Все о пенсиях в России

04.12.2024Россиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

03.12.2024Россиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

03.12.2024Депутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

"Первым делом, первым делом — самолеты…"

11.11.2014 11:25

"РФ-сегодня"

«Первым делом, первым делом — самолеты…»

Слова популярной песни времен Великой Отечественной войны могли бы стать лейтмотивом дискуссии, состоявшейся в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, где прошло выездное заседание комитетов Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и по экономической политике.
Его участники — сенаторы, депутаты, представители органов федеральной и региональных властей, государственных и частных компаний, научных и учебных заведений — обсуждали проблемы реализации Программы развития авиационной промышленности на период 2013-2025 годы и повышения эффективности принимаемых мер.
Тема эта, по признанию многих выступавших, — архиактуальная, так как положение в отрасли незавидное. За последние два десятилетия Россия из ведущей авиационной державы, тысячами производившей и широко экспортировавшей воздушные суда, превратилась в крупнейшего их импортера. Сегодня наше небо бороздят лайнеры все больше иностранного производства: американские Боинги и европейские Аэробусы. Мы стали закупать гражданские самолеты даже у таких стран, как Канада и Бразилия, которые раньше не имели своей авиационной промышленности. Если Россия не сможет восстановить статус авиационной державы, считают эксперты, у нее не нет будущего как самостоятельного и самодостаточного государства.
И осознание этой истины накладывает огромную ответственность на всех, от кого сегодня зависит развитие авиапрома и нормальная работа  отрасли. По мнению заместителя Председателя Совета Федерации Евгения Бушмина, мириться с существующим положением, особенно на фоне применяемых в отношении России санкций, больше нельзя. Он подчеркнул важность комплексного подхода к решению проблем отечественной авиации. Нам, по его словам, предстоит не только решать производственные вопросы и проблемы эксплуатации гражданских воздушных судов, но и заниматься инфраструктурой аэропортов, обеспечением безопасности полетов, оптимизацией системы финансирования, повышением эффективности реализации госпрограмм.
Эксперты считают, что только сейчас Россия вышла на объем гражданских авиаперевозок, сопоставимый с тем, который существовал в советские времена. Но при этом существенно изменилась структура авиапотоков. Свыше половины их приходится на внешние линии. В прошлом до 80 процентов пассажиров пользовались внутренними рейсами. Во многом нынешняя пропорция сложилась из-за резкого снижения объема местных перевозок. Ведь за последние два с половиной десятилетия число аэродромов в стране сократилось с 1400 до 315. Существенно повысились цены билетов.
Дефицит доступных авиаперевозок приводит к снижению мобильности населения и создает риски территориальной целостности страны, признал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Для решения проблемы из бюджета выделяются субсидии на организацию воздушных перевозок. Однако, по его словам, этот механизм не всегда срабатывает эффективно. Происходит это из-за сложившихся особенностей межбюджетных отношений. Необходимо изменить пропорцию софинансирования этих субсидий. В настоящее время большая их часть идет из бюджетов регионов, а сенаторы предлагают изменить это соотношение так, чтобы большая часть расходов финансировалась из федерального бюджета.
Отмечалось, что решение многочисленных проблем нашей гражданской авиации тормозится недостатками нормативно-правовой базы. Регулирование отрасли осуществляется пятью различными ведомствами, работа которых плохо координируется между собой. А у семи нянек, как говорится, дитя без глаза… На государственном уровне не разработана, а следовательно, не реализуется единая политика, направленная на стимулирование развития региональных и местных авиаперевозок. Не налажен выпуск отечественных самолетов для малой авиации. После распада СЭВ и затем и Советского Союза многие экономические и технологические связи были порваны.
В нынешней геополитической ситуации, считает сенатор, следует повышать степень независимости России в стратегически значимых отраслях, развивать выпуск импортозамещающей продукции. В целях локализации производства комплектующих нужно шире использовать возможности особых экономических зон и производственных кластеров. Важным механизмом поддержки отечественного авиапрома стал консолидированный государственный заказ. И члены Совета Федерации готовы содействовать внесению необходимых изменений в законодательство.
Острой проблемой, по мнению Сергея Рябухина, остается подготовка квалифицированных кадров для авиационной отрасли. К сожалению, мощная база профтехобразования, созданная в СССР, в значительной степени была подорвана. Многие профильные вузы в настоящее время не в состоянии вести подготовку специалистов в соответствии с современными требованиями и в достаточном количестве. И здесь многое зависит от более активной политики авиапредприятий и региональных властей. А на федеральном уровне, считает парламентарий, нужно увеличить финансирование госпрограмм по подготовке инженерных и летных кадров.
Затронув проблему развития внутренних перевозок, заместитель министра транспорта Валерий Окулов отметил, что правительством разработан пакет документов, направленных на развитие малой авиации. К 2018 году, по его словам, количество региональных маршрутов вырастет с 1300 до 1980, то есть на 42 процента. В 1,9 раза повысится авиационная мобильность населения. Через четыре года планируется перевозить на внешних и внутренних авиалиниях 119 миллионов человек.
Для большей доступности авиабилетов введена программа субсидирования более двухсот маршрутов. За 9 месяцев ими воспользовались 1,2 миллиона человек. Повысился спрос на полеты в Крым. Всего до конца января этим направлением, по данным замминистра, смогут воспользоваться 2,3 миллиона человек. В пять раз больше, чем годом ранее.
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло предложил принять меры к снижению ставок кредитования для авиационных предприятий и тем самым стимулировать их модернизацию. В условиях западных санкций, считает сенатор, нужно обратить внимание на перспективы сотрудничества с другими партнерами. В первую очередь, это касается стран БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского союза.
Участники дискуссии отметили, что Государственная программа развития авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы ориентирована на создание высококонкурентной авиационной промышленности и выведение ее на третье место в мире по выпуску воздушных судов. При этом отмечалось, что данный документ недостаточно учитывает географические, климатические и социально-экономические особенности страны. Озабоченность вызвало и то обстоятельство, что при сохранении роста темпов авиаперевозок потребность отрасли в пилотах может быть обеспечена лишь после 2017 года.
Государство, резюмировали парламентарии, должно признать развитие гражданской авиации одним из главных национальных приоритетов и привести нормативно-правовую базу в соответствие с документами международного авиационного сообщества.

Александр Сухопаров
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3758