Сочинение к Дню Победы
Этого человека я знаю относительно недавно. И очень давно. Анатолий Иванович Вершинский. Познакомился с ним на исходе прошлого века. А слышал много ранее. Мы земляки. Он старше меня на поколение.
Но поколение военное. А слышал о нем от своих сверстников, которых он учил, от старших, от людей во власти.
Ученик
Дедушка родился 18 марта 1920 года в селе Нестерове Емельяновского (ныне Калининского) района Тверской области в семье учителя. Окончил 4 класса Кунькинской школы. Доучивался в средней школе №7 города Калинина, которую окончил в 1939 году. У дедушки сохранились хорошие и яркие воспоминания о школьных годах. Он рассказывал, как торжественно принимали его в пионеры, в комсомол.
Он так вспоминает об этом: «Ты знаешь, помимо учебы, в комсомоле тогда уделялось большое внимание физической подготовке учащихся. В спортивных секциях занимались, чтобы сдать нормы на значок «ГТО» (готов к труду и обороне). Работали и кружки по подготовке сдачи норм на значки «ГСО» (готов к санитарной обороне), «ПВХО» (противовоздушная химическая оборона), «Ворошиловский стрелок». Комсомольцы, как и вся советская молодежь того времени, готовились к защите своей Родины — СССР. Обстановка в мире была тревожной, фашизм в Германии рвался к мировому господству.
Потом мне, как и многим моим сверстникам, эта физическая подготовка очень пригодилась в годы Великой Отечественной войны, помогала переносить тяжелые условия и невзгоды на фронте. Мы росли в атмосфере, когда любовь к Родине, преданность ей были основой всего. Так нас воспитывал комсомол, жизнь».
Воин
В октябре 1939 года дедушка был призван в Красную армию и направлен в Харьковское авиационное училище штурманов. Служить в авиации было его давнишней мечтой. Пройдя курс молодого бойца, он был зачислен в школу младших авиасвязистов (ШМАС). Школа готовила специалистов младшего состава (механик, приборист, оружейник) по эксплуатации самолетного парка. На занятиях изучали материальную часть самолетов Р-5 и ПО-2, была и летная подготовка. «С радостью и волнением в сердце смотрел в небо, когда курсанты совершали учебные полеты. А когда сам в полете, это было что-то невообразимое! — продолжает он. — Кроме изучения самолета, проводились политзанятия, на которых знакомили с историей Красной армии, ее героями, а также с ситуацией в стране и мире. Должное место отводилось физической подготовке. Утром в любую погоду на улице проводилась физзарядка, на уроках — обязательно силовые упражнения. Я участвовал в легкоатлетических соревнованиях, кроссах. Мы мужали и физически и морально. Мужали как защитники Советской Родины. Я твердо убежден, что победу над фашистской Германией принесли не только эффективность советского оружия, военное искусство наших полководцев, но и высокая мораль советского воина».
В июле 1940-го дедушка окончил ШМАС. Ему было присвоено звание сержанта — на петлицах по два красных треугольника. Теперь под руководством военных техников он готовил самолеты к полетам. Часть находилась под Харьковом. Службой дедушка был доволен, о чем писал родителям и младшему брату, который с осени 1940 года также стал служить в авиации. В мае 1941-го, как и в предыдущие годы, училище перебазировалось на полевой аэродром. Жили в палатках. «Погода стояла теплая. По вечерам слушал песни, доносящиеся из украинских сел, расположенных за аэродромом. Дышалось спокойно. Накануне 21-го в 18 часов я был назначен начальником караула. Неожиданно на рассвете ко мне подошел дежурный по аэродрому лейтенант: «Что-то случилось. Поступила команда самолеты с линии убрать и поставить их по кругу аэродрома».
