Пленарное заседание Государственной Думы

13:23Госдума приняла закон о запрете иноагентам участвовать в выборах

12:57Инвалиды СВО смогут получить машины с ручным управлением

03.05.2024Зачем депутаты Госдумы соберутся на внеплановое пленарное заседание

“Госкорпорация сотрудничества — несимметричный ответ на наркоугрозу”

Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов о системе противодействия наркоторговле и наркотрафику «белой смерти» в России

14.11.2013 15:56

“Госкорпорация сотрудничества — несимметричный ответ на наркоугрозу”
 
Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов многих удивил, когда предложил создать Госкорпорацию сотрудничества с государствами Центральной Азии в качестве меры по борьбе с наркоторговлей в регио­не и наркотрафиком «белой смерти» в России. Насколько эта инициати­ва отвечает запросам российского общества, которое после протестов в Западном Бирюлеве все настойчивее выступает за установление визового «железного занавеса» на границе с бывшими советскими республиками? О том, как такое предложение впи­сывается в систему противодействия наркоугрозе, а также о других аспектах проблемы руководитель ФСКН России рассказывает читателям журнала «РФ сегодня».

1977 Служба в органах государственной безопасности.
1987-1988 Служебная командировка в Демократическую Республику Афганистан.
2000-2004 Заместитель руководителя Администрации Президента РФ.
2004-2008 Помощник Президента РФ.
15.05.2008 Указом Президента РФ назначен Директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
2008 Указом Президента РФ утвержден членом Совета безопасности Российской Федерации.
 
РФС: Виктор Петрович, во Всемирном докладе ООН по наркотикам за 2012 год отмечается, что их потребление на общемировом уровне остается ста­бильным. А как в нашей стране?
Виктор Иванов: Наркоситуация в России тяжелая, хотя и наблюдается некоторое снижение уровня наркопо­требления. Количество лиц с опытом употребления наркотиков оценивает­ся в 12,5 процента населения страны (около 18 миллионов человек). Столь­ко же в ходе опроса заявили о своей готовности их попробовать в случае предложения. Регулярных наркопо­требителей насчитывается примерно 3 миллиона, порядка 6 миллионов дела­ют это эпизодически. Средний возраст «инициации» — 16 лет.
 
РФС: И что с этим надо делать?
Виктор Иванов: Есть специальная программа работы с теми, кто уже по­пробовал запретный плод. Но чтобы запустить ее, например, на 2014 год, потребуется 2-3 миллиарда рублей. К сожалению, расходы для этого в феде­ральном бюджете не предусмотрены.
 
РФС: Какие наркотики наиболее рас­пространены у нас?
Виктор Иванов: На первом месте ма­рихуана, которой «балуются» 45 про­центов наркоманов, затем идут героин (25,2 процента), кокаин, курительные смеси и «клубные» наркотики. Почти в 2/3 случаев их потребляют путем курения, несколько менее популярно глотание. Первенство в незаконном обороте за наркотиками каннабисной и опийной группы. В случае спада про­изводства в Афганистане можно спрог­нозировать частичное замещение геро­ина синтетическими наркотиками. Но уже сейчас проблема их распростра­нения выходит на первый план. Про­изводство «синтетики» расширяется в геометрической прогрессии: если в 2012 году появилось 7 новых видов, то уже в этом ожидаем целую сотню.
Сейчас известны несколько со­тен психоактивных веществ (ПАВ), которые воздействуют на организм человека как наркотики и, по сути, являются таковыми, но небольшие изменения в их химической структу­ре придают им легальный статус.
 
РФС: В России спокойно распростра­няются смеси «спайс» и их травяные аналоги. Чего не хватает — законо­дательной базы или усилий соответ­ствующих органов, чтобы бороться с ними?
Виктор Иванов: Тенденция перехода на так называемые «легальные» или «дизайнерские наркотики» — не толь­ко наша проблема, это новый вызов мировому сообществу. Она затронула многие страны Европы, Северной Аме­рики и Океании.
Основой в этой борьбе может стать незамедлительное включение но­вых ПАВ в национальный перечень. Ныне процедура внесения опасного вещества в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров занимает много времени. Мы подготовили и направили в Пра­вительство законопроект о наделении директора ФСКН правом приостанав­ливать сроком до 1 года оборот вну­три страны веществ, подозрительных по психоактивному действию. Анало­гичная практика существует в США, Швеции, Ирландии, Польше и других государствах.
 
