РФС: Не могу не вспомнить нашу предыдущую встречу, Александр Богданович, осенью 2008 года после памятных событий в Южной Осетии. Тогда России также прочили изоляцию, прекращение притока инвестиций и так далее. На мой вопрос, ощущает ли Алтайский край что-либо в этом роде, вы ответили отрицательно и подчеркнули, что экономическая мотивация либо существует, либо нет, а на политические посылы бизнес панически не реагирует. Сегодня ситуация схожая, но санкции стали реальностью. Как вы сегодня ответите на тот же вопрос?
1972 — с отличием окончил Свердловский юридический институт. Трудовую деятельность начал в прокуратуре города Бийска Алтайского края (следователь, старший следователь, помощник прокурора города, зампрокурора района в городе).
1982 — заместитель прокурора города Барнаула, затем — начальник отдела прокуратуры Алтайского края, через четыре года переведен в Генеральную прокуратуру СССР, где замещал должности старшего прокурора управления, помощника Генерального прокурора СССР по особым поручениям, заместителя начальника управления.
1992 — начальник отдела управления, начальник Управления по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генпрокуратуры РФ.
2000-2004 — статс-секретарь — первый замминистра юстиции РФ, первый замминистра юстиции РФ.
2004 — возглавил Управление по вопросам государственной службы Администрации Президента РФ.
С 2005 г. — глава Администрации Алтайского края (с 1 декабря 2007 г. — губернатор Алтайского края).
Александр Карлин: Отвечу, что сегодня мы наблюдаем совершенно не рыночную ситуацию, в которой экономика охлаждается политическими посылами. Да, оглядка на политическую компоненту у западного бизнеса присутствует, хотя, по моим наблюдениям, не носит тотального, определяющего характера. Бизнесом движет экономический интерес, он имеет в хорошем смысле слова корыстную основу, ведь, прежде всего, он нацелен на извлечение прибыли. Политическая лояльность прослеживается ровно до того момента, пока она не начинает влиять на норму прибыли. Экономические законы, очень точно сформулированные Карлом Марксом, никто отменить не может.
РФС: В Алтайском крае задумано много экономически значимых проектов, многие из них уже начали реализовываться, что вряд ли возможно без широкого притока инвестиций. Сегодня вы ощущаете их дефицит?
Александр Карлин: По 2015 году пока ничего не могу сказать, слишком мало прошло времени. А вот по прошлому году мы не отметили у себя сокращения инвестиций. Более того, по их общему объему мы впервые перешагнули за планку 100 миллиардов рублей. Для нас это очень серьезный показатель — темпы роста в 103,7 процента. Безусловно, значительную часть прошлого года мы ощущали влияние политических процессов: санкции либо уже действовали, либо ими грозили, что тоже не является фактором, стимулирующим инвестиционные процессы. Но ни один серьезный инвестиционный проект в крае не свернут с мотивацией, что сегодня иная макроэкономическая ситуация. Интерес к потенциалу региона не сокращается, и мы будем его поддерживать.
Свои возможности мы регулярно демонстрируем на различных площадках. Только за последние несколько недель таких было три — выставки «Госзаказ 2015», «Интурмаркет», презентация инвестиционного потенциала Алтайского края в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Мы уверены, что заявляем о себе своевременно, в этих действиях есть смысл и расчет. Мы решили не ломать наши планы и договоренности, ссылаясь на изменившиеся экономические обстоятельства. Возможно, тональность переговоров будет несколько иной, но все равно общение нацелено на позитив. Мы ищем новые контакты и в любом случае встречаемся вовсе не для того, чтобы замораживать проекты или отказываться от того, что уже наработано.
РФС: Участие в выставках, презентациях — это часть определенного плана? Нельзя ли о нем поподробнее?
Александр Карлин: Сложившаяся экономическая ситуация подвигла нас на принятие определенной системы мер по выходу из нее. Определены три глобальные цели или задачи, называйте как хотите, которые являются для нас определяющими.