Было 5 утра 22 июня 1941 года. В 12 часов все, кто находился на аэродроме, припали к радиоприемникам. Слушали выступление В.М. Молотова, наркома иностранных дел, о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. И одна мысль: на фронт, громить, бить фашистов. Таким запомнился дедушке первый день войны.
«На базе нашего авиаучилища, -вспоминает дедушка, — была сформирована 143-я отдельная авиационная эскадрилья связи, которая прибыла в начале июля на место дислокации в распоряжение штаба 18-й армии Южного фронта. Задача эскадрильи состояла в обеспечении воздушной связи штаба с соединениями и частями армии».
В январе 1942 года дедушка получил письмо от родителей. Отец писал, что советские войска в ходе контрнаступления под Москвой, начавшегося 5-6 декабря 1941-го, освободили родную деревню Кунькино. Из письма стали известны подробности об ужасах периода оккупации родных мест. Деревню, школу сожгли. Едва не погиб отец. «Не мог удержаться, чтобы не прочесть это письмо товарищам. Сердце каждого переполняла ненависть к врагу и жажда мести! Сразу после этого я подал заявление в партию».
В мае 1942-го была создана 4-я воздушная армия (4ВА), в состав которой вошла и 143-я Отдельная авиационная эскадрилья связи (143 ОАЭС). Лето 1942 вновь принесло тяжелые испытания. Враг ринулся на Сталинград и Кавказ. В июне 1942-го дедушка пережил страшное потрясение — под Псковом погиб его брат Владимир, его бомбардировщик не вернулся с боевого задания. Дедушка тяжело пережил смерть брата, ненависть к врагу разгорелась с еще большей силой. В августе 1942-го эскадрилья приземлилась в станице Нестеровской Чечено-Ингушской АССР недалеко от г. Грозного. В предгорьях Кавказа шли упорные бои, здесь немцам преградили путь к кавказской нефти. В сентябре 1942-го дедушка за мужественное выполнение боевого задания был принят в члены ВКП (б) с сокращенным сроком пребывания в кандидатах.
В январе 1943 года развернулось наступление войск Северо-Кавказского фронта. От фашистов очистили Кавказ, Ставропольский и Краснодарский края. Настроение у бойцов поднялось, крепла вера в то, что фашистская Германия будет повергнута. В мае 1943 года после освобождения Крыма 143 ОАЭС в составе 4 ВА была передана 2-му Белорусскому фронту, освобождавшему Белоруссию и Польшу. В Польше дедушка видел лагерь смерти, где гитлеровцы сжигали в газовых печах пленных — людей разных национальностей. Он вспоминает: «Стоял жуткий смрад. На глазах каждого, кому довелось увидеть это, наворачивались слезы… Чудовищное преступление фашизма!.. Было одно желание — добить фашистского зверя, разгромить в собственном логове!»
К концу войны, в январе 1945 года, произошла трогательная, незабываемая встреча дедушки со своим отцом. Дело было так. Из переписки с отцом дедушка понял, что тот воюет где-то недалеко в составе того же фронта. Он обратился к командиру эскадрильи дать ему полтора дня для поездки в расположение части, где служил отец. Просьба была удовлетворена. Отец и сын встретились. Ивану Николаевичу, отцу дедушки, было тогда 50, здоровье было неважное — но воевал. Вернувшись в свою эскадрилью, дедушка попросил командира посодействовать переводу отца в их часть. Просьба пошла наверх, и командующий 2-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский очень оперативно решил вопрос.
Так и стали вместе отец и сын добивать врага в его логове. 143 ОАЭС в составе 4 ВА участвовала в Берлинской операции. День Победы дедушка отмечал вместе со своим отцом. «Весь состав эскадрильи с восторгом, с криками «Ура!» встретил известие о полном разгроме гитлеровской Германии. На память мы с отцом и фронтовым другом Василием Комиссаровым сфотографировались на крыше поверженного Рейхстага», — таким запомнился деду последний день войны.
