Все о пенсиях в России

11:46Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Муниципальные власти и инвестиционный климат

16.07.2013 13:18

Вячеслав ТИМЧЕН
Муниципальные власти и инвестиционный климат.
 
В Волгограде 15 июля  прошёл межрегиональный форум Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС) в Южном федеральном округе, посвящённый вопросам привлечения инвестиций в российские муниципалитеты. В нём приняли участие представители федеральной, региональной и муниципальной власти, члены общественных организаций, эксперты, предприниматели, а модератором дискуссии выступал председатель ВСМС, первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Вячеслав ТИМЧЕНКО:
- На повестке обсуждения — внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (Стандарт 2.0), разработанного профильной Комиссией ВСМС совместно с Агентством стратегических инициатив. По предварительным данным, вскоре Стандарт будет принят и уже в 2014 году начнёт действовать на всей территории России.
 
Комиссия ВСМС по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований в период с декабря 2012 по февраль 2013 года провела опрос более 700 российских муниципалитетов на предмет развития в них тех или иных компонентов инвестиционной привлекательности.
Как показало проведённое исследование, на сегодняшний день существует множество регрессивных факторов, препятствующих привлечению в муниципалитеты государственных инвестиций и частного капитала. Это и недостаток средств в местных бюджетах, и дефицит профессиональных кадров, и неразвитость отраслей, и нехватка рабочих мест в сочетании с безработицей, и низкие заработные платы, обуславливающие отток трудоспособного населения с территорий, и непригодное состояние инфраструктуры, и слабость дорожной сети, и дефицит банковских структур и интернет-связи.
К повышению инвестиционной привлекательности муниципалитетов, важен дифференцированный подход, основанный на учёте специфических особенностей территориальных сообществ. Однако это не мешает формированию универсальных требований к работе органов местного самоуправления по формированию инвестклимата в муниципалитете и единые критерии оценки эффективности данной работы, которые уместны для всей России. Они и были положены в основу Стандарта 2.0.
Стандарт уже разработан, и сейчас в российских регионах определяются пилотные муниципалитеты для его апробации и внедрения. В ходе межрегионального форума был выбран такой муниципалитет и в Волгоградской области: им стал Алексеевский муниципальный район. Речь идёт о заключении трёхстороннего соглашения между органами региональной и местной власти и представителями одного из разработчиков Стандартов — Агентства стратегических инициатив. Оно должно закрепить на установленный срок неснижаемые налоговые поступления в местный бюджет,  предусмотреть конкретные шаги в совместной работе с естественными монополиями по регулированию тарифной политики.
 