РФС: А как с «аптечной наркоманией»?
Виктор Иванов: К сожалению, неме­дицинское использование лекарств с содержанием в своем составе неподконтрольных веществ увеличивается, а вместе с ним растет и число престу­плений. В то же время хочу сказать, что с известным «крокодилом» (дезоморфином), который экстрадировался из лекарств, продающихся в аптеках, практически покончено благодаря од­ному правовому акту — введению по нашей инициативе рецептурного отпу­ска кодеиносодержащих препаратов.
 
РФС: Много жалоб от родных нар­команов, что в стране нет системы лечения наркозависимых людей. Они правы?
Виктор Иванов: Целостной системы действительно нет. Тех, кто прошли анонимное лечение в учреждениях Минздрава РФ, — 11,4 тысячи человек. Показатели ремиссии, по сравнению с другими странами, высоки — более года у 17 пациентов из 100. Однако по выздоровлению статистика хуже.
 
РФС: Действительно ли, что в местах лишения свободы также растет кон­тингент наркозависимых?
Виктор Иванов: Да. По данным Фе­деральной службы исполнения нака­заний, каждый седьмой — это 104 ты­сячи человек из общего количества заключенных — страдает наркорас­стройствами. Это оборотная сторона роста вовлечения наркопотребителей в противоправную деятельность.
 
РФС: Каковы сегодня приоритеты ра­боты Госнаркоконтроля?
Виктор Иванов: На первом месте противодействие глобальным угрозам — мировому наркопроизводству и наркоэкспансии через альтернатив­ное развитие наркоопасных регионов (Латинская Америка — кокаин, Афга­нистан — героин), а также транскон­тинентальному наркотрафику и наркопреступности. Для этого требуется тесное сотрудничество с профильны­ми органами разных стран. Форми­рование барьера распространению новых психоактивных веществ. Обмен опытом с другими государствами по снижению спроса на наркотики, про­филактике, лечению и реабилитации наркопотребителей. Не так давно мы вместе с Комиссариатом полиции Литвы провели успешную операцию по ликвидации международного нар­кокартеля по сбыту БМК (бензилметилкетона) — прекурсора для произ­водства амфетамина.
Далее я упомянул бы такие направ­ления, как борьба с контрабандой нар­котиков на территории РФ, противо­действие ввозу и распространению кондитерского мака, засоренного ма­ковой соломой, запуск государствен­ной межведомственной программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
 
РФС: Вы как-то назвали афганский героин самым криминогенным нарко­тиком. Что вы имели в виду?
Виктор Иванов: То, что масштабность его производства напрямую связана с ростом терроризма, насилия и экс­тремизма, формированием парамилитарных группировок. Поэтому опиаты, включая героин, по-прежнему пред­ставляют для общества и государства максимальную опасность. Сегодня 95 процентов мирового производства ге­роина сосредоточено в Афганистане, где каждый год опиумные площади мака прирастают на 15-20 процентов. Килограмм героина там стоит 1 тыся­чу долларов, а в России — 100 тысяч.
Вывод военного контингента НА­ТО в 2014 году из Афганистана дает основания предполагать, что наркопоток по «северному маршруту» воз­растет. Поэтому Россия делает все возможное, чтобы мировое сообще­ство усилило контроль за незаконным производством афганских наркотиков. К тому же в наркотрафике, то есть транспортировке, по нашим данным, участвуют около 100 тысяч граждан стран Центральной Азии, с которыми у нас открытая граница.
 