На войне дедушка был комсоргом части, а потом и заместителем парторга. Воинский путь его — это ратный труд авиационного механика. Мужество, стойкость и отвага деда были отмечены орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», а позднее медалью «За победу над Германией». Бережет дедушка как ценную награду Благодарность за подписью Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.
Я попросил дедушку рассказать о самой дорогой для него награде. Вот что он вспомнил: «Авиаторы не ходили в атаку, как пехотинцы. Но подчас попадали в тяжелое положение. На самолетах в 143 ОАЭС не было вооружения, в ее задачу входило обеспечение воздушной связью, прежде всего наземных частей, доставляя им пакеты с боевыми приказами, донесениями. Пакеты вручались лично (самолет ПО-2 мог взлетать или садиться на малой площадке) или сбрасывались с высоты 50-100 м. Однажды мы с летчиком Василием Михайловым получили задание доставить секретный пакет в воинскую часть, в расположении которой шли упорные бои. Наш самолет был обстрелян. Пакет мы сбросили в нужное место, но самолет получил повреждение. Пришлось совершить посадку. Повреждение мне удалось устранить (материалы, запчасти, инструмент я всегда возил с собой). Взлетели, прибыли в эскадрилью. А вот если бы не взлетели… За это я и был награжден медалью «За отвагу». Она для меня ценна как орден!»
Войну дедушка закончил в мае 1946 года. О последних днях войны и возвращении с фронта: «Май 1946 года. Город Швейднице, на окраине которого аэродром. Здесь и был зачитан приказ о демобилизации из армии. Трудно передать чувство радости: я возвращаюсь на Родину. Семь лет разлуки! Война с заклятым врагом отняла у меня самые молодые годы. Жаль… Но я горд, что противник повержен.
Подъезжаем к родной деревне… И сжало сердце. Что сталось с нашей деревней?! Пепелище. Сожжена и начальная школа, в которой учил детей мой отец, здесь же при школе они жили с мамой. Из маленькой домушки вышли папа и мама. Улыбки, слезы. Жилье было сооружено из перевезенной из деревни баньки, уцелевшей после варварства гитлеровцев. В этом тесном тереме на стол, сделанный из досок, поставили скромную закуску. Хлеб был испечен из ржаной муки, намолотой на ручной мельнице. Конечно, выпили за встречу, за победу. Сидели долго, почти до рассвета, вспоминая мирные годы, родственников, друзей, говорили о планах на будущее. Родители рассказали о страшной жизни при фашистской оккупации, о зверствах гитлеровцев, о том, что принесла народу война… Но у всех сидящих тогда за столом была уверенность — выстоим и теперь.
Учитель. Гражданин
В октябре 1946-го сержант Анатолий Вершинский поступил на исторический факультет Калининского педагогического института (историей он увлекался еще в школе), который окончил с отличием в 1950 году. У него была возможность поступить в аспирантуру, но он руководствовался тем, что больше нужен на селе, и на комиссии по распределению заявил о желании работать в сельской школе. В августе того же года с путевкой Министерства просвещения РСФСР он прибыл с женой Маргаритой Андреевной в Емельяновскую среднюю школу Емельяновского района Калининской области на должность учителя истории, а уже в октябре стал завучем. Всю свою дальнейшую трудовую деятельность дедушка провел в стенах этой школы. Он следовал пословице: «Где родился, там и пригодился».
В школе была партийная организация, в 1951 году деда избрали ее секретарем. До ликвидации Емельяновского района он работал лектором на общественных началах при райкоме партии. В школе в 1953 году была организована первичная организация Всесоюзного общества «Знание». Председателем избрали дедушку. Он работал в организации до 1990 года. Читал лекции на международные, исторические, нравственные темы рабочим совхоза, жителям села, ходил в близлежащие деревни, возвращался домой поздно вечером.
