет множество наград. С начала основания и до сегодняшнего дня он не прерывает свою работу, пополняясь все новыми и новыми экспонатами, так же как не прерывал работу в нем его руководитель на общественных началах, пенсионер с 1983 года — мой дедушка. О своей трудовой деятельно­сти он говорил просто: «Считаю, что еще могу послужить делу патриотиче­ского воспитания молодежи. Такой уж я человек — не могу жить без дела».

Его музей — по сути живая память героических лет. И человек, его создав­ший и лелеявший, — хранитель этой па­мяти, Гражданин в самом высоком зна­чении этого слова. Мой дедушка один из тех людей с активной жизненной позицией, которая позволяла им жить и трудиться, несмотря на возраст. Гля­дя на них, верится, что с нашей стра­ной будет все в порядке. Но все-таки часто у дедушки в наших с ним бесе­дах звучали и ностальгические нотки:

«Оглядываясь на прошлое с высоты сегодняшнего времени, — говорил он, -считаю, что социалистический строй, несмотря на большие ошибки (это был путь еще никем не изведанный), явля­ется самым справедливым обществом на земле. Люди труда были в почете, ощущали себя хозяевами. Общество не разделялось по полюсам — богатые и бедные. Каждый день приносил ра­дость строек и открытий. Социальная политика отвечала интересам народа: бесплатное образование, здравоохра­нение. Сейчас не каждая семья име­ет возможность направить в высшее учебное заведение своих детей, приоб­рести необходимые лекарства — нуж­ны деньги. Теперь простому человеку труда недоступны санатории, курорты, дома отдыха, экскурсионные поездки и путешествия. Раньше нуждающимся предоставляли бесплатную квартиру. Люди жили с верой в завтрашний день. Теперь по существу нет отечественной культуры, особенно на ТВ, радио. Эфир загружен иностранными фильмами. Перестали говорить и показывать пере­дачи о трудовых, героических подвигах в истории нашей Родины. Оскорбляют с экранов и в прессе коммунистов, сра­жавшихся в первых рядах на фронте против фашизма. Можно ли говорить о согласии и примирении?

В последнее время снова начали говорить о патриотическом воспита­нии. Но на искажении истории разве можно воспитывать патриотизм? Я был воспитан комсомолом, Компар­тией, в рядах которой до сих пор со­стою (свой партбилет храню), поэтому живу идеалами социализма. И все же я остаюсь оптимистом. Живу с чув­ством веры в лучшее будущее России».

Нельзя не согласиться с этими до­водами дедушки и в первую очередь с тем, что люди его поколения жили с верой в завтрашний день. Им можно позавидовать в том, что намеченные планы, их мечты, как правило, претво­рялись в жизнь: им удалось одолеть фашистского зверя, разбив его на­голову, они смогли за короткий срок поднять на ноги разрушенную войной страну, стать сильной державой с мощ­ным военно-промышленным потенциа­лом, возвести новые заводы и фабрики, электростанции и железные дороги, опередить все страны в области кос­мических исследований, послать в кос­мос первого человека и многое, многое другое. Они верили, что смогут это сделать, и их надежды осуществлялись.

Я благодарен дедушке, что он так много смог рассказать мне о своем жизненном пути, который напрямую был связан с жизнью всей страны. Та­ких, как мой дедушка, нельзя забывать.

А их «все меньше и меньше». Де­душка ушел из жизни на 94-м году.

Память о них нужна нам, ныне живущим. Она нетленна. Столь доро­го заплачено за то, чтобы жила она. Великая Отечественная война была и остается для нынешних и будущих поколений мерилом совести, чести и мужества, и хочется, чтобы священная память о подвиге наших еще не очень далеких предков, в том числе и моего дедушки, служила миру и согласию. Наш долг, долг нынешнего поколения, сохранить эту память.»

Что можно добавить к этим словам? Только полностью подписаться под ними. Память бесконечна, если она тянется от деда к внуку. Это значит, что бесконечна и нить жизни. Значит, есть будущее.

Подготовил  Евгений Румянцев

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6541