РФС: Прямо-таки масштабы трансна­циональной наркокорпорации! Между тем, в Россию из данного региона при­бывает все больше гастарбайтеров, а вместе с ними и вырастает наркотра­фик. Не пора ли ввести визовый ре­жим с бывшими республиками Совет­ского Союза?
Виктор Иванов: Это наши партнеры по жизни, поэтому я отношусь отрица­тельно к такой идее. Вопрос стратеги­ческий, который требует тщательной проработки. Сначала необходимо обе­спечить фиксацию пересечения граж­данами этих государств госграницы РФ. Некоторые пересекают границу по 150 раз в год! Ввести, например, персонифицированный учет. Мы сразу повысим эффективность противодей­ствия контрабанде наркотиков. Следу­ет ввести проезд по загранпаспортам и обязательное дактилоскопирование иностранных граждан при выдаче раз­решительных документов на работу в России.

Только цифры
Наркоситуация в РФ тяжелая, хотя и наблюдается некоторое снижение уровня наркопотребления. Количество лиц с опытом употребления наркотиков оценивается в 12,5 процента населения страны (около 18 миллионов человек). Столько же в ходе опроса заявили о своей готовности их попробовать в случае предложения. Регулярных наркопотребителей насчитывается примерно 3 миллиона, порядка 6 миллионов делают это эпизодически. Средний возраст «инициации» — 16 лет
 
РФС: Еще до образования Таможен­ного союза вы обращали внимание на то, что институт госграницы на за­конодательном уровне практически полностью выключен из системы мер по борьбе с контрабандой наркотиков. Какова ситуация сегодня?
Виктор Иванов: Она не улучшилась. Число пресеченных фактов контра­банды наркотиков в 2012 году сокра­тилось на 22,5 процента и составило 1770. Доля наркотиков, изымаемых не­посредственно в пунктах пропуска на российской границе, — не более 5 про­центов от общего объема изъятых из незаконного оборота веществ (в миро­вой практике — от 30 до 40 процентов).
Снижение выявления преступлений в сфере контрабанды наркотиков свя­зано с созданием Таможенного союза. Факторами риска служат географи­ческая близость РФ к наркоопасным регионам мира и основным марш­рутам нелегального перемещения наркотиков из Афганистана, а также наличие на территории государств — участников ТС сырьевой и техно­логической базы для производства наркотиков. Преступные сообщества активно используют развитую транс­портную инфраструктуру, сложную социально-экономическую ситуацию в отдельных регионах нашей страны и сопредельных государств, миграци­онные потоки.
Упразднение таможенной границы и упрощенный порядок перемещения грузов и въезда—выезда граждан го­сударств—членов Таможенного союза привели к увеличению транспорт­ного потока через российско-казах­станский участок госграницы на 50, пассажиропотока — на 80 процентов, а объема перевозимых грузов в 2 и более (по отдельным группам товаров вчетверо) раза. Беда в том, что лишь на двух из 31 пункта пропуска инспекционно-досмотровые комплексы оснащены по международным стан­дартам.
 
РФС: Существует ли «специализация» наркоконтрабанды по направлениям?
Виктор Иванов: Героин и гашиш идет транзитом из Африки и Центральной Азии. Вообще, Центральноазиатское направление — ворота для ввоза зна­чительных по массе партий наркоти­ков опийной и каннабисной группы из государств Центральной Азии и Афга­нистана через территорию Казахстана.
Морским транспортом, в том чис­ле в контейнерах, поступает кокаин из Латинской Америки и ряда стран Европы. В Северо-Западных регионах значимая часть приходится на синте­тические наркотики (амфетаминового ряда) и каннабиноиды (марихуана и гашиш), наркосодержащие лекар­ственные препараты. Их, как правило, доставляют из стран Европы, а далее транзитом на остальную территорию нашей страны.
Для белорусского направления ха­рактерна транзитная контрабанда из Европы к нам синтетических наркоти­ков и наркотиков каннабисной груп­пы. На границе с Украиной традицион­но задерживаются небольшие партии марихуаны, гашиша, наркотиков опий­ной группы, синтетических наркоти­ков и лекарств с подконтрольными веществами.
На рубежах с государствами Закав­казья чаще всего пресекаются попыт­ки контрабанды наркотиков опийной и каннабисной групп, а также нарко­содержащих лекарств с использова­нием каналов международных пере­возок. Высока угроза ввоза крупных партий через акваторию Каспийского моря из Ирана, Азербайджана и Афга­нистана, а также пограничные пункты пропуска в Южной Осетии с террито­рии Грузии.
Дальневосточный регион «специ­ализируется» на контрабанде сильно­действующих препаратов (фенобар­битал, эфедрин, сибутрамин и т.п.) китайского производства.
 
РФС: Как конкретно доставляются наркотики?
Виктор Иванов: Задействуются все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный, международный и внутрироссийский, почтовые каналы связи. Нередко нар­кокурьерам помогают за вознаграж­дение проводники поездов. Отмечены случаи сброса наркотиков с составов центральноазиатского направления на всем пути следования. На автодорогах контрабандисты меняют документы и автомобили, используют рейсовые автобусы. Авиакурьеры опасный груз нередко «прячут» внутри себя.
Крупные партии, как правило, ма­скируются под легальные грузы. Нар­котики помещают в технологических полостях (специально оборудованных тайниках) или пустотах автотранспор­та, среди личных вещей, предметов, бытовых приборов, грузов. «Крышей» все чаще становится сельхозпродук­ция, перевозимая в многотонных гру­зовиках. Из Центральной Азии к нам поступает на реализацию ежегодно порядка 7 миллионов тонн плодов и овощей, оптовая торговля которыми полностью монополизирована самими мигрантами. Это недопустимо с точки зрения как продовольственной, так и в целом национальной безопасности России.
РФС: Не зря москвичи смотрят на сто­личные овощные базы как на рассад­ник криминальных угроз.
Виктор Иванов: У них есть основания так думать. Через овощные базы идет перевалка наркотиков.
 
РФС: События в Западном Бирюлеве города Москвы активизировали раз­говоры о необходимости сокращения потока трудовой миграции в Россию. Актуальна ли ваша идея создания госкорпорации, которая объединила бы усилия трудовых мигрантов из стран Центральной Азии?
Виктор Иванов: Сегодня даже боль­ше, чем вчера. Регион исторически, политически, культурно и экономиче­ски интегрирован с Россией, и его де­стабилизация так или иначе негативно скажется на ситуации в нашей стране. Основной фактор угроз — расширяю­щееся наркопроизводство в Афгани­стане и связанная с ним глобализация наркотрафика.
Ранее разрозненные организован­ные преступные сообщества создают наркокартели. Обладая огромными финансовыми средствами, они не только обеспечивают наркопотоки через Таджикистан, Киргизию, Узбе­кистан, Туркмению и Казахстан, но и начинают активно воздействовать на политические процессы.
В связи с этим политические меха­низмы желательно дополнить инстру­ментом экономического взаимодей­ствия и продвижения российского про­мышленного потенциала, расширения рынков сбыта отечественной продук­ции через создание Российской кор­порации сотрудничества со странами Центральной Азии. Она могла бы стать реальным инструментом развития ре­гиона. Форма — акционерное общество с контрольным пакетом Российской Федерации. Для участия в ней при­глашены ОАО «РусГидро», «Роснефть», ВТБ, «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», «РЖД», АФК «Система», «Альфа Групп», «Сбербанк», ГК «Росатом», «Внешэко­номбанк», «Ростехнологии» и другие корпорации. Реализация разнообраз­ных экономических проектов — это рабочие места, оздоровление ситуации и удар по наркобизнесу. Вот такой не­симметричный ответ на наркоугрозу…
 
 РФС: Как его оценили страны Цен­тральной Азии?
Виктор Иванов: Они заинтересованы в создании такой корпорации. Надеюсь, что до конца года калькуляция проекта будет согласована со всеми заинтересованными ведомствами. Подсчитано, что его реализация позволит создать 30 тысяч рабочих мест. Это сократит транзит афганских наркотиков через Среднюю Азию на четверть, а наркопреступность в России — на треть.
 
Беседовала Людмила Глазкова
Фото Юрий Паршинцев
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 9330