Стандарт 2.0 - муниципальная проекция реализации поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина о разработке стандарта по обеспечению благоприятного инвестклимата в регионе, данного им органам региональной исполнительной власти по итогам Государственного совета Российской Федерации в декабре 2012 года. Он коррелирует со Стандартом 1.0 — «Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах».
Перед разработчиками Стандарта 2.0 стояли задачи по содействию в формировании системы поддержки инвесторов и развитии предпринимательства на муниципальном уровне, а также по регламентации порядка взаимодействия всех субъектов инвестиционной деятельности. Принципы, на которых должны основываться инвестиционная политика в муниципалитете и взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности, отныне будут закреплены в Инвестиционной декларации. Её в обязательном порядке должен принимать глава каждого муниципального образования.
К одним из главных требований Стандарта относятся разработка, утверждение и реализация Инвестиционной стратегии муниципального образования.
Этот программный документ должен содержать чётко сформулированные цели, задачи и ожидаемые результаты инвестиционной деятельности, определять инвестиционные приоритеты муниципалитета: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты. Должно быть прописано всё: от подробной картины исходного положения муниципального образования (оценка доступных ресурсов развития экономики муниципалитета, его конкурентных преимуществ и слабых сторон, потенциальных точек роста, перспективных направлений, депрессивных зон) до плана мероприятий, направленных на достижение целей (целевые программы и проекты, законодательные инициативы, приоритетные направления инвестиционной деятельности, структурные реформы). Разработчикам Стратегии предстоит скрупулёзно высчитать финансовую ёмкость тех или проектов, количество ресурсов, требующихся для их реализации, комплекс затрат на всех этапах инвестиционной деятельности, а также определить источники финансирования и привлечения инвестиций.
Разработка Стратегии должна вестись при участии экспертов, предпринимателей, инвесторов — причём публично, на принципах справедливости и транспарентности. Важен также сопроводительный документ — Программа финансирования мероприятий по реализации Стратегии.
Следующий обязательный пункт Стандарта — формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании. План должен содержать реестр объектов инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной), строительство и реконструкция которых предусмотрена в различных программах и планах органов государственной и местной власти и крупных хозяйствующих субъектов. Это позволит инвесторам мониторить потенциальный рынок, оценивать ситуацию, управлять рисками своих инвестиционных решений.
В отношении каждого объекта должны быть указаны источники и размер финансирования, планируемые сроки сдачи объектов и их фактическое состояние, а также требуемые мощности потребления энергетических ресурсов при эксплуатации данных объектов.
В План войдут проекты по созданию инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры. Они будут включаться на конкурсной основе при публичном обсуждении. Для финансирования таких проектов оптимален формат государственно-муниципально-частного партнёрства.
Стандарт предусматривает формирование в муниципалитете нормативно-правового поля, направленного на привлечение инвестиций. Необходимые требования к муниципальным правовым актам в данной сфере — чтобы они защищали права инвесторов, содержали механизм поддержки инвестиционной деятельности, а также согласовывались с федеральным и региональным законодательством.
Значительное внимание в проекте Стандарта уделено созданию административно-управленческой базы. В муниципальном образовании должен быть учреждён открытый совещательный орган — Совет по инвестиционному климату. Он будет разрабатывать рекомендации по всем основным аспектам инвестиционной деятельности в муниципалитетах и анализировать результаты реализации инвестиционных проектов.
Ещё в структуре местной администрации должно быть создано специальное подразделение по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. По решению местных властей, если к тому располагает масштаб развития местной экономики и количество инвестиционных проектов на территории, в муниципалитете может быть учреждена отдельная специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами — Агентство (корпорация) развития муниципального образования. Основными её функциями станут обеспечение режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с местной властью, содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов «под ключ», продвижение инвестиционных возможностей и проектов муниципального образования на уровне региона и Федерации. Также специализированная организация будет обеспечивать взаимодействие местной власти с инвестиционными венчурными фондами, банками, инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, институтами развития; представлять интересы муниципалитета в проектах государственно-частного партнёрства, организовывать работу по адресному таргетированию целевых инвесторов.
Следующий момент, прописанный в Стандарте, — обязательства муниципальной власти по подготовке качественной инфраструктуры для размещения производственных и инвестиционных объектов. Одна из задач местной администрации — обеспечить системное развитие территории, учитывающее нужды субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности. Создаваемые и действующие в муниципальном образовании объекты приоритетного развития территорий, отраслей и технологий должны обеспечить условия для реализации инвестиционных проектов. Это промышленные (индустриальные) парки, технологические парки, бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития, промышленные площадки.
В муниципалитете должна быть разработана система льгот для резидентов объектов инфраструктуры, в т.ч. льготы по подключению к коммунальным сетям и сетям инженерно-технического обеспечения, льготы по арендным ставкам, налоговые льготы.
Следующее важное требование Стандарта — формирование системы управления земельно-имущественным комплексом, которая будет корреспондировать инвестиционным приоритетам муниципального образования. С этой целью на местном уровне должно быть учреждено специализированное структурное подразделение, отвечающее за весь комплекс вопросов земельно-имущественных отношений, включая вопросы градостроительства и получения разрешительной документации.
Необходимо принять документ, содержащий реестр оказываемых инвесторам государственных и муниципальных услуг и административные регламенты на них. Это касается вопросов обеспечения инвесторам доступа к имущественным и земельным ресурсам, получения разрешения на строительство, регистрации предприятий, кадастрового учёта, приватизации объектов и заключения договоров их аренды, участия в конкурсах и торгах по реализации имущества, и др.
В муниципалитете должен быть разработан Регламент сопровождения инвестиционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу «одного окна». Важно обеспечить инвесторам участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, а муниципальным органам оказать содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений. Конкретные способы поддержки будут определяться в зависимости от категорий инвестиционных проектов и объёма инвестиций.
Отдельное внимание в проекте Стандарта уделено кадровому вопросу. Стандарт обязует формировать систему обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Также местные власти должны создавать условия для проведения профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим муниципальной инвестиционной стратегии и потребностям инвестора.
Согласно Стандарту, должны создаваться координационные каналы и информационное поле. На сайте каждого муниципального образования необходимо открыть специализированный двуязычный Раздел об инвестиционной деятельности. Это наладит обратную связь между властью, бизнесом, инвесторами и гражданским обществом. Интернет-ресурс должен содержать сервис «Калькулятор услуг для инвестора», позволяющий потенциальным вкладчикам в режиме он-лайн рассчитать временные и материальные издержки на получение муниципальных услуг, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Но это — стабильное текущее сотрудничество. Для решения же острых проблем, возникающих в процессе взаимодействия сторон, необходимо проработать эффективные каналы оперативной связи инвесторов и муниципального руководства.
Предусмотрено участие муниципалитетов в региональных инициативах, касающихся формирования и развития инфраструктуры для ведения инвестиционной деятельности, повышения информационной открытости, увеличения кадрового потенциала, а также участие в продвижении инвестиционных проектов на уровне субъекта Российской Федерации. Это может осуществляться, в частности, в рамках реализации региональных целевых программ по развитию малого и среднего предпринимательства и по содействию инновационной деятельности.
При оценке деятельности органов муниципальной власти в сфере улучшения инвестклимата будут учитываться условия ведения инвестиционной деятельности, создание высокопроизводительных рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров, доступность транспортной, производственной и энергетической инфраструктуры, прирост инвестиций в основной капитал, развитие малого и среднего предпринимательства.
По заявлениям разработчиков, Стандарт ещё будет дополнен пунктами, связанными с защитой конкуренции и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку.
Конечно, учитывая экономическую, политическую, социокультурную, наконец, климатическую гетерогенность российской территории, нельзя проводить совершенно одинаковую инвестиционную политику на всей территории. Стандарт и не призывает к этому. Он лишь даёт базовые основы, актуальные для всей страны.

 

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 8769