Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

О нарушениях прав православных христиан (из блога сенатора)

08.07.2016 15:58

«РФ-сегодня»
Клишас Андрей АлександровичКлишас Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
 
В последнее время наметилась тенденция нарушения прав православных христиан, проживающих в ряде стран Европы, выраженная в недостаточной степени защиты прав и интересов лиц, исповедующих ту или иную религию, что отражает отход от сложившегося подхода международного права, европейского права, подходов, отраженных в национальных конституциях, касающихся равенства и свободы вероисповедания, что было отражено в опубликованном 22 июня 2016 года Центром мониторинга нарушений прав и свобод православных христиан в Европе Докладе о нарушениях прав православных Христиан в Европе за 2015 год. В 2015 году Русская Православная Церковь зафиксировала значительное число нарушений прав православных христиан в Европе.
 
В системе международного права сложился правовой подход, признаваемый большинством государств мира, касающийся недопустимости дискриминации людей (граждан различных государств, лиц, относящихся к тем или иным социальным группам и пр.) по признакам их происхождения, пола, расы, религиозных убеждений. Положения Устава ООН (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.) исходят из принципа защиты прав и свобод каждого вне зависимости от пола, расы, религии и прочих критериев, определяют данный принцип в качестве одной из базисных идей международного сотрудничества (статьи 1, 13, 55, 76 Устава ООН). Статья 18 Всеобщей декларации прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) закрепляет право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, определяет, что это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Положения статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4.XI.1950 г., ЕКПЧ) содержат императив допустимости лишь тех ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Положения статьи 1 Протокола № 12 к ЕКПЧ (Рим, 4.XI.2000 г.) устанавливают принцип недопустимости дискриминации в реализации любых установленных законом прав по расовым, религиозным и иным признакам.
Конституции и текущее законодательство большинства государств, юрисдикции которых, как правило, принято относить к числу высокоразвитых правопорядков, содержат положения, тем или иным образом отражающие подход приведенных выше норм и принципов международного права в части недопустимости дискриминации по религиозному признаку и обеспечения на государственном уровне гарантий реализации прав всех лиц безотносительно к их конфессиональной принадлежности.
Статьи 3 и 4 Основного закона ФРГ содержат нормы, закрепляющие равенство всех вне зависимости от религиозных взглядов, а также свободу вероисповедания, совести и свободу провозглашения религиозных и мировоззренческих взглядов и, равно с этим, гарантию беспрепятственного отправления религиозных обрядов. Положения о равенстве всех вне зависимости от религиозных взглядов, а также об императиве уважения вероисповедания нашли отражение в статье 1 Конституции Франции 1958 года. Конституция Итальянской Республики 1947 года помимо того, что определяет равенство религиозных исповеданий перед законом, закрепляет право религиозных вероисповеданий, не являющиеся католическими, создавать свои организации согласно своим уставам постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству Итальянской Республики (статья 8), а также оговаривает недопустимость введения специальных ограничений, в основу которых положен религиозный характер деятельности организации или учреждения (статья 20).
Положения статьи 35 Конституции Украины закрепляют право каждого на свободу мировоззрения и вероисповедания, при этом конкретизируя, что данное право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность, а, равно с этим, определяют, что осуществление данного права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.
В Докладе о нарушениях прав православных Христиан в Европе за 2015 год приводится, что в 2015 году значительным образом нарушались права и свободы православных христиан, гарантированные как нормами международного права, так и национальным законодательством. Наиболее высокий уровень враждебного отношения к православных верующим исходя из опубликованных в докладе сведений сохраняется в Албании, Косово, Хорватии. Особое внимание уделяется враждебным действиям и насилию в отношении представителей Украинской Православной Церкви. Так, в Украине зафиксированы множественные факты нарушения прав православных верующих, «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию», зафиксированы многочисленные случаи лишения православных христиан свободы проведения мирных собраний в храмах. Некоторые православные общины Украины не в
состоянии реализовывать свои права в отношении имущества Украинской Православной Церкви в силу того, что здания (храмы, церкви и пр.) захвачены радикально настроенными группами граждан, при этом власти не производят действий, достаточных для восстановления законности.
В настоящее время в Верховной Раде Украины рассматривается законопроект «об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором» (№ 4511 от 22.04.2016 г.). Положения статьи 5 указанного законопроекта предполагают, что назначение центрального и регионального руководства религиозных организаций происходит после согласования соответствующих кандидатур от религиозной организации с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии.
В общем и целом имеющие место в странах Европы нарушения прав православных христиан выражены в следующих формах:
— физическое насилие в отношении православных христиан;
— агрессивное давление (угрозы применения насилия) со стороны радикально настроенных и иных группировок в отношении
православных христиан;
— акты вандализма, совершаемые в отношении православных святынь, сопряженные с причинением существенного материального ущерба;
— захват строений и сооружений, предназначенных для отправления религиозного культа, радикально настроенными группировками;
— фактическое бездействие со стороны правоохранительных органов в части непринятия мер, достаточных для восстановления
законности и надлежащего обеспечения права исповедовать ту или иную религию;
— законодательные инициативны, нарушающие принципы равенства всех вероисповеданий перед законом;
— принятие государственными (и иными публичными) органами управленческих решений, нарушающих - прямо или опосредованно - права и законные интересы православных христиан.
Приведенные формы нарушений прав православных христиан в Европе существенным образом подрывают авторитет публичной власти и закона в ряде стран Европы, в которых данные проявления имеют место, нанося ущерб межконфессиональному взаимодействию в контексте соблюдения прав и законных интересов представителей иных конфессий.
Таким образом, складывающаяся в настоящее время практика ненадлежащего обеспечения прав и законных интересов православных христиан в Европе иллюстрирует игнорирование государствами, допускающими описанные нарушения, норм и принципов международного права (положений Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Пакта о гражданских и политических правах, иных актов), отступление от принятых на себя международных обязательств в рамках международного сотрудничества в области охраны прав и свобод, а также нарушение положений собственных конституций и национального законодательства, что подрывает международные и конституционные основы правопорядка. 
Читайте нас в Telegram
Просмотров 3814