День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

ГД: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов

14.11.2014 12:07

"РФ-сегодня"

Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов 

Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел представленные Банком России Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов и отмечает следующее.
Согласно Федеральному Закону «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»: «Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации».
Из представленного документа следует, что главной целью единой государственной денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции.  Отмечается, что это является ключевым условием развития рыночных источников появления в стране «длинных дешевых денег», необходимых для роста инвестиций, осуществления модернизации и структурных изменений российской экономики, роста производительности труда и экономического роста.
Поэтому Банк России с 2015 года будет проводить денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, которое должно способствовать устойчивости экономического роста и сохранению высокого уровня занятости, покупательной способности национальной валюты, следовательно — покупательной способности заработных плат и пенсий. Это является необходимым условием повышения благосостояния российских граждан.
В последние годы Банку России удалось достичь некоторого снижения инфляции. Однако в 2014 году инфляция значительно ускорилась из-за действия ряда факторов. Значительное влияние на цены оказало ослабление рубля, введение внешнеторговых ограничений и неблагоприятная конъюнктура на рынках отдельных продовольственных товаров. По прогнозам Банка России, до конца 2014 года инфляция сохранится на уровне выше 8%, то есть существенно отклонится от установленного целевого уровня 5%.
Следует учитывать, что Банк России оказывает влияние на процессы ценообразования, и поэтому — на ценовую стабильность с временным лагом, поэтому цель по инфляции должна устанавливаться на среднесрочную перспективу. Это значит, что Банк России не реагирует на текущее ускорение или замедление инфляции, связанные с воздействием краткосрочных или специфических для отдельных сегментов потребительского рынка факторов. Поэтому целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня. Эта цель определена для индекса потребительских цен, который характеризует изменение стоимости набора товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством, и позволяет оценить масштаб влияния роста цен на благосостояние населения.
Банк России обеспечивает достижение цели по инфляции, прежде всего, путем воздействия на цену денег в экономике — процентные ставки. Однако, проводя операции с кредитными организациями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке (в настоящее время — 9,5%). Прежде всего, приблизить к ней процентные ставки по кредитам и депозитам банков, которые влияют на решения о потреблении, сбережении и инвестировании и, как следствие, на показатели экономической активности и уровень инфляции.
Последние годы Банк России принимал меры по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики, чтобы лучше воздействовать на процентные ставки денежного рынка. Вместе с тем, Банк России менее чем за год увеличил ключевую ставку с 5,5% до 9,5%. Очевидно, это привело к росту процентных ставков по кредитам и депозитам банков, и сократило возможности банковской системы кредитовать реальный сектор и население.
При этом Банк России осознает, что замедление наметившегося со второй половины 2014 года роста потребительских цен и процентных ставок, и тем более — их снижение, требует определенного времени, а учитывая текущую экономическую ситуацию, необходимо уже сейчас создавать условия для реализации ряда важных инвестиционных проектов, которые могли бы стать локомотивами экономического роста. С этой целью Банк России вводит специальные программы рефинансирования под залог прав требований по кредитам или облигаций предприятий приоритетных отраслей российской экономики, получивших государственную поддержку.
В целях повышения доступности для российской экономики долгосрочных кредитных ресурсов в первой половине 2014 года Банк России ввел механизм рефинансирования кредитов под инвестиционные проекты на срок до 3 лет включительно. Обеспечением по данному виду операций являются права требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также облигации, размещенные в целях финансирования инвестиционных проектов и включенные в Ломбардный список Банка России. С ноября 2014 года ставка по данному виду операций установлена в размере ключевой ставки Банка России, уменьшенной на 1,5 процентного пункта (то есть 8%). В 2014 году также продолжили действовать две введенные ранее специальные программы, направленные на поддержку кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, а также экспортно-ориентированных отраслей экономики.
Указанные цели денежно-кредитной политики — и по ценовой стабильности, и по инфляции — определяются состоянием и перспективами российской экономики. В настоящее время сложилась сложная ситуация в экономике в целом, а также на финансовом рынке. Так, в представленных Основных направлениях Банк России понизил прогноз по росту ВВП на 2014 год с 0,4% до 0,3%. В 2015 году темпы роста будут равны нулю, в 2016 году — 0,1%.
Лишь в 2017 году Банк России ожидает ускорения темпов роста российской экономики до 1,6%. В проекте Основных направлений, представленном в сентябре 2014 года, Банк России ориентировался на более значительный рост. Так, предполагалось, что рост ВВП составит 0,9-1,1% в 2015 году и увеличится до 1,8-2% и 2,2-2,5% в 2016 и 2017 годах соответственно. Кроме того, в окончательном варианте Основных направлений Банк России повысил прогноз по инфляции на 2014 год до 8,2-8,4%. В сентябрьском варианте инфляция в России прогнозировалась по итогам 2014 года на уровне 7,5%.
