Особые территории экономического развития в Российской Федерации
На сегодня предусмотрено 4 формата ускоренного развития территорий:
1. Особые экономические зоны (ОЭЗ), в том числе Особая экономическая зона в Калининградской области и Особая экономическая зона в Магаданской области.
2. Зоны территориального развития (ЗТР)
3. Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
4. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР).
Особые экономические зоны (ОЭЗ)
На сегодняшний день создано 29 ОЭЗ.
Цели создания — развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Определены типы ОЭЗ:
- промышленно-производственные особые экономические зоны;
- технико-внедренческие особые экономические зоны;
- туристско-рекреационные особые экономические зоны;
- портовые особые экономические зоны.
Законодательно определены объемы капитальных вложений, виды деятельности, границы территорий.
Определен срок функционирования ОЭЗ — 49 лет.
Резидентам предоставляются налоговые льготы, а также использование таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Зоны территориального развития
(ЗТР)
Цель - сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику.
Создание зоны территориального развития должно быть предусмотрено утвержденной в установленном порядке стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с указанием прогноза изменений значений показателей социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, достигаемых в период функционирования зоны территориального развития.
Резидентам предоставляются меры государственной поддержки, а также иные преференции, в то числе налоговые льготы.
Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Цель создания — обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иной инфраструктуры, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан, создания более благоприятных условий для осуществления отдельных видов предпринимательской и иной деятельности, чем условия, установленные на территории Российской Федерации.
Преференции предоставляются не только для налогоплательщиков, имеющих статус участника свободной экономической зоны, но и для всех работающих на территории Крымского федерального округа. Это касается льгот по единому сельскохозяйственному налогу и по упрощенной системе налогообложения.
Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР)
Основным правовым и экономическим механизмом развития создания ТОР развития является, прежде всего, создание таких зон на территориях Дальнего Востока, с особыми условиями для организации несырьевых производствориентированных на экспорт мощностей в страны АТР.
Принципы подхода создания и функционирования ТОР обусловлены индивидуальным подходом разработки конкретной территории, который характеризуется географическим и геополитическим факторами, оценкой природно-ресурсной базы, оценкой эффективности развития производственных мощностей и прогнозной оценкой динамики роста объемов дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием таких территорий, а также иными объективными условиями и факторами.
Территории опережающего развития создаются по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа.
В свою очередь, Правительством Российской Федерации определяется перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действуют особые правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности, минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего развития, положение о применении или неприменении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, описание местоположения границ ТОР.
Создание благоприятного инвестиционного климата ТОР - это правовые режимы и устанавливаемые ими иные меры государственной поддержки, а именно:
установление льготного землепользования, включая льготные арендные ставки за пользование и льготного последующего их выкупа;
установление льготного налогообложения резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и комфортного налогового администрирования;
устранение излишней административной нагрузки путем особого режима государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;
возможность льготного подключения к сетям объектов инфраструктуры ТОСЭР;
создание на территориях ТОР комфортной среды для бизнеса путем предоставления, по возможности, всех необходимых государственных услуг через одно окно — управляющую компанию;
применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОСЭР квалифицированный иностранный персонал без учета квот и других ограничений;
особенности осуществления градостроительной деятельности; особенности проведения государственной экологической экспертизы;
особенности изъятия и предоставления земельных участков и (или) иного имущества;
особенности установления сервитутов в отношении земельных участков сокращенные процессуальные сроки установления;
особенности использования лесов для размещения объектов (допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством).