День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Л.Ольшанский: И водитель, и сотрудник ГАИ перед Конституцией одинаково равны!

06.11.2013 12:27

«РФ-сегодня»

Общество. Право

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ:

«И водитель, и сотрудник ГАИ перед Конституцией одинаково равны!»

Тема предлагаемой публикации далеко не нова, она давно и постоянно занимает умы многих россиян, является предметом бурных и острых ток-шоу, «круглых столов», громких публикаций в СМИ, судебных разбирательств и т. д. Речь пойдет о тех «счастливцах», которых общество, особенно сегодня, с явным сожалением окрестило «автовладельцами».
Именно о них, их непростых взаимоотношениях с сотрудниками ГИБДД, а также всевозможных и постоянных ужесточениях нормативных документов, что (особенно с 1 сентября этого года. — Авт.) кратно усложнило и усложняет жизнь этой категории россиян, мы попросили высказаться известного правозащитника, почетного адвоката России, действительного члена Академии юридических наук, вице-председателя Движения автомобилистов России Леонида ОЛЬШАНСКОГО.
— Начну с того, что тема «водитель — дорога — сотрудник ГАИ» относится к административному праву и среди многих и многих его направлений является далеко не главной. Просто коллеги-журналисты так часто и, подчеркну, в основном обоснованно пишут именно о сфере взаимоотношений тех, кто едет, и тех, кто за этим всяко надзирает, что названные проблемы сегодня действительно находятся на самом верху общественного внимания.
 
Видимо потому, что размеры этого «внимания» и со стороны чиновников, кои ратуют за различные ужесточения наказаний, и со стороны сотрудников ГАИ к тем, кто крутит руль, давно выпали из просто социальных рамок. Сегодня это один из самых жестких экономических элементов давления на общество. Не правда ли?
— К сожалению, во многом это так. Так давайте разбираться в причинах этого явления, возникшего вовсе не сегодня и даже не вчера. Озвучу краткую историю вопроса.
У нас в стране с 1990 по 2000 год (ровно десять лет!) шла работа над новым Кодексом России об административных правонарушениях (КОАП). Я входил в рабочую группу и могу ответственно заявить, что в результате был создан документ, который, по всеобщему мнению специалистов-правоведов (в том числе и зарубежных), соответствовал высшим критериям международного права.
Когда документ попал на стол Президента, то у Владимира Владимировича к "автомобильной" 12-й главе не было ни единого замечания! После окончательной доработки Кодекс приняли, и он добросовестно "работал", но лишь в течение трех лет.
 
Что же потом?
— Не буду утомлять и вас, и читателей подробностями дальнейших злоключений этого документа, замечу лишь, что с 2003 года у ряда влиятельных депутатов Госдумы уже принятый и успешно работающий правовой акт стал вызывать не совсем понятный специалистам-правоведам и представителям общественных движений "интерес". Посыпались всевозможные и исключительно репрессивные поправки к нему, которые, к нашему сожалению, тут же принимались. Коридоры высшего законодательного органа России были заполнены сотрудниками ГАИ, которые, допускаю, во многом лоббировали нужные им специфические нюансы.
В результате именно с 2003 года резко взлетели суммы штрафов за те или иные нарушения на дорогах (без которых обходились раньше и вполне можно было обойтись и далее. — Л.О.), появилась такая мера наказания, как арест на 15 суток, например, за забытые дома права и т. д.
 
Леонид Дмитриевич, но ведь нельзя отрицать, что кратное ужесточение наказания, например, за вождение в нетрезвом виде уже давно напрашивалось в России. Ведь та вакханалия вседозволенности на улицах и трассах действительно уже вышла из-под контроля…
— Безусловно, пьяный за рулем — потенциальный преступник! Количество страшных аварий на наших дорогах с погибшими (в том числе и детьми. — Авт.) росло изо дня в день. Это явление уже впрямую угрожало нашей национальной безопасности, но…
К великому сожалению, даже в такой правовой и социально важной "бочке меда" не обошлось и без "ложки дегтя".
В результате дебатов и обсуждений из положения, где говорилось, что водитель, лишенный прав за "пьянку", снова сел за руль и ему полагалось за это 15 суток административного ареста, выпало ключевое определение, а именно — за пребывание за рулем в нетрезвом виде. И получилось, что теперь любой человек без прав, даже не успевший, например, их получить после курсов, автоматически может быть подвергнут аресту, либо будет вынужден "откупаться" на месте. Естественно, взятки стали куда как выше. В масштабах страны это уже принял форму массовой эпидемии. Приведу одну лишь негласную цифру — в новогоднюю ночь с 2003 на 2004 год с боем курантов сумма "откупных" на дорогах взлетела с 500 долларов до 5000, почувствуйте разницу! И эта тенденция перспектив к уменьшению, увы, в обозримом будущем не имеет.
 
