Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

"Первым делом, первым делом — самолеты…"

11.11.2014 11:25

"РФ-сегодня"

«Первым делом, первым делом — самолеты…»

Слова популярной песни времен Великой Отечественной войны могли бы стать лейтмотивом дискуссии, состоявшейся в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, где прошло выездное заседание комитетов Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и по экономической политике.
Его участники — сенаторы, депутаты, представители органов федеральной и региональных властей, государственных и частных компаний, научных и учебных заведений — обсуждали проблемы реализации Программы развития авиационной промышленности на период 2013-2025 годы и повышения эффективности принимаемых мер.
Тема эта, по признанию многих выступавших, — архиактуальная, так как положение в отрасли незавидное. За последние два десятилетия Россия из ведущей авиационной державы, тысячами производившей и широко экспортировавшей воздушные суда, превратилась в крупнейшего их импортера. Сегодня наше небо бороздят лайнеры все больше иностранного производства: американские Боинги и европейские Аэробусы. Мы стали закупать гражданские самолеты даже у таких стран, как Канада и Бразилия, которые раньше не имели своей авиационной промышленности. Если Россия не сможет восстановить статус авиационной державы, считают эксперты, у нее не нет будущего как самостоятельного и самодостаточного государства.
И осознание этой истины накладывает огромную ответственность на всех, от кого сегодня зависит развитие авиапрома и нормальная работа  отрасли. По мнению заместителя Председателя Совета Федерации Евгения Бушмина, мириться с существующим положением, особенно на фоне применяемых в отношении России санкций, больше нельзя. Он подчеркнул важность комплексного подхода к решению проблем отечественной авиации. Нам, по его словам, предстоит не только решать производственные вопросы и проблемы эксплуатации гражданских воздушных судов, но и заниматься инфраструктурой аэропортов, обеспечением безопасности полетов, оптимизацией системы финансирования, повышением эффективности реализации госпрограмм.
Эксперты считают, что только сейчас Россия вышла на объем гражданских авиаперевозок, сопоставимый с тем, который существовал в советские времена. Но при этом существенно изменилась структура авиапотоков. Свыше половины их приходится на внешние линии. В прошлом до 80 процентов пассажиров пользовались внутренними рейсами. Во многом нынешняя пропорция сложилась из-за резкого снижения объема местных перевозок. Ведь за последние два с половиной десятилетия число аэродромов в стране сократилось с 1400 до 315. Существенно повысились цены билетов.
Дефицит доступных авиаперевозок приводит к снижению мобильности населения и создает риски территориальной целостности страны, признал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Для решения проблемы из бюджета выделяются субсидии на организацию воздушных перевозок. Однако, по его словам, этот механизм не всегда срабатывает эффективно. Происходит это из-за сложившихся особенностей межбюджетных отношений. Необходимо изменить пропорцию софинансирования этих субсидий. В настоящее время большая их часть идет из бюджетов регионов, а сенаторы предлагают изменить это соотношение так, чтобы большая часть расходов финансировалась из федерального бюджета.
Отмечалось, что решение многочисленных проблем нашей гражданской авиации тормозится недостатками нормативно-правовой базы. Регулирование отрасли осуществляется пятью различными ведомствами, работа которых плохо координируется между собой. А у семи нянек, как говорится, дитя без глаза… На государственном уровне не разработана, а следовательно, не реализуется единая политика, направленная на стимулирование развития региональных и местных авиаперевозок. Не налажен выпуск отечественных самолетов для малой авиации. После распада СЭВ и затем и Советского Союза многие экономические и технологические связи были порваны.
В нынешней геополитической ситуации, считает сенатор, следует повышать степень независимости России в стратегически значимых отраслях, развивать выпуск импортозамещающей продукции. В целях локализации производства комплектующих нужно шире использовать возможности особых экономических зон и производственных кластеров. Важным механизмом поддержки отечественного авиапрома стал консолидированный государственный заказ. И члены Совета Федерации готовы содействовать внесению необходимых изменений в законодательство.
Острой проблемой, по мнению Сергея Рябухина, остается подготовка квалифицированных кадров для авиационной отрасли. К сожалению, мощная база профтехобразования, созданная в СССР, в значительной степени была подорвана. Многие профильные вузы в настоящее время не в состоянии вести подготовку специалистов в соответствии с современными требованиями и в достаточном количестве. И здесь многое зависит от более активной политики авиапредприятий и региональных властей. А на федеральном уровне, считает парламентарий, нужно увеличить финансирование госпрограмм по подготовке инженерных и летных кадров.
Затронув проблему развития внутренних перевозок, заместитель министра транспорта Валерий Окулов отметил, что правительством разработан пакет документов, направленных на развитие малой авиации. К 2018 году, по его словам, количество региональных маршрутов вырастет с 1300 до 1980, то есть на 42 процента. В 1,9 раза повысится авиационная мобильность населения. Через четыре года планируется перевозить на внешних и внутренних авиалиниях 119 миллионов человек.
Для большей доступности авиабилетов введена программа субсидирования более двухсот маршрутов. За 9 месяцев ими воспользовались 1,2 миллиона человек. Повысился спрос на полеты в Крым. Всего до конца января этим направлением, по данным замминистра, смогут воспользоваться 2,3 миллиона человек. В пять раз больше, чем годом ранее.
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло предложил принять меры к снижению ставок кредитования для авиационных предприятий и тем самым стимулировать их модернизацию. В условиях западных санкций, считает сенатор, нужно обратить внимание на перспективы сотрудничества с другими партнерами. В первую очередь, это касается стран БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского союза.
Участники дискуссии отметили, что Государственная программа развития авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы ориентирована на создание высококонкурентной авиационной промышленности и выведение ее на третье место в мире по выпуску воздушных судов. При этом отмечалось, что данный документ недостаточно учитывает географические, климатические и социально-экономические особенности страны. Озабоченность вызвало и то обстоятельство, что при сохранении роста темпов авиаперевозок потребность отрасли в пилотах может быть обеспечена лишь после 2017 года.
Государство, резюмировали парламентарии, должно признать развитие гражданской авиации одним из главных национальных приоритетов и привести нормативно-правовую базу в соответствие с документами международного авиационного сообщества.

Александр Сухопаров
Читайте нас в Telegram
Просмотров 3701