Для него эта работа, собственно, была не работой, а порывом души. Он учил школьников понимать и знать историю, в первую очередь историю своего Отечества. Прекрасно владея предметом, он связывал изучение истории с современной жизнью страны и родного края. В 1964 году он стал директором школы. В основу воспитания он всегда ставил воспитание военно-патриотическое. С 1965 года, года двадцатилетия победы над фашистской Германией, он стал работать над краеведческой темой «История родного края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», привлекая к этой работе школьников. Была развернута активная поисковая работа. Это позволило в дальнейшем создать в школе комнату боевой славы, ставшей затем военно-историческим музеем.
Именно дедушке удалось «раскопать» документы о том, что дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Захаров Матвей Васильевич является их земляком, и первым установил с ним связь. Матвей Васильевич оказался человеком большой души, очень отзывчивым, любящим молодежь. Как уроженец старицкой земли, он уделял много внимания школе, пристально следил за работой «красных следопытов», оказывал им помощь. Выдающегося советского военачальника, прошедшего путь от солдата до маршала, не стало 31 января 1972 года. А 6 августа 1973 года Постановлением Совета Министров РСФСР Емельяновской школе было присвоено имя М.В. Захарова.
Наряду с поисковой работой дедушка организовывал походы по местам боевой славы, боевых сражений. Такая неординарная вещь — в обыкновенной в общем-то школе вместе с военруком был создан парашютный кружок, скорее клуб. В нем занимались не только учащиеся школы, но и молодежь города Старицы, совхоза «Красноармеец», других сел. Было подготовлено около 1500 парашютистов! И конечно, не случайно 27 выпускников школы окончили военные училища, стали офицерами Вооруженных сил, замечательными командирами, преподавателями военных вузов (среди них — серебряный медалист школы, сын дедушки и мой дядя -В.А. Вершинский).
Много внимания в школе уделялось и трудовому воспитанию. В совхозе «Красноармеец» работали трудовые бригады школьников, помогали совхозу в уходе за животными, в проведении посевной и уборочной кампаний(работа на тракторах, косилках, комбайнах), в проведении машинной дойки на молочных фермах. Ученик Емельяновской школы Виктор Назаров стал победителем районного, областного, а затем и всесоюзного ученического конкурса «Трудовые резервы», за что был награжден золотой медалью.
За успехи в учебно-воспитательной работе в школе дедушка получил звания «Отличник народного просвещения» Министерства просвещения РСФСР и «Отличник просвещения СССР», награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», медалью «Ветеран труда»; ему неоднократно объявляются благодарности областным и районным отделами народного образования. Наград у дедушки великое множество. Ему присвоено звание «Почетный гражданин Старицкого района».
С поста директора школы в 1983 году дедушка ушел на пенсию, хотя еще пять лет продолжал работать в школе преподавателем истории. До ухода на пенсию он многократно избирался депутатом Емельяновского сельского, Емельяновского районного, Старицкого районного Советов народных депутатов, пользовался уважением и доверием у сельчан, внимательно относился к запросам избирателей. Служить народу считал своей обязанностью и долгом.
После ухода на заслуженный отдых дедушка возглавил Совет ветеранов войны и труда Емельяновского сельского округа Старицкого районного Совета ветеранов.
Старичане знают дедушку как активнейшего краеведа и внештатного корреспондента районной газеты «Старицкий вестник», на страницах которой часто публиковались его краеведческие статьи, очерки о людях Емельяновского округа, о событиях Великой Отечественной войны.
Более полувека шла по жизни рядом с дедушкой, поддерживая его во всем, моя бабушка — Маргарита Андреевна Вершинская. Она также отдала 37 лет жизни обучению и воспитанию школьников, работая учителем русского языка и литературы в той же школе. В 1997 году дедушка с бабушкой отметили золотую свадьбу.