Первое. Мы должны сохранить эффективное функционирование экономики края, хозяйственной подосновы всего, что делается в регионе.
Второе. Мы должны обеспечить стабильность социальной сферы.
И третье. Всего этого можно добиться лишь в условиях эффективного использования бюджетных ресурсов.
Такова стратегия. И еще очень важный тактический нюанс. Мы должны строить свою работу не на сложившихся шаблонах и трафаретах, не пользоваться только старыми контактами и проторенными путями, а постоянно искать, чем мы сегодня можем быть интересны нашим партнерам в самых разных областях. Будь то поставка товаров и услуг, государственный или муниципальный заказ, туристическая сфера или решение социальных вопросов. Поэтому мы и обозначаем всеми силами свое присутствие на рынке, так сказать, «засвечиваемся», хотя и тут есть свои потенциальные угрозы. Но не случайно в России говорят: «или грудь в крестах, или голова в кустах».
Возьмем, например, вечную продовольственную тему. В Алтайском крае не стоит вопрос собственного продовольственного обеспечения. Основные продукты питания уже не первое десятилетие мы используем свои, и не нужно убеждать региональных потребителей в их высоком качестве. Наш регион способен обеспечить население продуктами собственного производства. Но, решив проблему импортозамещения у себя дома, мы способны «потянуть» ее и в более глобальном масштабе, направляя больше продуктов нашим соседям по Сибири, поставляя на Урал, Дальний Восток, крупные мегаполисы Центральной России. Уже сегодня продукты из Алтайского края можно видеть на полках крупных магазинов и торговых сетей в Москве и Санкт-Петербурге. И это для нас не предел, в этом плане мы готовы заявлять о себе еще и еще.
Возьмем другой аспект. Двадцать лет молодежь выбирала пепси и сникерсы, и дело дошло до того, что решаем демографическую проблему с поколением, которое вошло в детородный возраст, имея очень слабый потенциал к продолжению рода. Это факт. Предпринимаются неимоверные усилия по компенсации ущерба для здоровья молодого поколения. А уж о детском питании и говорить нечего. Это направление вообще должно быть национальным приоритетом. У нас в крае есть продукты, которые рекомендованы детям с «нулевого» возраста как замена материнского молока. Здесь контроль должен быть жесточайшим, и ориентир направлен на то, чтобы эти продукты производились у нас в стране из гарантированного по качеству сырья. Мы сегодня способны производить продукты питания для лиц пожилого возраста, для людей, страдающих определенными заболеваниями, и для тех, кто профессионально занимается спортом высоких достижений. Характерно, что все больший интерес к нашим продуктам проявляют те, кто занимается продвижением продуктов питания на рынке России. И удивительное дело: большой интерес проявляют к нашим продуктам за рубежом. Буквально только что у меня был посол Республики Катар, и мы обсуждали вопрос о возможности поставок экологически чистого продовольствия в эту страну из Алтайского края. Термин «санкции» ни на каком языке в ходе беседы не звучал.
РФС: Огромный потенциал Алтайского края в агропромышленной сфере хорошо известен. Но вот на одном из последних заседаний Совета Федерации член комитета палаты по экономической политике Михаил Щетинин сообщил, что, решая задачу импортозамещения, «молочники» Алтая увеличили выпуск продукции, но в результате на складах скопились большие остатки. Кредитная политика банков ставит переработчиков перед альтернативой: либо сворачивать производство, либо снижать закупочные цены на сырье. И то, и другое будет иметь негативные последствия. Будем решать проблему за счет поставок в Катар?
Александр Карлин: По этой проблеме я уже обращался к министру промышленности и торговли РФ г-ну Денису Мантурову с просьбой воздействовать на федеральные торговые сети. Я считаю, что назрела необходимость в серьезной корректировке законодательства, регулирующего деятельность торговых сетей. Пока мы не наведем здесь порядок и будем использовать исключительно административные рычаги, нам не удастся наладить правильное экономическое взаимодействие.
