— Дмитрий Николаевич, недавно в Салехарде, на Международном арктическом форуме Президент России, Владимир Путин назвал Ямало-Ненецкий автономный округ одним из ключевых экономических центров нашей страны. На чем основана роль Ямала в экономике России? Это традиционно —добыча природного газа?
— Нет, не совсем. Если помните, Владимир Владимирович «расшифровал» эту роль тем, что на Ямале реализуется целый ряд крупнейших промышленных и инфраструктурных проектов, связанных в том числе с освоением Арктики и ее богатств. Да, добыча газа — это фундамент многих проектов. Таких, например, как освоение полуострова Ямал и прилегающих шельфов. Мы понимаем, что мировое энергопотребление от газа никуда не денется. Более того, удельный вес в общей «картине» потребления топливных ресурсов, по мнению экспертов, будет только расти. А на Ямале уже разведанные запасы газа такие, что это стратегические резервы не только России, но и мира. Прогнозных запасов 147 триллионов кубометров. Даже с учетом роста потребления газа этого хватит надолго. Значительная часть запасов — на суше, немалая — на шельфах. И выход на шельф — это фактически экономическое освоение Арктики. То, о чем говорил в Салехарде Президент. Но, повторюсь, сегодня Ямал — это не только газ. Это проекты, которые в корне изменят экономическую картину не только Севера России, но и экономический уклад многих регионов континента в целом.
— Что имеется в виду?
— Газ — это основа экономики. Но ведь продавать переработанное сырье намного выгоднее. Поэтому, во-первых, на полуострове сейчас создается новый центр по производству сжиженного природного газа — «Ямал СПГ». Этот проект с выходом на проектную мощность в 15 млн тонн сжиженного газа (СПГ) в год обеспечит треть всего российского объема. Если спрос на «трубный» газ с эпизодическими колебаниями, но все же постоянно растет, то спрос на сжиженный газ тоже растет, но еще быстрее. И «Ямал СПГ» позволит России занять свою справедливую и достойную нишу в мировом рынке этого продукта.
Во-вторых, рентабельность проекта «Ямал СПГ» в значительной степени складывается из его транспортно-логистической составляющей. Завод по переработке будет построен на северо-востоке полуострова Ямал, около Южно-Тамбейского месторождения. А для транспортировки этих 15 миллионов тонн тут же, в поселке Сабетта, уже полтора года строится порт. С него СПГ танкерами ледокольного класса будет отправляться в любую точку планеты. Но этот порт — не просто часть проекта «Ямал СПГ». Это арктический морской порт, инфраструктурная составляющая Северного морского пути — стратегической транспортной магистрали Российской Арктики, связывающей весь северный контур материка.
Ключевым принципом развития Арктики должно стать обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды. Мы на Ямале этот компромисс стараемся обеспечивать.
|
— То есть сжиженный газ будет отправляться потребителям по Севморпути?
— Да, но не только сжиженный газ. Осенью прошлого года, когда Президент был на Ямале, мы представили ему проект «Северный широтный ход». Суть проекта — создать доступ единой транспортной системе России на арктическую инфраструктуру, соединив ее с Северным морским путем. Возьмем — чисто теоретически — задачу: доставить груз из пункта «А» на Среднем Урале в пункт «Б», например, в Китае. Вариант первый — из существующих возможностей: путь будет лежать чуть ли не через весь континент по железной дороге, по перегруженному сегодня Транссибу. А по варианту Северного широтного хода груз пойдет «железкой» с Урала до ямальской станции Обская, оттуда по ж/д ветке до Бованенковского месторождения и затем — до порта Сабетта. Дальше — водой по Севморпути. Во втором варианте значительно выше экономическая эффективность доставки. Северный морской путь сам по себе уникальная магистраль — выгодная, безопасная, быстрая, хоть в Пекин, хоть в Париж — с Ямала одинаковое расстояние. А в связке с Северным широтным ходом этой своей уникальностью Ямал делится со многими регионами России.
— Существуют ли обоснования того, что Северный широтный ход и Севморпуть эффективны с точки зрения экономики?
— Совсем недавно завершилась коммерческая экспедиция «Тюмень — Сабетта — Камчатка — Китай», которая по Севморпути доставила российскую продукцию в Китай. Назад сухогруз также привез товар. Предприятия, которые приняли участие в проекте, уже оценили логистику, себестоимость и даже на этом этапе, по предварительным данным, сделали вывод, что маршрут коммерчески эффективен. А это говорит о том, что Севморпуть и ключ к нему — Северный широтный ход — это новые точки роста не только региональной экономики, но и всех связанных с этими магистралями регионов.
— Вернемся из Китая в Салехард на Международную арктическую конференцию. Ее тема — экологическая безопасность в Арктике, так ли уж она актуальна, что надо было собирать на форум сотни людей, включая лидеров государств? Ямал — это ведь бескрайняя тундра, какая тут экологическая опасность?
— Вы знаете, что в Арктике формируются климатические законы всей планеты. Один след от вездехода на «теле» тундры «заживает» десятилетиями. С вертолета, хорошо видны эти «рубцы». А каждый промышленный проект—это дороги, энергетика, строительство. И это не может не влиять на хрупкую северную природу. Еще один важнейший аспект: только на Ямале, не говоря о других северных регионах России, живут больше 40 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Около 15 тысяч из них живут по законам предков, кочуя по тундре со стадами оленей. Это наши люди, ямальцы, россияне, и Арктика — их дом. А основа их жизни — олень, рыба, пушнина — это природа. Та самая, которую мы, строя свои очень рентабельные объекты, можем порушить. И так не только на Ямале, так и на всей арктической «макушке» Земли. Поэтому тема, которая обсуждалась в Салехарде — не просто разговор, а вопросы, от решения которых зависит жизнь наших потомков. И глава государства недаром сказал, что собрались обсуждать эти вопросы в символичном месте, на Ямале. Наш регион — пионер в освоении Арктики. Да, у нас мощные промышленные и инфраструктурные проекты. Но у нас и не менее мощные экологические, научные, гуманитарные проекты в Арктике.
Ни один промышленный проект в округе не получает «зеленый свет», во-первых, без строгой экспертизы на соответствие экологическим стандартам. Во-вторых, — без проведения общественных слушаний, на которых экспертами выступают представители тундровиков. То есть, те люди, которые завтра около этих проектов будут пасти своих оленей, ловить рыбу. А они-то знают, как надо относиться к природе. И производственники вынуждены удовлетворять требования коренных северян, зачастую в ущерб рентабельности. Бывают случаи полной переделки проектов. Вот, например, на автодороге «Салехард — Надым», которую мы сейчас строим в рамках «Северного широтного хода». Чтобы не нарушать древние маршруты касланий, на каждые 4 километра дороги будет по оленьему переходу. Всего на 330 километров трассы — больше 80 таких переходов. А на Бованенково оленьи переходы для комфорта животных выстилаются дорнитом, и у каждого выставляются экологические блок-посты. Вот такая забота о природе. Да, недешево. Но мы ведь понимаем, что, если бездумно подходить к освоению природы в таких широтах, то получим не глобальные преимущества, а глобальные проблемы.
Кстати, еще один любопытный факт: площадь Ямала — 770 тысяч км2. А площадь заказников, заповедников и природных парков в округе составляет около 79 тысяч. Это приблизительно равно территории Чехии или двум с половиной территорий Бельгии. Если подсчитать, то выходит, что каждый десятый квадратный метр Ямала — это особо охраняемые территории.
Подчеркну, не стоит задача огородить все и охранять. Природные ресурсы Ямала, Арктики — это стратегическая мощь России. Задача в другом. Ее очень четко сформулировал Президент России на салехардском Форуме, сказав, что ключевым принципом развития Арктики должно стать обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды. Мы на Ямале этот компромисс стараемся обеспечивать. По сторонним оценкам — не без успеха.
— Да, тема сохранения природы, экологического воспитания в последнее время стала не просто актуальной, а даже модной. Но округ у вас — один из самых многонациональных в России. Все ли понимают, что Арктика особый регион? И что вообще особого в Крайнем Севере?
— Крайний Север — место особое. Его жесткие условия дано преодолеть не каждому. Причем, это касается не только климата, но и испытаний на прочность человеческого характера, его души. По поводу малозаселенности нашей территории есть шутка: на квадратный километр ямальской земли приходится 1,1 оленя и 0,7 человека. Но при этом у нас живут представители 112 народностей и национальностей. Здесь без чувства локтя, без взаимной поддержки прожить невозможно. Истина эта выверена веками, опытом коренных народов Ямала.
Особенность эта ярко проявилась в 70-е годы прошлого века, когда началось первое масштабное промышленное освоение Ямала. Люди со всей страны, абсолютно разных устремлений, национальностей, вероисповеданий приезжали на Север. Тогда появились легенды про северную дружбу, везде знали, что уж где-где, а на Северах, на Ямале, человеку пропасть не дадут, поддержат в беде, и, что порой гораздо важнее, радости не позавидуют. Может, вечные ветра близкого к нам Ледовитого океана вымывают весь негатив из человека? Исследований на эту тему не проводилось. Кто знает? Но те, кто ставил во главу угла материальное, долго здесь не задерживались. Их было очень немного в общем потоке первопроходцев. И им было очень некомфортно на этой честной земле. И что самое главное — так осталось и сейчас.
Думаю, здесь, на Севере, сама мать-природа диктует правила общежития. В зоне экстремального проживания человек должен быть добрым и отзывчивым, открытым и душевным. Иначе не получится. Для каждого на Ямале есть свое место, никто здесь друг другу не мешает, и каждый понимает, что он трудится на благо себя и на благо всех.
— Но недавно буквально все СМИ были взбудоражены новостью о том, что Ямал «закрывается» от приезжающих. То есть, некоторые люди для Ямала относятся к категории «нежелательных»?
— Это вопрос серьезный. Протяженность северной границы Ямала, омываемой Карским морем, равна 5100 километров, около 900 из которых — часть государственной границы России. Поэтому еще в 2006 году на части территории округа, прилегающей к морскому побережью, был введен режим пограничной зоны. Полагаю, не нужно объяснять, что есть в округе объекты стратегические, особо важные для национальной экономики, для всей России. Как и то, что для их комплексной защищенности мы обязаны соблюдать строгие правила. С этой целью был организован пограничный пост вблизи Нового Уренгоя. Его работа быстро и очень ощутимо повлияла на сокращение уровня преступности в этом городе, а также и в Надымском районе, где работают крупнейшие предприятия «Газпрома».
Здесь важно понять: установление режима погранзоны на всем Ямале — не самоцель. Это один из важнейших элементов обеспечения комплексной безопасности региона, от стабильной работы предприятий которого напрямую зависят экономика и благополучие около 80 процентов населения России.
Так что, отвечая на вопрос: нежелательны на Ямале те, кто живет не по Закону.
Здесь, на Севере, сама мать-природа диктует правила общежития. В зоне экстремального проживания человек должен быть добрым и отзывчивым, открытым и душевным. Иначе не получится. Для каждого на Ямале есть свое место, никто здесь друг другу не мешает, и каждый понимает, что он трудится на благо себя и на благо всех.
|
— Вы неоднократно повторяли, что не хотите, чтобы Ямал был вахтовой территорией. Что, на ваш взгляд, для этого нужно сделать?
— Россия — огромная страна, и две трети ее территории относится к Северу. Это однозначно наше преимущество! Ведь эти земли уникально богаты, а в условиях жесточайшей конкуренции это весьма серьезный козырь. Да, суровый климат. Да, значительные расстояния до центра страны. Но что нам мешает сделать так, чтобы жизнь на Севере была комфортной? Надо только стараться перенимать лучший опыт. Посмотрите на наши города, на заполярные поселки, на Яр-Сале, например. Сегодня скандинавы у нас перенимают опыт развития оленеводства. Хотят его у себя реанимировать, поняв, что не все подвластно бизнесу, что это — этносохраняющая отрасль. Нет оленей, нет коренных народов. Они ассимилируются, теряют свою идентичность. Мы же берем их плюсы на заметку, в первую очередь в развитии инфраструктуры.
Конечно, ни один регион не потянет в одиночку этот масштабный проект по народосбережению. Но и Президент страны, который утвердил в этом году Стратегию развития Арктической зоны России, и Правительство нас в этом поддерживают. Активно привлекаем к этой работе наших партнеров — топливно-энергетические компании, которые понимают наши цели и разделяют наши планы. Газпром, например, активно включился в работу по благоустройству сельских территорий. В отдаленных поселках Ямала строятся жилые дома и детсады, школы и больницы, дороги и спортивные залы… А вот когда поселок будет благоустроен, когда у человека будет интересная работа с достойной зарплатой, когда его дети будут посещать детсад и школу, условия в которых ничем не хуже столичных, когда этот человек будет знать, что у его ребенка есть будущее, а сам он не будет бояться завтрашнего дня, именно тогда ему никуда не захочется уезжать. Он будет ямальцем, патриотом своего региона и своей страны.