В обществе сейчас часто звучат громкие упреки к правоохранителям за то, что не без их "помощи" из нашей жизни медленно, но верно вымывается само понятие "презумпция невиновности". В какой степени это утверждение верно?
— К сожалению, эта точка зрения вполне реальна. И в уголовном деле, и в административном согласно ст. 1.5 КОАП РФ презумпция невиновности подозреваемого — одно из важнейших юридических правил. Его суть в том, что вина того или иного субъекта должна быть не просто доказана, но и установлена! Абстрактно утверждать, что некто Иванов проехал-де на красный свет, и лишь исходя из этого чьего-то утверждения подвергнуть его наказанию не имеет права никто. Но с 2007 года именно ст. 1.5 подверглась странному и существенному изменению и теперь из процесса "выпали" свидетели, адвокаты, пропал прокурорский надзор, депутатский контроль и т. д. Теперь судьбу водителя решает кусочек бумаги, квитанция, фото, которые выдает компьютер. С ним не поспоришь!
Правовое управление Госдумы по этому поводу высказалось конкретно и ясно в том духе, что в результате всех этих манипуляций извещение о наказании приходит к "заведомо невиновному — собственнику"! Но водитель авто и собственник авто — понятия юридически вовсе не совпадающие. Если водитель — категория административного права, то собственник — уже категория гражданского права! Но в нынешней жизни на это принято не обращать внимания. Вот и вся презумпция невиновности!
Результатом можно смело считать дату 1 сентября 2013 года — именно с этого дня до заоблачных высот взлетели штрафы, увеличилось количество статей, предусматривающих административный арест и т. д. Теперь активно лоббируется и возврат позорной "балльной системы", упраздненной депутатами в 1997 году еще не только в старом Кодексе, но и не включенной в проект закона 2000 года.
 
Но это ведь перечеркивает важнейший принцип Конституции — за одно деяние дважды не наказывают!
— Именно это и произойдет. Допустим, водитель нарушил ПДД. Ему выписали штраф — это наказание. Он его добросовестно оплатил. Вроде бы искупил вину, но… При этом ему начислят и штрафные баллы, а это наказание номер "два", запрещенное Конституцией!
А дальше, по совокупности набранных баллов — так любимое сотрудниками ГАИ — "лишение" прав. Если есть норма, будет и процедура за ее нарушение, которую суд всегда поддержит, увы.
 
Но ведь от "балльной" системы нас вы, правозащитники, вроде бы пока охранили…
— При этом, правда, нам не удалось защитить водителей от другой дорожной напасти, так называемой "переэкзаменовки". Из старого Кодекса мы ее убрали, но эта санкция, как птица феникс, снова ожила и звучно захлопала крыльями над головами водителей. Теперь и в КОАП РФ, и в Законе о безопасности движения (для более плотной "взаимной смычки и поддержки". — Авт.) ясно сказано, что после окончания срока лишения прав вам их просто так никто не вернет — только через повторные экзамены.
А если права отнимались не за превышение скорости, но за "запах", то помимо экзаменов необходимо будет проходить повторную медкомиссию и проверку на учет в наркологическом диспансере. Верховный суд России тут же назвал подобную инициативу "вторым наказанием", но реального эффекта от этой позиции пока что-то не заметно.
 
