России нужна собственная индустрия электронного образования — Госдума

"РФ-сегодня"

России нужна собственная индустрия электронного образования -  Госдума

Комитет по образованию провел парламентские слушания «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных органов исполнительной власти, ректоры ведущих российских вузов, ученые, эксперты в области дистанционных образовательных технологий. Вел слушания председатель Комитета Вячеслав Никонов.
Первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин, выступая с главным докладом, отметил, что развитие дистанционных образовательных технологий является одной из ключевых проблем не только реализации права на образование, но и безопасности страны.
«Наряду с колоссальными возможностями интеллектуального развития новые информационные технологии, активно развиваемые в странах-конкурентах России, являются вызовом ее национальному образовательному и культурному суверенитету», — сказал О.Смолин.
Тем более, что по количеству обучающихся в так называемых электронных университетах Россия занимает шестое место в мире, где развитие массовых открытых онлайн-курсов рассматривается как стратегия в борьбе за человеческий капитал. Такие образовательные порталы, по словам О.Смолина, превращаются в своеобразные кадровые агентства, которые ведут учет успешных обучающихся, передают их персональные данные компаниям, ищущим квалифицированных работников.
В числе потенциальных угроз депутат назвал потерю национального образовательного рынка, массовый отток капитала, стремительное нарастание утечки умов, ослабление интеллектуального потенциала и национальной системы образования, погружение студента иностранного электронного университета в культуру другой страны.
В качестве выхода О.Смолин предложил создать в России отечественную индустрию электронного обучения и принять отдельный закон на эту тему. «В условиях значительного осложнения международной обстановки, прямых угроз технологической безопасности России это приобретает особую актуальность», — подчеркнул он.
Вячеслав Никонов, признав, что в современном мире электронные информационные технологии становятся важным инструментом геополитического соперничества не только в образовательной сфере, но и во всех остальных, усомнился в целесообразности принятия специального закона об электронном обучении.
Председатель действующего при Комитете экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования, президент Международного консорциума «Электронный университет» Владимир Тихомиров сообщил, что в странах-конкурентах России индустрия электронного обучения регламентирована законодательно, и предложил создать отдельную государственную межведомственную программу по развитию отечественной индустрии дистанционных образовательных технологий.
Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов заметил, что электронное обучение — не цель, а скорее средство. Главная задача — обеспечить конкурентоспособное качественное образование.
С ним согласился ректор Московского технического университета связи и информатики Артем Аджемов, по словам которого, помимо технической составляющей надо работать над образовательным контентом. «Мы сделали хорошие телекоммуникации, как хорошие дороги. А по этим дорогам люди ушли на чужие сервера», — констатировал он.
По итогам обсуждения Федеральному Собранию, Президенту и Правительству рекомендовано обратить внимание на глобальные стратегические, политические, культурные, научные, образовательные и финансово-экономические риски, связанные с нарастающим развитием электронного обучения в странах-конкурентах и одновременном отставанием России в указанной сфере.
Ряду министерств даны конкретные рекомендации по изменению правовых актов для развития в России электронного образования.
Просмотров 4544

19.05.2014 21:43