Госдума: Правовые аспекты развития и поддержки импортозамещения

"РФ-сегодня"

Госдума: Правовые аспекты развития и поддержки импортозамещения

2 июня фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» провела «круглый стол» на тему «Развитие и поддержка импортозамещения. Правовой аспект», участие в котором приняли депутаты Госдумы, представители отраслевых министерств и ведомств, общественных организаций и экспертного сообщества, руководители российских предприятий. Вел заседание заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Открывая заседание, Анатолий Аксаков объяснил инициативу фракции по законодательной поддержкезамещения импорта: «тема является одной из животрепещущих, наиболее обсуждаемых в обществе. Политическая ситуация подталкивает нас подумать о производстве многих видов товаров, продукции в нашей стране». При этом А.Аксаков предостерег от стремления к самоизоляции, заявив, что «должны быть равные условия для здоровой конкуренции». В реализации многих проектов выделенные средства должны пойти «по цепочке» к нашим предприятиям, например, деньги на строительство железных и автодорог должны привлекать к строительству отечественные трактора и другую технику, уверен депутат. Отечественные производители могут производить качественную технику, но «не имея длинного кредитного плеча», проигрывают конкурентную борьбу, считает он.
Для устранения этих проблем были сделаны некоторые шаги, в числе которых А.Аксаков назвал: «революционное решение», когда законом Центральному Банку было предоставлена возможность устанавливать ставку рефинансирования банков на срок более года; установление с 1 июля текущего года реестра залогов движимого имущества при кредитовании; изменения в Гражданском кодексе, стимулирующие инвестиционный процесс; закон «о секьюритизации», касающийся проектного финансирования.
Очертив круг проблем и тем для обсуждения, ведущий призвал докладчиков «не посыпать голову пеплом», а предлагать конкретные решения «негативного тренда, который сложился в последнее время».
«По прицепной технике сегодня машиностроение Российской Федерации и Чувашии, в частности, соответствует мировому уровню качества и по ряду показателей превосходит», — заверил собравшихся Министр экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики Владимир Аврелькин, поддержав ведушего. Одной из больших проблем министр назвал то, что по количеству бывшей в употреблении техники Россия превращается в свалку. Как пример борьбы с б/у техникой предложил использовать опыт других стран-членов ВТО (Китая, Бразилии и Индии), ограничивших ввоз такой техники в свои страны. Решить в России эту проблему, по его мнению, можно через технические регламенты, которые не позволят ввозить в страну технику старше 5-7 лет на территорию Таможенного Союза.
Представитель крупнейшего в России производителя прицепной техники — директор ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» Владимир Бакшаев выступил с конкретными предложениями по защите интересов отечественных производителей полуприцепов, среди которых первоочередными назвал запрет на импорт и обязательную сертификацию соответствия бывшей спецтехники, завозимой в страну.
На механизмах по правовой защите интересов отечественных машиностроителей остановился в своем выступлении и председатель совета директоров Компании автоприцепов (КАПРИ) Григорий Бычков, подчеркнувший, что цена новой российской техники на 30-40% дешевле зарубежных аналогов. По его словам, в 2013 году Россия на экспорт отправила только 113 прицепов, а ввезено в страну за этот период их было более 4 тысяч.
Исполнительный директор ОАО «Четра — Промышленные машины» Виктор Четвериков наряду с другими производителями отметил, что «все виды техники, требующиеся для технологии цикла, сегодня производятся в России». По его мнению, нужны льготные кредиты, чтобы отечественные предприятия могли вкладывать эти средства в свое развитие и создание новых рабочих мест для своих граждан.
Говоря об обеспечении выполнения требований технических регламентов Таможенного союза (ТС), первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов отметил, что из 33 принятых техрегламентов ТС, «вступили в действие -24». Среди важных инструментов А.Лоцманов назвал подготовленный законопроект «о стандартизации», находящийся сейчас на согласовании в ГПУ Правительства, и выразил надежду, что в ближайшее время Правительство его внесет на рассмотрение в Госдуму.
Импортозамещение в электроэнергетике, по мнению руководителя НП «Управляющая компания «Инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашской Республики» Олега Саевича, обеспечит энергетическую безопасность страны. Электротехническое оборудование станций и подстанций, релейная защита и противоаварийная автоматика, система автоматизации, устройства планового пуска и частотного регулирования двигателей мощностью до 7МВт производства отечественных производителей по своему функционалу, характеристикам качества и надежности ничем не уступают лучшим образцам мировых производителей, а по доступности к освоению, организации обучения персонала и сервисному обслуживанию — на порядок превосходят условия, которые предлагают иностранные производители.
Атомные станции, ТЭЦ, ТЭС, линии электропередач 300-750 КВ являются стратегическими, на них должно стоять только отечественное оборудование, на линиях 110-220 КВ — допустимо до 15% иностранного оборудования, уверен О.Саевич. Говоря об инновационном развитии энергетики, он выступил с критикой «повсеместного внедрения smart grids, по которым в мировой практике до сих пор нет комплексных решений». По его словам, за 20 лет «активного внедрения цифровых устройств было фактически заменено 15-20% изношенного оборудования» не сертифицированными до конца техническими устройствами.
О.Саевич предложил создать независимые центры федерального значения, где должны быть сосредоточены наука, испытания, сертификация, подготовка кадров и разработка требований к стандартам. Такие центры должны создаваться в местах, где уже сконцентрированы по профильным направлениям и разработка, и производители, и образование. Иностранные производители сегодня предлагают электроэнергетикам аттестованные терминалы, отечественные производители — конечный продукт, что приводит к неравным условиям. В целях безопасности, считает О.Саевич, необходимо аттестовать конечный продукт в том виде, в котором он поставляется заказчику.
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что главными факторами, ограничивающими рост отечественного производства, являются высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств, высокая ставка по кредитам, административные барьеры, обилие ввозимой б/у техники, «липовая» сертификация ввозимой продукции и другое.
По итогам работы «круглого стола» участники заседания рекомендовали Госдуме: внести поправки в закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (ФЗ №170 от 01.07.2011г.); ускорить доработку и принятие законопроектов «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «Об основах государственно-частного партнерства» и «О промышленной политике в РФ».
Правительству рекомендовано: внести изменения в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор; предусмотреть взимание утилизационного сбора для прицепов категории О3 с массой от 3,5т до 10т, для всех прицепов категории О4 — более 10т; предусмотреть повышенную утилизационную ставку для всех автоцистерн, кроме водовозов.
Производителям рекомендовали: сформировать ассоциации производителей для совместной подготовки заявлений о проведении защитных и антидемпинговых расследований; заявления продублировать в Департамент защиты внутреннего рынка ЕврАзЭС; ходатайствовать о введении предварительных защитных мер и антидемпинговых пошлин и другое. 
Просмотров 2215

02.06.2014 21:11