Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году
Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году, представленный в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает положительные результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее — Счетная палата), направленной в том числе на осуществление системного мониторинга реализации концепций, стратегий и программ социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014-2016 годах" от 13 июня 2013 года, а также в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Счетной палатой в 2013 году проведено 348 контрольных мероприятий и 122 экспертно-аналитических мероприятия, которыми было охвачено 1 056 объектов на территориях 78 субъектов Российской Федерации.
По итогам проведения контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, главным распорядителям средств федерального бюджета и иным участникам бюджетного процесса Счетной палатой направлено 366 представлений, одно предписание и 445 информационных писем. На основании представлений Счетной палаты к должностным лицам и работникам, допустившим нарушения, было применено 575 административных взысканий.
В 2013 году зафиксировано нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму
233,3 млрд. рублей (на 102,6 млрд. рублей больше, чем в 2012 году). Существенный рост объемов нарушений может свидетельствовать о необходимости совершенствования нормативно-правовой и методической базы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Счетная палата начала осуществлять ряд новых функций и полномочий в области государственного финансового контроля. Она стала проводить экспертизу законопроектов и проектов нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, включая законопроекты и нормативные правовые акты, подготовленные Правительством Российской Федерации.
В 2013 году Счетная палата осуществляла предварительный аудит формирования проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2013 год, а также последующий контроль по результатам исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2012 год.
Продолжилось внедрение аудита эффективности и стратегического аудита. Началось осуществление аудита проектов, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг и аудита государственных программ Российской Федерации.
В ходе подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" впервые проведен анализ федерального бюджета в программном формате. В результате сделан вывод о том, что пока не сформирована полноценная система государственных программ Российской Федерации, позволяющая достигать поставленных целей и решать намеченные стратегические задачи социально-экономического развития.
В условиях необходимости реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения федерального бюджета повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период. Такой прогноз должен отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
При оценке качества исполнения федерального бюджета в 2013 году по расходам установлено, что около трети бюджетных ассигнований, как и в предыдущие годы, исполнено в четвертом квартале финансового года.
По поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации проведено 43 контрольных мероприятия, в том числе 21 контрольное мероприятие — по обращениям членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Во исполнение постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 60-СФ "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2011 году" Счетной палатой совместно с Контрольно-счетной палатой Москвы проведена проверка обоснованности цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в сфере электроэнергетики и общедоступной связи. На основании информационного письма Счетной палаты Правительством Российской Федерации были даны поручения соответствующим федеральным органам исполнительной власти о подготовке предложений по совершенствованию законодательства в части установления тарифов в указанной сфере и повышения качества государственного регулирования деятельности территориальных сетевых компаний.
Счетной палатой проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности открытого акционерного общества "Аэрофлот — российские авиалинии", в ходе которой рассмотрены вопросы формирования цен на авиаперевозки, а также эффективности участия государства в управлении деятельностью указанной организации.
Счетной палатой проведен также мониторинг поступлений от налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты в 2013 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году.
2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.
3. Рекомендовать Счетной палате:
продолжить совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований подготовку предложений по совершенствованию правового регулирования единой системы внешнего государственного финансового аудита (контроля) в Российской Федерации и законодательства, определяющего статус и основы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
рассмотреть возможность проведения мониторинга целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на поддержку Республики Крым и города федерального значения Севастополя и обеспечение их финансовой стабильности;
оказать органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя консультативную и методическую помощь по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно со Счетной палатой продолжить работу:
по формированию полноценной системы государственных программ Российской Федерации, позволяющей с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий и межотраслевого взаимодействия достигать поставленных целей и решать намеченные стратегические задачи социально-экономического развития;
по повышению обоснованности планируемых бюджетных ассигнований, в том числе с учетом результатов исполнения бюджетных расходов.
5. Направить настоящее постановление в Правительство Российской Федерации и Счетную палату.
6. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о реализации настоящего постановления во втором полугодии 2014 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО