Николай Рерих: сын России, гражданин Вселенной

«Мир через культуру» — этот призыв, прозвучавший за несколько лет до начала Второй мировой войны, актуален и сегодня, когда отмечается 140-я годовщина рождения одного из его авторов — Николая Константиновича Рериха. 

Николай Рерих: сын России, гражданин Вселенной  
Имя этого выдающегося русского художника, ученого, философа, писателя золотыми буквами вписано в анналы человеческой цивилизации. В этом же году исполнилось четверть века создания Международного Центра Рерихов в Москве — общественной организации по изучению, сохранению и популяризации творческого наследия этой уникальной семьи. Что в наши дни привлекает к нему внимание российской и мировой культурной общественности? Об этом мы беседуем с Президентом Центра, видным российским дипломатом и востоковедом Александром Лосюковым.
 
Александр Лосюков: В последнее вре­мя в международных отношениях скла­дывается сложная, конфронтационная и угрожающая безопасности мира об­становка. То тут, то там вспыхивают очаги военных конфликтов, гибнут люди, разрушаются города и селения, безжалостно уничтожаются духовные ценности. В этих условиях миротвор­ческую роль культуры и тех, кто посвя­тил себя служению идеалам гуманизма и прогресса, трудно переоценить.
ХХ век стал самым разрушитель­ным в человеческой истории. Нарас­тание агрессивности в мире в послед­ние годы не может не вызывать самых серьезных опасений за будущее нашей цивилизации. Ведь даже локальные и ограниченные по масштабам конфлик­ты в совокупности по уровню гумани­тарных и материальных потерь при­ближаются к мировым войнам.
 
К сожалению, человечество пока не выработало надежные междуна­родные инструменты, которые могли бы предотвратить рост военной опас­ности. Ни ООН, ни ОБСЕ, ни регио­нальные международные организации оказались не в состоянии поставить надежный заслон возникновению во­оруженных конфликтов. Мы весьма быстро движемся к перманентному состоянию уже не «холодной», а какой-то «полугорячей» войны.
 
В этой связи возникает насущная необходимость обеспечения общих, скоординированных действий межго­сударственных организаций и между­народной общественности по предот­вращению глобальной угрозы.
Между двумя мировыми войнами, в конце 20-х годов прошлого века, наш соотечественник Николай Рерих подготовил и предложил главам госу­дарств подписать договор «Об охране художественных и научных учрежде­ний и исторических памятников». Поз­же он стал известен как Пакт Рериха.
 
РФС: По признанию видных полити­ков, деятелей науки и культуры, мно­гие из его положений и сегодня не утратили своей актуальности…
 
Александр Лосюков
1968 г. — окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО);

С 1968 г. работал на различных должностях в центральном аппарате МИД и за рубежом (Афганистан, США, Филиппины);

1991-1995 гг. — Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Новой Зеландии и Австралии;
 
1995-2000 гг. — начальник Управления общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона, директор 2-го Департамента Азии, директор Генерального секретариата, генеральный секретарь МИД РФ;

2000-2004 гг. — заместитель министра иностранных дел РФ;

2004-2007 гг. — Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Японии;

2007-2008 гг. — заместитель министра иностранных дел РФ;

2008-2012 гг. — заместитель генерального директора, член Правления госкорпорации «Роснано»;

С 2012 г. — Президент Международного Центра Рерихов.
Александр Лосюков: Пакт Рериха внес неоценимый вклад в историю раз­вития международных отношений. Это был первый универсальный межгосу­дарственный договор, направленный на сохранение культурных ценностей че­ловечества от разрушения и уничтоже­ния как во время войн, так и в услови­ях мира, если возникает угроза таким ценностям из-за невежества, небрежно­сти, вандализма, стихийных волнений и внутренних конфликтов. Очень важно, что в Пакте сделана увязка и опреде­лена взаимосвязь понятий Культуры и войны. Смысл этого вывода в том, что, расширяя пространство Культуры в ее широком смысле, мы соответственно сокращаем пространство возникнове­ния военных конфликтов. Осознав зна­чение этой простой, на первый взгляд, формулы, Николай Рерих и его семья всю жизнь посвятили утверждению те­зиса «Мир через Культуру».
 
Николай Константинович, конечно, не был единственным человеком, кто понял смысл этой взаимозависимости. Но его заслуга состоит в том, что он первым в истории в четко сформу­лированном виде довел эту идею до оформления в международный дого­вор. И сделал это практически в оди­ночку, используя свой высокий авто­ритет в мире как ученого, философа и деятеля культуры. Благодаря его усилиям в тридцатые годы возникло мощное движение в поддержку под­писания этого Пакта, причем в усло­виях надвигавшейся Второй мировой войны. Принятие данного документа 21 государством стало важным анти­военным актом. И сегодня на фоне событий в Украине, разрастающегося конфликта на Ближнем Востоке, взры­воопасной ситуации в Афганистане и ряде других стран он заслуживает то­го, чтобы о нем снова вспомнили.
 
РФС: В Пакте Рериха эксперты-меж­дународники выделяют несколько смысловых уровней: эволюционный и исторический, земной и космический, философский и политический…
 
Александр Лосюков: В идеологеме этого документа сошлись фактически все направления развития человече­ской цивилизации. В нем установлен особый символ Пакта — Знамя Мира. На его белом фоне изображен крас­ный круг, в который помещены три соединенные сферы. Знамя не только знак Пакта Рериха, оно имеет более глубокий смысл, связанный с косми­ческой эволюцией человечества. Не зря его поднимали в космос советские космонавты. Оно провозглашает трие­динство прошлого, настоящего и буду­щего. Его можно также трактовать как призыв к единению Искусства, Науки и Религии в Поле Культуры, охвачен­ном кольцом Вечности.
 
Но какую бы трактовку мы ни принимали, этот символ всегда при­обретает универсальный характер. Современная наука рассматривает Знамя Мира как системную триаду, которая образуется при условии су­ществования равноправных элемен­тов на одном уровне общности. Это основа триединства и движущая сила эволюции. Кстати, выход из военного конфликта двух противоборствующих начал видится в обеспечении триедин­ства, которое утверждает примирение всех противоречий.
 
Разрабатывая идею Пакта, Нико­лай Рерих исходил из того, что раз­рушение культурного наследия «ис­тончает» тот духовный слой, который собственно создается человеческой цивилизацией и передается из поко­ления в поколение. Трудно предста­вить, что из нашего окружения вдруг исчезнут музеи, библиотеки, произ­ведения изобразительного искусства, архитектурные памятники прошлого, банки информации, уйдут в небытие и те энтузиасты, которые занимаются сбором, изучением и сохранением на­следия прошлого. И что тогда ожидает человечество? Дегуманизация нашей планеты. Человек лишится своего ста­туса «сапиенс» — «разумный» и оста­нется лишь частью животного мира.
 
РФС: А для нашей сегодняшней Рос­сии насколько могут быть полезны гуманитарные и эволюционные идеи Николая Рериха?
 
Александр Лосюков: Духовные цен­ности, созданные великим мастером, имеют, безусловно, планетарный, даже вселенский характер. В нашей стране последние десятилетия много сил и энергии тратится на формирование национальной идеи, которая была бы способна объединить все слои обще­ства и народы России. Предложений много, но, по-моему, пока она так и не сформулирована. А ответ лежит, как говорится, на поверхности. Сохране­ние культуры и истории должно стать нашей национальной идеей. Движение к миру, созиданию и гармонии через Культуру с большой буквы и является той объединительной основой, кото­рой нам сегодня так не хватает.
 
РФС: Семья Рерихов — явление уди­вительное. Каждый из ее членов отме­чен тем или иным талантом, каждый сумел реализовать свои дарования в конкретные дела и свершения. Причем каждый в отдельности отличался уни­кальностью и неповторимостью, но вместе они создали гармонично еди­ное гуманитарное наследие. Извест­но, что огромный вклад в творчество Николая Константиновича внесла его жена Елена Ивановна…
 
Александр Лосюков: Все Рерихи родились и жили до мая 1917 года в России, затем много путешествовали и побывали во многих странах Евро­пы и Азии, в США. Но их творчество всегда незримыми нитями было свя­зано с Родиной. Действительно, каж­дый из четырех членов семьи оставил очень богатый и неповторимый след в духовном, научном и культурном творчестве. Необычайная гармония и взаимопонимание в их отношениях представляли собой удивительное ду­ховное единство, где каждый был по-своему высокоодарен и уникален.
 
Это поражает и удивляет. Жиз­ненный путь и творчество Рерихов проникнуты преданностью идеалам общего блага, наполнены самоотвер­женным служением во имя мира, до­бра и духовной эволюции человече­ства. Подойти с обычными мерками к их вкладу в мировую цивилизацию значит не понимать главной сути сде­ланного ими. Мысли и деяния намно­го опередили их сознание, да и наших современников. С течением времени исследователи начинают лучше, но далеко не до конца, осознавать значе­ние беспримерного подвижничества этой семьи. Думаю, ее идеалы Красо­ты и Знания, Мира и Созидания еще надолго останутся той нравственной вершиной, к которой стремятся люди.
 
Николай Константинович, выпуск­ник Петербуржской академии худо­жеств, помимо живописи, увлекался археологией, историей, культурой и философскими учениями Востока. Его творческое наследие более 7 тысяч картин, рисунков и эскизов, разбро­санных по различным странам мира. Его перу принадлежат бесчисленные литературные и научные произведе­ния — книги, очерки, статьи и днев­ники. Елена Ивановна Шапошникова стала верной спутницей жизни и ду­ховной соратницей мастера. В своих книгах он называл ее «вдохновитель­ницей и другиней». Благодаря ей он познакомился с трудами выдающих­ся мыслителей Индии Рамакришны и Свами Вивекананды, творчеством Рабиндраната Тагора…
 
Наиболее известный философский труд Елены Ивановны — «Живая Эти­ка», которым она продолжала зани­маться всю свою творческую жизнь. Эта уникальная система познания, основанная на законах эволюции Кос­моса, неотъемлемой частью которого является Земля и населяющее ее чело­вечество. Она перевела труд известно­го теософа Елены Блаватской «Тайная Доктрина», а также сборник избранных посланий духовных учителей — махатм «Чаша Востока». Это издание позволи­ло русскоязычным читателям позна­комиться с философскими учениями Тибета и Гималаев. В Москве вышло из печати полное 9-томное издание сочи­нений Елены Ивановны, в котором ис­пользованы материалы отдела рукопи­сей Международного Центра Рерихов.
 
РФС: Достойными продолжателями дела своих родителей стали их сыно­вья Юрий и Святослав. Правда, каж­дый из них избрал собственную сферу творчества. Что, на ваш взгляд, их объ­единяет и что различает?
 
Александр Лосюков: Объединяет их, конечно, то, что они были очень близки по своему духовному складу, и каждый стремился в той или иной форме продолжать дело своих роди­телей. Отличает то, что каждый из­брал свою сферу творчества и путь реализации своих дарований. Стар­ший сын — Юрий Рерих стал одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века. Он в со­вершенстве владел более 30 языками и диалектами, блестяще знал историю, культуру, религиозные и философские учения Востока. Юрий неизменно со­провождал отца и мать в их научных экспедициях в Гималаи, Тибет, Мань­чжурию и Внутреннюю Монголию.
 
Более 35 лет старший сын Рерихов провел за границей, из них большую часть вместе с родителями в Индии. В июне 1941 года, после нападения фа­шистов на Советский Союз, он написал телеграмму на имя советского посла в Индии с просьбой зачислить его до­бровольцем в Красную Армию. Но на Родину ему довелось вернуться лишь в 1957 году с началом «хрущевской отте­пели». Получив советское подданство, он начал работать в Институте восто­коведения АН СССР и возглавил сек­тор философии и истории религий Ин­дии. За короткий срок (Ю. Рерих умер в 1960 году) он сделал столько, сколько иным ученым не удается за всю жизнь. Он фактически возродил традиции от­ечественного востоковедения, создал школу тибетологии, начал преподава­ние языка санскрита, заложил основы новой науки — номадистики, изучаю­щей жизнь и обычаи кочевых племен. Им был подготовлен к изданию тибетско-русско-английский словарь.
 
Младший — Святослав Рерих в юно­сти проявлял интерес к естественным наукам, что гармонично сочеталось в нем с высокими художественными способностями. В Англии, а затем в США он изучал архитектуру и изящ­ные искусства. Свой творческий путь художника Святослав начал как пор­третист. Но далее проявился более широкий творческий диапазон масте­ра. Помимо портретной он обращает­ся к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи, проявил себя как виртуозный мастер кисти и изобретательный экспериментатор.
 
С 1931 года Святослав жил в Индии и вдохновенно полюбил эту страну, ее искусство, культуру, природу, лю­дей. Он называл ее своей второй ро­диной, хотя первой неизменно, как и его родители, считал Россию. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, как и старший брат, Святослав обратился в советское посольство в Индии с прось­бой о зачислении его в ряды Красной Армии. Получив отказ, он не опустил руки, а начал собирать средства от продажи картин и организации выста­вок. Затем направлял их в советский Красный Крест. Благодаря своему ав­торитету и широкой общественной деятельности Святослав добился того, что в августе 1948 года Индия подпи­сала Пакт Рериха о защите культур­ных и исторических ценностей.
 
Первая выставка Святослава в СССР открылась в мае 1960 года в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, а через месяц — в ленинградском Эрмитаже. С тех пор с произведениями мастера смогли по­знакомиться любители живописи во многих городах страны. А в 1989 году по инициативе художника был создан Советский фонд Рерихов (с 1991 года — Международный центр Рерихов). В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, Святослав передал в рас­поряжение Фонда наследие своей се­мьи. В него вошли картины, предметы изобразительного и прикладного ис­кусства, архив, библиотека и личные вещи родителей.
 
РФС: Когда смотришь на живопис­ные полотна Рериха, создается впе­чатление, что он как бы видел нашу планету сверху, из космоса, из глубин Вселенной…
 
Александр Лосюков: Безусловно, это какой-то особый дар и талант. В 1980 году известная пророчица и яс­новидящая ХХ века Ванга заявила, что произведения Николая Рериха за­шифрованы. Они содержат особые от­кровения и важные предсказания для будущего. А сам мастер не только ху­дожник и ученый, но и вдохновенный пророк. К этой же мысли приходят и многие сегодняшние исследователи его творчества. Примечательно, что одна из малых планет Солнечной си­стемы, открытых учеными Крымской астрофизической обсерватории в 1960 году и зарегистрированная под номе­ром 4426, получила название «Рерих». В этом видится мировое признание больших заслуг великого художника и ученого перед жителями Земли, сви­детельство вселенского значения его творческого наследия, которое пред­упреждает человечество о грозящих ему опасностях и одновременно осве­щает людям путь в грядущее.  
 
Беседовал Александр Сухопаров
Фото Юрий Паршинцев

Просмотров 12416

23.11.2014

Популярно в соцсетях