Все о пенсиях в России

11:46Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Проект федерального бюджета: требуются поправки

29.10.2013 20:40

«РФ-сегодня»

Проект федерального бюджета: требуются поправки

Первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав Тимченкоотметил, что в законопроекте, к сожалению, сохраняется тенденция к централизации в федеральном бюджете доходов всей бюджетной системы и не отражены механизмы формирования стабильной финансовой базы субъектов Российской Федерации, а особенно муниципалитетов:
«Доля доходов федерального центра в общей бюджетной структуре составит 51,8% в 2014 году, 50,5% в 2015 и 50,4% в 2016, а доля собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — всего лишь 28,8%, 28,9% и 29,2% соответственно. Федеральные трансферты будут явно превалировать над собственными доходами регионов и муниципалитетов, что негативно скажется на их финансовой самостоятельности, на эффективности использования ими бюджетных средств. У дотационных территорий с таким подходом отсутствуют стимулы к социально-экономическому развитию.
С другой стороны, растёт задолженность региональных и местных бюджетов. С таким подходом многие региональные бюджеты в ближайшие три года будут не просто дефицитными. Ведь превышение их расходов над доходами оценивается в 2014 году в сумме 222,5  млрд. рублей, в 2015 году — 195,8 млрд. рублей, в 2016 году — 100,8 млрд. рублей. И погашение дефицита может происходить в основном за счёт заимствований.
Необходимо помнить, что в очередной финансовый год и двухлетний плановый период увеличится нагрузка на региональные бюджеты по возврату ранее предоставленных бюджетных кредитов. Выделение новых кредитов проблемы не решит, а только ещё больше погрузит регионы в долговую яму, увеличит зависимость, минимизирует возможности экономического развития.
Кроме того, актуальной для регионов остаётся необходимость дальнейшей индексации заработной платы бюджетникам и выполнения иных социальных обязательств. Поэтому в проекте федерального бюджета необходимо предусмотреть меры поддержки по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Важнейшим приоритетом расходов федерального бюджета в 2014 — 2016 годах является исполнение Указов Президента Российской Федерации по увеличению и доведению до средней по региону заработной платы бюджетникам. В основном эти расходу будут обеспечиваться за счёт региональных бюджетов. А реальных шагов по решению этой архиважной задачи Министерством финансов не предложено.
С муниципалитетами финансовая ситуация ещё более безотрадная, чем с регионами.
Расходы местных бюджетов на исполнение муниципальных полномочий можно оценить в сумме 4,9 трлн. рублей. В то же время в 2012 году доходы местных бюджетов составили лишь 3,1 трлн. рублей, в следующем году они так же не возрастут. Очевидна нехватка средств в 1,8 трлн. рублей.
Даже первоочередные полномочия по решению вопросов местного значения муниципалы исполняют почти на половину за счёт межбюджетных трансфертов. В этих условиях мы уже не говорим о формировании бюджетов развития. В совокупности поступления от муниципальных налогов составляют менее 5% от всех собственных доходов местных бюджетов. Основная часть налоговых доходов местных бюджетов по-прежнему формируется за счёт отчислений от НДФЛ, на администрирование которого муниципалитеты не могут оказывать влияния.
В минувшую сессию Государственная Дума приняла поправки к Бюджетному Кодексу Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2014 года норматив отчислений от НДФЛ в местные бюджеты снизится на 10%. Эти суммы будут поступать в региональные бюджеты. Обоснование этому казалось бы разумное — перенос на региональный уровень местных полномочий в сфере дошкольного образования. Однако если рассматривать вопрос в денежном эквиваленте, то расходы местных бюджетов сократятся всего лишь на 112,6 млрд. рублей, в то время как доходы от передачи 10% НДФЛ сократятся на 160 млрд. рублей.
И потом, в течение десяти лет после принятия Федерального закона №131-ФЗ более чем на половину увеличились перечни вопросов местного значения, расширился круг полномочий. При этом ни компенсация местным бюджетам их новых расходов, ни даже расчёт стоимости новых полномочий не производились.