Вот простой пример. Я часто вижу в столичных магазинах ценники, на которых просто написано «сыр» и указана его стоимость. Но разве можно торговать продовольствием, не указав производителя и место производства? Кто это купит? Вот вам ответ на вопрос, почему на складах наращиваются остатки высококачественной, изготовленной из гарантированного по технологии сырья и при этом невостребованной продукции.
Разрешенные законом термины «сырный продукт» или «молочный продукт» не улучшают жизнь покупателей, зато упрощают жизнь мошенникам. Это — большая ошибка на уровне закона.
То же самое произошло и в торговле. Закон о себе писали сами торговые сети. Так делать нельзя. В создании нормативной правовой базы должны принимать участие эксперты, представители той или иной отрасли. Но торговля — это настолько жизненно важная сфера для всего общества, что нельзя было отдавать формирование базового закона в одни только руки.
Понимание ошибки постепенно приходит. Не случайно ведь Роспотребнадзор получил дополнительные полномочия, и его право на проведение проверок торговых точек значительно расширено. И это очень хороший пример того, как нынешняя не очень благоприятная экономическая ситуация заставляет более активно работать над решением насущных проблем.
РФС: Но есть и другие примеры, негативные. На страницах нашего журнала первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов неоднократно поднимал вопрос о необходимости принятия закона об особо ценных аграрных территориях. Но, как известно, полностью подготовленный и не раз исправленный в соответствии с требованиями текущей экономической ситуации этот законопроект к финальной стадии рассмотрения так и не подошел. Что происходит?
Александр Карлин: Я сам инициировал создание этого законопроекта, и впервые эта идея прозвучала на Всероссийском сельском сходе весной 2008 года. Мы семь лет боремся за него. Самое интересное: у этого законопроекта нет явных, принципиальных противников, с которыми можно было организовать дискуссию, еще раз проверить аргументы «за» и «против». Все делается интеллигентнее и циничнее. Нам говорят, все хорошо, очень интересная мысль, и пускают документ по большому кругу обсуждения, то по малому, а потом вновь по большому. Я считаю, что нам всем нужно честно посмотреть в глаза друг другу и признать, что аграрные отрасли в регионах, которые производят большое количество продовольствия и поставляют его туда, где оно не может быть произведено по объективным причинам, должны получать поддержку в особом режиме.
Моя логика проста: в данном случае поддерживается не сам регион, а все потребители производимой в нем продукции. Вот, например, несколько лет подряд Алтайский край держит историческую планку по производству муки в среднем — 1 миллион 400 тысяч тонн в год. Для собственного потребления в крае нужно 250-300 тысяч тонн. Все остальное вывозится либо мукой, либо готовой мучной продукцией. Так кто же здесь получает поддержку: алтайский крестьянин или потребитель его дешевой и качественной продукции, проживающий в другом регионе России? Почему-то считается, что поддержку получает Алтайский край. А на самом деле тот, кто потребляет нашу продукцию. Здесь счет другой.
Я убежден: идея об особо значимых аграрных территориях в форме федерального закона получит поддержку и понимание, и текущая экономическая ситуация даст нам дополнительные аргументы для успешного продвижения законопроекта. Все это мы уже имеем. Я признателен и профильному Комитету Совета Федерации во главе с Геннадием Горбуновым, который в том числе еще и оказывает неоценимую помощь в налаживании контактов алтайских аграриев с их немецкими и итальянскими коллегами. Искренне благодарен председателю палаты Валентине Матвиенко за то, что она сама глубоко вникла в тему, и авторы законопроекта имеют облеченную в документ позицию Совета Федерации в поддержку нашей инициативы. Это дорогого стоит.
РФС: Павильон Алтайского края на выставке «Интурмаркет» произвел сильное впечатление. Кажется, удалось показать все, чем богат регион и чем будет прирастать его богатство, если иметь в виду те проекты, которые способны привлечь не только инвесторов, но и туристов. Но вот один стенд привлек особое внимание — Алтайская духовная миссия. Такого на подобных выставках встречать не доводилось. Чем вызвано такое внимание к православным ценностям и как это может повлиять на развитие туриндустрии края?
Александр Карлин: Духовные ценности традиционно исторически лежат в основе развития края. Когда в 1709 году именным указом Петра Первого был основан сегодня самый старый город на Алтае — Бийск, первыми сюда пришли казаки, крестьяне-землепашцы и священники. В российской истории алтайская православная духовная миссия отмечается как наиболее успешная. Священнослужители, которые несли свою высокую миссию по продвижению православия среди коренных народов Алтая, инородцев, как их тогда называли, были настолько деликатны, что их действия не травмировали исконные духовные ценности этих людей. Православие прижилось, и сегодня существуют православные приходы на территории республики Алтай и некоторых территориях Юго-Западной Сибири, где проживает исключительно коренное население. В Барнауле функционируют духовное училище и семинария. Там обучаются представители местных коренных народов. И таким образом, присутствие православия среди коренного населения юга Сибири продолжается в новых поколениях.
Все это порождает огромное количество духовных связей, которые мы не должны и не можем сегодня не замечать и не опираться на них как на величайшую ценность.
Таких объектов на Алтае немало. Есть и известные, причем не только в Сибири, но и по всей стране. Например, храм в селе Коробейниково, где хранится уникальная икона. На родине Михаила Калашникова мы восстанавливаем православный храм. У храма трудная судьба: в тридцатые годы он был наполовину разрушен, в нем был склад зерна, потом сельский клуб. Он не старинный — построен в начале ХХ века — но оказалось, что таких в России всего пять-шесть. Его уникальность в том, что в плане храм имеет форму святого ковчега. Я знаю, что люди, занимающиеся православным паломничеством, ждут, когда храм будет восстановлен.
Тем, кто посещает православные святыни, мы будем создавать все условия и по возможности ненавязчиво предлагать еще. Как правило, люди, занимающиеся паломничеством, — это люди с открытым интересом. Почему бы не предложить им посещение каких-то объектов, не противоречащих идеологии паломничества? В том же Бийске есть уникальный музей Чуйского тракта. А ведь именно по нему шло православие вглубь Монголии.
РФС: С исторической традицией все понятно, и сомнение такой подход не вызывает. Однако удастся ли обеспечить необходимый поток туристов, чтобы оправдать финансовые вложения в те объекты, которые для них готовятся?
Александр Карлин: На сегодняшний день мы наиболее широко открываем свои двери для гостей из Сибири и Дальнего Востока по двум основным причинам. Во-первых, у сибиряков уменьшились возможности для отдыха за рубежом, а мы, между тем, можем многое им предложить, вплоть до пляжного отдыха. К теплым морям улетали, как правило, только лишь за этим. А на Алтае активный пляжный сезон длится, как минимум, два с лишним месяца в году. Весь запад края покрыт уникальными озерами, где отдыхающие получают не просто купание, как на черноморском побережье, в Турции или Египте, а еще и лечебные процедуры.
И второе — транспортная доступность. Пока федеральный Центр не берет на субсидирование рейсы в Москву, мы можем ставить вопрос о субсидировании перелетов в первую очередь из городов Сибири. Но в то же время наблюдается некоторое успокоение цен на авиабилеты, с большей активностью заявляются авиакомпании. Увеличение интенсивности полетов и более спокойные цены на билеты позволят привлечь большее количество туристов. В этом я уверен. Как, впрочем, и в том, что транспортное единство страны является особенностью нашего государства и должно обеспечиваться всеми возможными и невозможными способами и средствами. Если что поддерживать, так это, потому что тем самым мы поддерживали бы страну. Аргументы очевидны: если мы не будем ощущать себя единой страной с точки зрения доступности, мы не будем ощущать себя единым народом.
РФС: Возвращаясь к проектам, представленным на выставке. Обустроены ли они в инженерном плане, чтобы уже в ближайшие дни принять инвесторов?
Александр Карлин: Мы имеем ряд площадок, готовых к приему инвестора. Например, Бирюзовая Катунь полностью инженерно обустроена. Игорная зона «Сибирская монета» подготовлена транспортно и энергетически. Активно обустраиваем инфраструктуру Белокурихи-2. «Золотые ворота» — автотуристический кластер в Бийске — готов сегодня принимать резидентов. Там есть все — вода, газ, электричество, канализация, земля.
РФС: Резиденты стоят в очереди?
Александр Карлин: С ними и работаем. Буквально на днях состоялось подписание документов, в том числе с группой компаний «Хилтон» по этим проектам. Поначалу их представители подали заявку на определенный объем инвестиций. Однако после внимательного изучения площадок ими было принято решение распространить свое участие не только на Барнаул, но и на Белокуриху-2, в четыре раза увеличив объем инвестиций: с двух до восьми миллиардов рублей.
РФС: Жаль только, что это группа компаний «Хилтон», а не отечественный инвестор…
Александр Карлин: Нет такого мало-мальско значимого крылечка в столице, на которое я бы не зашел и низко не поклонился. Миссия у меня такая — просить: у Минэкономики, Минфина и многих других. Конечно, появляются на Алтае и отечественные инвесторы. Но многие тянут. Для РАО РЖД уже много лет держим площадку для санатория в Белокурихе. Рассчитываем, что интерес все же проявится. Ожидаем, что глава Сбербанка Герман Оскарович Греф, освоив площадки в Крыму и Сочи, повернется лицом к Алтайскому краю.
Полагаю, что компании нефтяного и газового сектора тоже вполне могли бы заявить о себе в качестве инвесторов, потому что проблема оздоровления для их сотрудников стоит очень остро.
Следует понимать, что Алтайский край сегодня - третья в стране площадка по развитию санаторно-курортного дела. Санатории Краснодарского края, включая Сочи, Кавказские Минеральные воды и Алтай. А я бы еще подумал, кто на втором месте в этом списке - Кавминводы или Алтайский край. У нас нет ни одного санатория, который не прошел бы за последние пять-семь лет глубокой модернизации. А Белокуриху вообще называют сибирскими Карловыми Варами. Но этот курорт существует столько столетий, сколько Белокуриха десятилетий.
РФС: Считается, что региону не повезло, если на его территории нет нефти, газа, угля или других полезных ископаемых. Вы полагаете, что Алтайскому краю удалось найти другие ресурсы для полноценного развития экономики?
Александр Карлин: Такие ресурсы нам хорошо известны. Они находятся в верхнем пахотном слое алтайской земли. Насколько плуг берет, настолько и залегает наше богатство. Есть и второй ресурс - вода. Земля и вода - вот два главных богатства, которые в ХХI столетии точно будут определять благополучие человечества. На Алтае эти богатства присутствуют в полной мере. На самом деле мы очень богатые, но не осознали суть своего богатства и, соответственно, не сформировали адекватного, бережного отношения к нему. Пока лишь комплексы бедности в себе преодолеваем. А все потому, что кто-то в начале 90-х придумал для региона термин — депрессивный. Я десять лет борюсь с этим совершенно разрушительным, с точки зрения духовно-нравственной сферы, термином. Вот когда мы сформулируем сами для себя, какими ценностями владеем, взрастим понимание в каждом жителе Алтая, что на нашей земле все настоящее, научим эту ценность оберегать, тогда и поймем окончательно, какие мы богатые без нефти и газа.
Беседовал Николай Дорофеев