СФ: Фискальная нагрузка на бизнес должна быть снижена

"РФ-сегодня"

СФ: Фискальная нагрузка на бизнес должна быть снижена

Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам организовал «круглый стол» на тему «Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
Мероприятие провел председатель Комитета СФ Сергей Рябухин. В своем выступлении сенатор напомнил, что недавно Совет Федерации утвердил изменения в федеральный бюджет на 2015 год. Общий объем доходов федерального бюджета на 2015 год был уменьшен на 17 процентов или на 2,5 триллионов рублей по сравнению с первоначально утвержденным объемом. Положительная динамика роста доходов федерального бюджета сменилась отрицательной, что вызывает серьезную обеспокоенность. Сложная ситуация складывается и с наполнением доходной части региональных бюджетов. В этом году дефицит региональных бюджетов прогнозируется в размере 600 миллиардов рублей. Необходима адаптация налоговой системы к новым экономическим реалиям. 
Глава Комитета СФ напомнил, что в последнее время было внесено много изменений в налоговое законодательство.  В частности, приняты поправки, направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов и развитие новых промышленных производств, приведен в действие механизм так называемого «налогового маневра», установлен порядок налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций, налажено электронное взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами.
«Вместе с тем в условиях внешних санкций государству необходимо стимулировать импортозамещение, с помощью налоговых инструментов наращивать объемы отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, развивать инновационный, наукоемкий сектор».
С другой стороны, подчеркнул Сергей Рябухин, необходимо искать дополнительные источники доходов, не прибегая к увеличению налоговой нагрузки, выявлять резервы действующей налоговой системы. Этого можно добиться за счет улучшения администрирования налогов, пресечения схем незаконного возмещения НДС, принятия мер по деофшоризации экономики и увеличению неналоговых доходов.
Сенатор подчеркнул, что необходимо снижать фискальную нагрузку на бизнес. По данным Минфина России, совокупный уровень налоговой нагрузки на организации в 2014 году составил примерно 34 процента. Вместе с тем уровень фискальной нагрузки намного выше.
Это связано с тем, что помимо налогов и сборов организациям необходимо уплачивать так называемые парафискальные платежи. Они разбросаны по разным отраслям законодательства, регулируются и законами, и нормативными актами Правительства. «Предпринимателю подчас трудно разобраться, какой платеж и куда платить. По подсчетам экспертов, количество таких неналоговых платежей составляет порядка 72 позиций. Комитет СФ ведет работу по законодательному урегулированию этой проблемы».
Острым вопросом, который неоднократно обсуждался на заседаниях Совета Федерации, является компенсация выпадающих доходов региональных бюджетов в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), добавил парламентарий. В конце 2014 года принято решение о приостановлении действия норм налогового законодательства в этой части.
Сама идея более равномерного распределения прибыли по территории страны, лежащая в основе КГН, — правильная, но не должны страдать региональные бюджеты, подчеркнул парламентарий. В 2013 и 2014 годах Совету Федерации удалось добиться частичной компенсации бюджетных потерь тем регионам, которые наиболее сильно пострадали. «Теперь до окончания текущего года надо системно решать эту проблему, возможно, вносить изменения в налоговое законодательство».
Сергей Рябухин отметил, что в условиях, когда в 2015 году начал свою деятельность Евразийский экономический союз, особую актуальность приобретает продолжение гармонизации национального законодательства государств?членов ЕврАзЭс, в том числе налогового. Он обратил внимание на наличие существенных различий в законодательстве в сфере косвенных налогов — НДС и акцизов, мешающих развитию взаимной торговли.
Здесь нужна совместная работа Федерального Собрания и Правительства, подчеркнул сенатор.
Заместитель Министра финансов Сергей Шаталов в своем выступлении заявил, что сейчас серьезно меняются подходы к налоговой политике.
Он отметил, что проект основных направлений налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов находится в стадии обсуждения. В мае 2015 года он будет обсуждаться на заседании Правительства и станет основой для составления бюджета на следующий год. "Мы делаем определенную паузу". Никаких серьезных изменений в налоговом законодательстве не планируется, хотя будут точечные корректировки, сообщил он.
«Положение налогоплательщиков не должно ухудшаться, по некоторым позициям оно будет даже улучшаться», — подчеркнул заместитель Министра.
По словам Сергея Шаталова, в настоящее время ведется работа над изменением отдельных налогов в связи с антикризисными мерами. В частности, речь идет о так называемом добровольном декларировании активов. При этом Министерство ведет консультации с ФАТФ, чтобы не допустить отмывания доходов, полученных преступным путем, подчеркнул он.
В рамках антикризисных мер планируются ввести преференции по налогу на прибыль для новых производств, что, по мнению замминистра финансов, заинтересует не только российских, но и иностранных инвесторов.
Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин призвал парламентариев ускорить работу над законопроектом о налоговом консультировании, который внесен в Государственную Думу.  
Говоря о налоговой системе в целом, аудитор Счетной палаты отметил, что она состоялась, она действует. В 2013 году налоговые органы собрали 11 триллионов 326 миллиардов рублей, в 2014 году — 13 триллионов 670 миллиардов, в этом году — уже поступил 3 триллиона 370 миллиардов рублей.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службыДмитрий Григоренко рассказал о методах совершенствования налогового администрирования, в частности, о введении электронного декларирования налога на добавленную стоимость.
В обсуждении приняли участие члены СФ, представители органов исполнительной и законодательной власти регионов, эксперты.
 
Просмотров 778