В целом ряде федеральных законов установлены полномочия органов местного самоуправления, которые выходят за пределы закреплённых Федеральным законом №131-ФЗ вопросов местного значения и соответственно не должны финансироваться за счёт собственных доходов органами местного самоуправления. Это регистрационный учёт граждан, приём местной администрацией уплаты налогов при отсутствии банка, регистрация трудовых договоров, выдача разрешений на вступление в брак до 16 лет, участие в обеспечении проведения федеральных и региональных выборов. Для них должны быть законодательно установлены источники финансирования.
Недостаточно внимания в проекте бюджета уделяется и особым типам муниципальных образований - закрытым административно-территориальным образованиям и наукоградам. Из федерального бюджета бюджетам ЗАТО должен ежегодно выделяться трансферт на обеспечение режима их безопасного функционирования.
Фактический объём финансовой помощи бюджетам ЗАТО по сравнению с 2013 годом понизился. При определении размеров федеральных отчислений им в проекте бюджета не учитывается уровень ежегодной инфляции, рост тарифов естественных монополий, необходимость индексации заработной платы бюджетникам и ряд других экономических факторов. Причём, закрытый режим ЗАТО не позволяет расширять налоговый потенциал, ограничивает использование рыночных механизмов для роста неналоговых доходов. В этой связи размеры федеральной финансовой помощи бюджетам ЗАТО следует увеличить.
Мы серьёзно приступили к реформированию нашей науки и в этом русле следует увеличить финансовую поддержку наукоградов. Без каких-либо обоснований в 2010 году и последующие годы размер федеральных трансфертов наукоградам был существенно снижен по сравнению с уровнем 2009 года. В 2014-2016 годах ситуацию нужно отрегулировать: увеличить федеральные поступления, хотя бы вернуть до прежних цифр.
В федеральном бюджете не предусмотрено каких-либо финансовых механизмов стимулирования органов местного самоуправления по повышению эффективности использования бюджетных средств, развитию налогового потенциала, внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом, переходу к программно-целевому методу формирования местных бюджетов. Это необходимо исправить: в проекте федерального бюджета следует предусмотреть выделение достаточных средств региональным бюджетам на поддержку муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Указом Президента Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано выделять из регионального бюджета гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления. Однако сами по себе положения данного Указа не могут гарантировать успеха. Поэтому в законопроекте следует закрепить федеральное софинансирование расходных обязательств регионов по предоставлению таких грантов местным бюджетам.
Наконец, ещё одна проблемная сфера - жилищно-коммунальное хозяйство. Меньше, причём даже при наличии объективных макроэкономических причин, стали федеральные ассигнования на реализацию государственных программ и подпрограмм по обеспечению граждан комфортным и доступным жильём.
Переселение граждан из аварийного жилья и капитальный ремонт многоквартирных домов финансируется из бюджетов всех трёх уровней власти. В предстоящий год пропорции софинансирования предполагаются неутешительные: 63,85% стоимости мероприятий по переселению из аварийного жилья будут оплачивать регионы и муниципалитеты. По сравнению с предыдущими годами цифра увеличилась, что станет непосильным бременем для субфедеральных бюджетов. Региональные и муниципальные обязательства по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов также во многом непосильны территориям. Создание эффективных и полноценных региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов без выделения из федерального бюджета больших, нежели предполагается сейчас, средств будет затруднительным.
В законопроекте необходимо предусмотреть механизмы эффективного участия в течение 2014-2016 годов Российской Федерации в формировании Фонда содействия реформированию ЖКХ в целях увеличения федерального софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Безусловно нам предстоит принять не простые решения, но в условиях сложных мировых финансово-экономических кризисов простых решений не бывает. Мы готовы взять на себя это бремя ответственности и готовы преодолеть все трудности».

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 9150