Комитет Госдумы по природным ресурсам и экологии рассмотрел законопроект о федеральном бюджете части вопросов своего ведения

21.10.2014 11:35

"РФ-сегодня"

Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел законопроект о федеральном бюджете  части вопросов своего ведения

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел в части вопросов своего ведения проект федерального закона № 611445-6 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
В Заключении Комитета отмечается, что «макроэкономические параметры, используемые при составлении законопроекта, значительно отличаются от показателей прогноза, положенного в основу федерального бюджета на 2014 — 2016 годы, — большинство ключевых макроэкономических показателей были пересмотрены в сторону понижения».
В части доходов федерального бюджета от поступлений водного налога на 2015 год прогнозируется сумма 2 376,8 млн. рублей, на 2016-2017 годы — 2 521,9 млн. рублей и 2 495,1 млн. рублей соответственно. Поступление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 12 120,6 млн. рублей, за использование лесов — 17 548,6 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в 2015 году составят 54 946,8 млн. рублей, в 2016 году — 55 144,2 млн. рублей, в 2017 году — 54 749,4 млн. рублей. Из них на реализацию государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» в 2015 году предусмотрено 35 714,0 млн. рублей. Объем поступлений в бюджет доходов от платежей при пользовании природными ресурсами ежегодно растет. В 2015 году ожидается поступление 249 689,4 млн. рублей (0,32 % ВВП), что на 33 132,1 млн. рублей или на 15,3%,чем в 2014 году. Основная часть этих поступлений (около 70%) формируется за счет утилизационного сбора с колесных транспортных средств в 2015 году — 183 471,8 млн. рублей.
При устойчивом росте поступлений в бюджет платежей за пользование природными ресурсами показатель расходов бюджетной системы на 2015-2017 годы по разделу «Охрана окружающей среды» остается крайне незначительным, подчеркивает Комитет. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту этот показатель составит в 2015-2017 гг. 0,1% ВВП. В развитых странах — членах ОЭСР средний показатель этих расходов составляет в среднем 0,7% ВВП (Япония — 1,3%, Канада — 0,5%, Франция — 0,8%).
Поддерживая увеличение размера ставок платежей за использование лесов, Комитет предлагает изменить экономическую модель: перейти от административного установления размеров обязательных платежей к экономической оценке лесных ресурсов и определению размеров платежей за использование лесов на основе анализа рыночного спроса и предложения на древесину и другие лесные ресурсы.
Законопроектом предлагается ряд мер по увеличению поступлений в бюджет, совершенствованию налогового и таможенного администрирования. Предлагается индексировать ставки водного налога, платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также платы за использование лесов.
По мнению Комитета, аналогичного подхода требует институт взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Последние изменения ставок плат за НВОС были осуществлены в 2005 году, их размер крайне незначителен и не стимулирует хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Законопроектом предусмотрено взимание экологического взноса в целях выполнения нормативов утилизации производителями (импортерами). Дополнительные доходы бюджета в 2015-2017 годах прогнозируются в сумме 30 000,0 млн. рублей ежегодно. Одновременно с положениями о взимании экологического взноса, по мнению Комитета, требуется законодательно регламентировать механизм направления этих средств на утилизацию конкретных видов товаров (продукции), в отношении которых уплачен этот сбор.
В результате продления порядка получения доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции (СРП) по проекту "Сахалин-2", причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, доходы федерального бюджета уменьшатся на 14 460,3 млн. рублей. Комитет считает необходимым рассмотреть целесообразность продления порядка получения доходов в натуральной форме.
В проекте бюджета на реализацию госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предусмотрено в 2015 году — 13 413,7 млн. рублей, в 2016 году — 13 585,2 млн. рублей, в 2017 году — 12 797,2 млн. рублей. Дополнительные средства выделены на подпрограмму «Развитие аквакультуры» в 2015 году — 860,0 млн. рублей, в 2016 году — 797,0 млн. рублей, в 2017 году — 629,8 млн. рублей. Законопроектом предусмотрено финансирование на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводства), на 2015 год — 399,14 млн. рублей, на 2016 год — 609,63 млн. рублей, на 2017 год — 600,46 млн. рублей.
При этом Комитет заявляет о необходимости дополнительных ассигнований: на развитие аквакультуры и экосистемные исследования в 2015 году — 1 046,9 млн. рублей, в 2016 году — 1 698,4 млн. рублей, в 2017 году — 2 594,3 млн. рублей, в том числе, на субсидирование процентных ставок по кредитам в 2015 году — 413,4 млн. рублей, в 2016 году — 511,6 млн. рублей, в 2017 году — 753,8 млн. рублей; на софинансирование региональных программ в 2015 году — 296,6 млн. рублей, в 2016 году — 839,0 млн. рублей, в 2017 году — 1 470,2 млн. рубле; на разработку технологий выращивания, новых объектов, рецептур кормов в 2015 году — 336,9 млн. рублей, в 2016 году — 347,8 млн. рублей., в 2017 году — 370,3 млн. рублей.
На реализацию подпрограммы «Наука и инновации» в части мероприятий, направленных на развитие рыбохозяйственных исследований и разработок предусмотрено увеличение ассигнований в 2015 году в объеме 1 170,4 млн. рублей, в 2016 году — 680,6 млн. рублей, в 2017 году — 612,2 млн. рублей. Вместе с тем, Комитет считает необходимым выделение дополнительных бюджетных средство по этой подпрограмме на прикладные научные исследования, проведение экспедиций для разведывания общего допустимого улова и другие в 2015 году — 274,9 млн. рублей, в 2016 году — 859,7 млн. рублей, в 2017 году — 1 209,5 млн. рублей. «Предлагаемое дополнительное финансирование необходимо для эффективного развития товарного рыбоводства и расширения объемов потенциального вылова (разведанных запасов), что позволит нарастить объемы производства собственной товарной рыбной продукции и увеличить объемы добычи водных биоресурсов, создав благоприятные условия для импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке», — говорится в Заключении Комитета.
Отдельно Комитет отмечает, что законопроект в рамках Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» не предусматривает важную подпрограмму «Развитие осетрового хозяйства» с соответствующими мероприятиями и объемами финансирования.
По подпрограмме «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» объем финансирования составит в 2015 г. — 36 531,9 млн. рублей, в 2015 г. — 38 316,1 млн. рублей, в 2016 г. — 40 356,7 млн. рублей. Их объем сокращен в 2015 году на 2 446,3 млн. рублей, в 2016 году — на 755,6 млн. рублей, в 2017 году — 881 млн. рублей. Комитет считает, что нет достаточного обоснования снижения средств по этой подпрограмме, напротив, следует рассмотреть вопрос об увеличении финансирования.
По подпрограмме "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" для финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, переданных местным органам власти субъектов, устанавливаются размеры субвенций. Ежегодный объем финансирования в виде субвенций из средств федерального бюджета на сегодняшний день составляет 1 900 млн. руб. А на содержание охотничьих инспекторов необходимо не менее 2 530 млн. руб. из расчета не менее 3 государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном образовании с охотничьими угодьями. В связи с недостаточным объемом субвенций, общая численность государственных охотничьих инспекторов в регионах не превышает 2500 человек (против 10 тыс. человек в 2000 году) и в 40% субъектов Российской Федерации не достигает 1 человека на муниципальный район (в среднем на 1 инспектора приходится 5000 кв. км территории). Комитет уверен, что «следствием недостаточного финансирования охраны животного мира является рост незаконной добычи охотничьих ресурсов, который значительно превышает по объему официальное изъятие и составляет около 18 000 млн. рублей в год».
Проект бюджета сформирован в соответствии с госпрограммой «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы. Общий объем расходов на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации, переданных на реализацию органам государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Лесным кодексом, предусматривается в законопроекте на 2015 год в сумме 24 855,3 млн. руб., на 2016 год — 24 264,1 млн. руб., на 2017 год — 23 730,0 млн. рублей. За счет субвенций в 2015 — 2017 годах будут осуществляться мероприятия по организации использования лесов, их охране (в том числе пожарной безопасности), защите и воспроизводству (в том числе созданию и эксплуатации лесных дорог) на землях лесного фонда. На осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджетам Республики Крым и г. Севастополю предусмотрены в 2015 году средства в сумме 46 млн. рублей, в 2016-2017 годах в сумме 46,1 млн. рублей ежегодно.
По подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы проектом бюджета предусматривается увеличение бюджетных ассигнований в 2015 году в связи с перераспределением средств с госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» — на реализацию проекта с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России» — в объеме 910,4 млн. рублей; с государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» — на создание единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней — в объеме 449,4 млн. рублей.
Комитет отмечает, что законопроект не учитывает в полном объеме финансирование мероприятий, связанных с реализацией принятых федеральных законов. Так, законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов» полномочия федеральных органов исполнительной власти были расширены полномочиями по проведению мониторинга воспроизводства лесов. В этой связи необходимо дополнительное ежегодное финансирование соответствующих мероприятий: на мониторинг — 437,9 млн. рублей, на формирование фондов семян лесных растений и хранение в них семян на период 2013-2020 годов — 364,8 млн. рублей.
Комитет также обращает внимание, что проектом бюджета предусматривается финансирование лишь части мероприятий, связанных с реализацией закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в части внедрения системы отслеживания происхождения древесины (системы учета и контроля на всех этапах ее перемещения). На создание единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС) 449,4 млн. рублей определено на проектирование, разработку и опытную эксплуатацию ЕГАИС, доработку ЕГАИС в процессе эксплуатации и ее внедрение, на поддержание функционирования и обслуживание ЕГАИС потребуется дополнительно 100 млн. рублей ежегодно, начиная с 2015 года. Отсутствие средств не позволит в полной мере обеспечить достижение целевых показателей, предусмотренных подпрограммой «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов».
Учитывая изложенное, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и предлагает Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам учесть изложенные в своем заключении замечания при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1941