Так что же делать всем, кто садится каждый день за руль? Надеяться на то, что все они враз припаркуют свои авто и полезут в разбитые горские "маршрутки" — наивно. Проехать сегодня по любому городу, что-либо не нарушив, просто невозможно (здесь, кстати, очень много реальных претензий и к самим властями за бесконечные ремонты и ямы на дорогах, бестолковые дорожные знаки, не работающие светофоры и т. д. Авт.). Каков выход из этого социального, не имеющего дорожного знака, тупика?
— Приведу две весомые точки зрения на эту общую российскую проблему. Первая принадлежит Президенту Владимиру Путину, вторая — мэру Москвы Сергею Собянину. Их смысл в том, что все прогрессивные слои общества: и адвокаты, и журналисты, и социологи, и депутаты, и правоведы, и т. д. должны бороться с очагами социальной напряженности, но лучше все же их не допускать! Мысль вполне ясна и житейски практична — заболевание всегда легче предотвратить, нежели затем лечить.
Сегодня в России лишь частных автовладельцев — около 40 миллионов человек! Каждая семья, по оценкам социологов, составляет в среднем три человека. И если главы этих автосемейств, доведенные чиновничьим хамством и равнодушием, финансовой "всеядностью" сотрудников ГАИ, пройдут точку и правового, и морального невозврата, ситуация в стране может стать очень взрывоопасной. Власти, думаю, должны это понимать…
 
Но водителей на дорогах не только в прямом смысле грабят. Насильные полисы ОСАГО, без которых машину никто даже на учет не поставит, — тоже экономии семейного бюджета не способствуют!
— Все дело в том, что в данном случае победу одерживают лоббисты от страховых компаний. На мой взгляд, тут дело лишь в размерах "спонсорской помощи" страховщиков своим глашатаям во властных структурах. ОСАГО, по моему убеждению, вовсе не законное образование.
 
Леонид Дмитриевич, а в вашей практике доводилось лично встречаться с каким-нибудь крупным чиновником от исполнительной власти, который не формально, но заинтересованно подошел к изучению и разрешению проблем современного автомобильного сообщества? И что это дало?
— Сразу назову такого человека — префект Западного округа Москвы Алексей Олегович Александров. В этом округе долгое время одним из самых травматичных мест в столице считалось пересечение Аминьевского шоссе и Мичуринского проспекта. Масса аварий, человеческие жертвы, трагедии и т. д. Префект Александров год назад лично изучил это злополучное место, выслушал специалистов, поехал к мэру Москвы и… получил необходимые средства для реконструкции опасного участка. Убедил! Менее чем за год была выстроена гигантская эстакада с продуманным и рассчитанным движением, что практически свело на "нет" былую опасность этого участка движения. Правда, все это время, пока шло строительство, сама стройка стала вторым кабинетом префекта. Но цель оправдала средства, причем без всяких репрессий по отношению к участникам движения. Уверен, руководителей, подобных Алексею Александрову, и в России, и в команде московского мэра Сергея Собянина немало.
 
Наконец какой-то позитивный лучик пробился в нашей беседе. Значит, не все пока еще так безнадежно в жизни автомобилистов. Какие практические советы вы можете им дать в качестве "защитных" мер от хотя бы недобросовестных гаишников?
— Если вас на дороге заставляют подуть в трубочку "контроля трезвости", можете (если за вами нет грешка. — Авт.) смело отказаться и требовать лишь медицинского освидетельствования, отметив это в протоколе. По закону, вас могут наказать лишь за отказ именно от медицинского осмотра. Многие этого просто не знают, чем и пользуются недобросовестные сотрудники, повышая якобы отчетную действенность и свою лично, и своего начальства.
Так же имеете полное право с первой минуты остановки вас сотрудником ГАИ требовать присутствия адвоката. При этом не давайте инспектору никаких объяснений и показаний, в протоколе так и пишите: "Не согласен! Требую адвоката!" (ст. ст. 48, 51 Конституции РФ). Отсутствие адвоката при составлении протокола — уже основание для отмены вердикта ГАИ или суда.
Требуйте у инспектора доказательств вменяемой вам вины, не сочиняйте легенд, не оправдывайтесь! Такое право (та самая презумпция невиновности. — Авт.) даровано вам ст. 49 Конституции РФ и ст. 1.5 КОАП РФ.
Досмотр вашего автомобиля возможен лишь при наличии двух понятых и составлении протокола досмотра. Без соблюдения этих условий имеете право не открывать багажник или автомобиль в целом для любопытствующих инспекторов.
Помните, что любой пассажир машины — ваш потенциальный свидетель, не важно — жена это, брат, сват, сослуживец и т. д. При этом сам сотрудник ГАИ, составляющий протокол, свидетельствовать против вас не сможет, так как он в такой ситуации — обвинитель, а совмещение процессуальных функций законом недопустимо.
И самое главное, не забывайте, что перед Конституцией и водитель, и сотрудник ГАИ одинаково равны. Удачи на дорогах!
 
Беседовал Михаил СМИРЕНСКИЙ

 

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 12517