Госдума:формирование розничных цен и качество отечественной продовольственной продукции

"РФ-сегодня"

В Госдуме обсудили формирование розничных цен и качество отечественной продовольственной продукции

3 июня комитеты Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и по аграрным вопросам провели совместный «круглый стол» на тему «От поля и фермы до прилавка: как формируются цены и качество отечественной продовольственной продукции». Участие в нем приняли депутаты Госдумы, представители отраслевых ассоциаций, ведомств, руководители российских сельхозпредприятий, торговых сетей, представители регионов. Вел заседание депутат Госдумы Геннадий Кулик.
Основным докладчиком был председатель Союза потребителей России Петр Щелищ, со ссылкой на данные Росстата проиллюстрировавший свое выступление цифрами. Согласно исследованиям, 30% расходов домохозяйств идет на питание дома и порядка 30% — вне дома. В России ежегодно продается шесть млн. тонн мяса: при населении 140 млн. человек на одного человека приходится — около 40 кг (потребность 75 кг). Чем ниже доход в домохозяйстве, тем большая часть семейного бюджета отводится на питание. При этом, констатировал П.Щелищ, стоимость минимальной продовольственной корзины растет быстрее, чем стоимость всех товаров в целом. Если прирост цен в 2012- 2013гг был на уровне 7,5 — 7,3%, то в текущем году только за 4 месяца — 5,4%, а в Евросоюзе 0,2%.
В ряду с ростом цен председатель Союза потребителей России считает негативным фактором и низкое качество продовольственной продукции, более 53% потребителей сталкивались с ней. Так, в плановом порядке, из 10 трлн. рублей объема розничного товарооборота продуктов 5% — брак, что составляет порядка 500 млн. рублей — незаконной прибыли, с одной стороны, и 5% невидимого роста цен, с другой. Причина роста цен, в первую очередь, — в росте стоимости на сырье, затем — в посредничестве и производственных расходах, и только, в последнюю очередь, — в наценках торговых сетей.
Государство, по мнению П.Щелища, должно: не только развивать производство собственного сырья, но и создавать товарные запасы сырья и готовой продукции для поддержки своих аграриев и товарных интервенций при повышении рыночных цен; создавать механизмы информирования потребителей о местах продаж по лучшим ценам; обязать поставщиков указывать на упаковке отпускную цену изготовителя; а также субсидировать самой бедной части населения приобретение социального ассортимента отечественных продуктов. Надзорные органы должны перейти «от плановых проверок к оперативному реагированию», уверен он. Необходимо укрепить кадровый и лабораторный потенциал надзора и поддержать действия по развитию общественного контроля в этой сфере.
Вступивший в дискуссию заместитель начальника Управления Санитарного надзора Роспотребнадзора России Геннадий Иванов отметил рост профессионализма сертифицированных специалистов своего ведомства, 18 лабораторных центров аккредитованы в международной системе, результаты их исследований признаются в 100 странах мира без дополнительных подтверждений. По его данным, доля продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, составляет порядка 4%.
Для увеличения доверия со стороны потребителей к качеству продукции председатель правления Ассоциации «Руспродсоюз» Максим Протасов предложил создать институт качества или специальное агентство по аналогии с лучшими мировыми образцами.
Заместитель руководителя отдела контроля качества МЕТРО Кэш энд Керри Алексей Коваленокподелился опытом по обеспечению качества, где наибольший контроль ритейлером проводится уже на этапе производства продукции, затем идет аудит крупных производителей и локальных поставщиков. Не остается без внимания и проверка соответствия маркировки товара для надлежащего информирования покупателя. Со своей стороны А.Коваленок предложил рынку введение единых стандартов качества.
О резкой волатильности ценообразования, приводящей к нестабильности и росту цен на всю молочную продукцию, с тревогой говорил председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко. По его словам, уровень фальсификата среди молочной продукции 5-10%, а по маслу — доходит до 50%.
А.Даниленко считает важным разобраться с терминологией «не молочный» и «молокосодержащий продукт» и установить норму прибыли на такую продукцию, особенно ввозимую в страну из-за рубежа. В качестве примера привел сырную продукцию польских и украинских производителей, ввозившуюся в страну как «не сыр», а продающуюся в сетях по цене натурального сыра. «Санкции по несоответствующим маркировке товарам должны быть существенными, а не 30 тыс. рублей после полутора лет судов», — заявил он.
Проблему формирования цены на другой базовый продукт — хлеб и высокой доле содержания в нем расходов на аренду (17%), рисков возврата, а также торговых надбавок сетей (35%) затронул президент Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон.
Также на «круглом столе» обсуждались проблемы предоставления земельных участков под магазины для реализации сельскохозяйственной продукции собственных производителей и влияние уровня энерговооруженности сельхоз товаропроизводителей на формирование цен и качество продовольствия, страхование дохода сельхоз предприятий и ценообразование от леса до прилавка. Затронули в дискуссии проблему конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке и создание сельскохозяйственных кластеров и агломерации, эффективность контроля на рынке и многое другое.
По итогам работы «круглого стола» в профильных комитетах Госдумы будут разработаны рекомендации, учитывающие все предложения участников обсуждения.
Просмотров 1351

04.06.2014 09:32