Много интересных и ярких страниц насчитывает биография дедушки. Но самой большой его гордостью, несомненно, является школьный военно-исторический музей. Дедушка его создал, лелеял и развивал. Музей школы имеет множество наград. С начала основания и до сегодняшнего дня он не прерывает свою работу, пополняясь все новыми и новыми экспонатами, так же как не прерывал работу в нем его руководитель на общественных началах, пенсионер с 1983 года — мой дедушка. О своей трудовой деятельности он говорил просто: «Считаю, что еще могу послужить делу патриотического воспитания молодежи. Такой уж я человек — не могу жить без дела».
Его музей — по сути живая память героических лет. И человек, его создавший и лелеявший, — хранитель этой памяти, Гражданин в самом высоком значении этого слова. Мой дедушка один из тех людей с активной жизненной позицией, которая позволяла им жить и трудиться, несмотря на возраст. Глядя на них, верится, что с нашей страной будет все в порядке. Но все-таки часто у дедушки в наших с ним беседах звучали и ностальгические нотки:
«Оглядываясь на прошлое с высоты сегодняшнего времени, — говорил он, -считаю, что социалистический строй, несмотря на большие ошибки (это был путь еще никем не изведанный), является самым справедливым обществом на земле. Люди труда были в почете, ощущали себя хозяевами. Общество не разделялось по полюсам — богатые и бедные. Каждый день приносил радость строек и открытий. Социальная политика отвечала интересам народа: бесплатное образование, здравоохранение. Сейчас не каждая семья имеет возможность направить в высшее учебное заведение своих детей, приобрести необходимые лекарства — нужны деньги. Теперь простому человеку труда недоступны санатории, курорты, дома отдыха, экскурсионные поездки и путешествия. Раньше нуждающимся предоставляли бесплатную квартиру. Люди жили с верой в завтрашний день. Теперь по существу нет отечественной культуры, особенно на ТВ, радио. Эфир загружен иностранными фильмами. Перестали говорить и показывать передачи о трудовых, героических подвигах в истории нашей Родины. Оскорбляют с экранов и в прессе коммунистов, сражавшихся в первых рядах на фронте против фашизма. Можно ли говорить о согласии и примирении?
В последнее время снова начали говорить о патриотическом воспитании. Но на искажении истории разве можно воспитывать патриотизм? Я был воспитан комсомолом, Компартией, в рядах которой до сих пор состою (свой партбилет храню), поэтому живу идеалами социализма. И все же я остаюсь оптимистом. Живу с чувством веры в лучшее будущее России».
Нельзя не согласиться с этими доводами дедушки и в первую очередь с тем, что люди его поколения жили с верой в завтрашний день. Им можно позавидовать в том, что намеченные планы, их мечты, как правило, претворялись в жизнь: им удалось одолеть фашистского зверя, разбив его наголову, они смогли за короткий срок поднять на ноги разрушенную войной страну, стать сильной державой с мощным военно-промышленным потенциалом, возвести новые заводы и фабрики, электростанции и железные дороги, опередить все страны в области космических исследований, послать в космос первого человека и многое, многое другое. Они верили, что смогут это сделать, и их надежды осуществлялись.
Я благодарен дедушке, что он так много смог рассказать мне о своем жизненном пути, который напрямую был связан с жизнью всей страны. Таких, как мой дедушка, нельзя забывать.
А их «все меньше и меньше». Дедушка ушел из жизни на 94-м году.
Память о них нужна нам, ныне живущим. Она нетленна. Столь дорого заплачено за то, чтобы жила она. Великая Отечественная война была и остается для нынешних и будущих поколений мерилом совести, чести и мужества, и хочется, чтобы священная память о подвиге наших еще не очень далеких предков, в том числе и моего дедушки, служила миру и согласию. Наш долг, долг нынешнего поколения, сохранить эту память.»
Что можно добавить к этим словам? Только полностью подписаться под ними. Память бесконечна, если она тянется от деда к внуку. Это значит, что бесконечна и нить жизни. Значит, есть будущее.
Подготовил Евгений Румянцев