Такие негативные тенденции в экономике, в том числе по уровню инфляции не являются случайными, вызваны преимущественно внутренними факторами — внешние негативные факторы оказали лишь усиливающее воздействие. Так, ВВП России вырос в 2010 году на 4,5%, в 2011 — на 4,3%, в 2012 — на 3,4%. В 2013 году ВВП вырос на 1,3%, в том же году промышленность показала нулевой рост. При этом инвестиции сократились на 0,3%, экспорт — на 2%, объем строительства — на 3%, производство машин и оборудования — на 5%, капитализация крупных российских компаний на фондовом рынке — на 10%.
В 2014 году положение ухудшилось. Так, в I полугодии ВВП вырос лишь на 0,8%, добавилось сокращение импорта и внешнеэкономического оборота, реальных доходов на душу населения. Со II полугодия началось абсолютное сравнительное сокращение ВВП, реальной заработной платы, ускорение инфляции — на 8% (в 2012 г. — на 5,1%, в 2013 г. — на 6,8%). Все это усугубилось продолжающимся второй год падением фондового рынка, а также резкой девальвацией рубля, который за 8 месяцев 2014 года подешевел более чем на 20% по отношению к доллару (курс доллара превысил 45 рубль, курс евро — 55).
Пытаясь смягчить падение курса, Банк России начал тратить золотовалютные резервы — около 80 млрд. долл. (резервы сократились до 440 млрд. долл.). Сформировался огромный внешний долг России — 732 млрд. долл., в том числе государственный долг — около 3% ВВП иже внешнего долга абсолютного большинства стран), около 40% — долги государственных предприятий и банков, 60% — частных компаний. Для расчетов с иностранными инвесторами по этому долгу ежегодно вывозится около 200 млрд. долл. В 2012-2013 годах предприятия и организации заняли по 100 млрд. долл. в западных банках.
Такая ситуация в России сформировалась на фоне, во-первых, отсталой материально-технической базы (так, износ основных фондов приближается к 50% и требует все больших затрат) и серьезного отставания в развитии «экономики знаний», инноваций, высокотехнологичных отраслей. Во-вторых — несбалансированной структуры экономики, большая часть которой — это производство топлива, капиталоемкой сферы с ограниченными возможностями роста: запасы нынешних месторождений выработаны, для освоения новых месторождений нужны крупные и долгосрочные инвестиции и новые технология.
При этом происходит падение мировых цен на нефть с 110 до 90-85 долл. за баррель, ведущее к крупным потерям, и поэтому — к отсутствию новых инвестиций. Поэтому ситуация будет усугубляться — как минимум, в течение I полугодия 2015 года. В этих условиях естественно будут сокращаться доходы и расходы на всех уровнях экономики, в том числе объемы государственных и частных инвестиций, что ускорит инфляцию, сохранит стагнацию в экономике.
Такой сценарий развития, каким бы он ни был вызван причинами, не соответствует целям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». А именно — целям по повышению темпов и обеспечению устойчивости экономического роста, увеличению реальных доходов граждан Российской Федерации и достижению технологического лидерства российской экономики. Прежде всего — за счет роста доли инвестиций в ВВП к 2015 году до 25% , а к 2018 — до 27%. В реальности, произошло обратное — снижение этой доли в 2014 году с 20 до 19%, что стало одной из причин текущей стагнации. И это, наряду со снижением объемов инвестиций в 2009 году на 17%, в 2010 — на 11%, предопределило проблематичность серьезных темпов роста в 2015-2018 годах.
Проблема российской экономики состоит и в том, что она чрезмерно заметно зависит от состояния и темпов роста мировой экономики. Однако, если в мировой экономика после восстановительного периода 2009-2011 годов начался рост, то в российской экономике, напротив, начался спад. Так, по текущим оценкам МВФ, прирост мирового ВВП составит 3,3% в 2014 году, как и годом ранее. При этом ситуация в мировой экономике неоднородна: если в США в течение 2014 года происходило уверенное восстановление деловой активности, то в странах — ключевых торговых партнерах России (европейских стран, стран СНГ и Китае), наблюдались менее благоприятные тенденции, чем предполагалось. Это стало одной из причин спада российской экономики.
Неравномерный рост мировой экономики повлиял и на глобальные финансовые рынки, включая рынок сырьевых товаров (особенно, нефти). Кроме того, в отсутствие фундаментальных факторов роста во многих странах, особенно, в странах ЕС, повышение мировых фондовых индексов в течение большей части 2014 года, сменилось к концу года их снижением. Все это негативно повлияло на настроения и инвестиционные планы субъектов российской экономики.
На динамику финансовых рынков также оказали влияние сворачивание по мере роста экономики США стимулирующих мер ФРС США, что ужесточило условия привлечения внешнего финансирования для других стран, в том числе для России. Частично этот эффект был сглажен смягчением денежно-кредитной политики ЕЦБ. Но для России действие специфических факторов, связанных с введением санкций, значительно ухудшило условия привлечения внешнего финансирования, закрыв внешние рынки капитала во II половине 2014 года.
Это стало одной из причин масштабного оттока капитала из России, который происходил в двух формах. Во-первых — в форме роста долларизации депозитов и покупки наличной иностранной валюты населением и компаниями в условиях повышенной внешнеэкономической неопределенности (такой отток в пришелся на начало 2014 года). Во-вторых — в форме погашения внешней задолженности российским частным сектором при ограниченной возможности ее рефинансирования вследствие введенных санкций (II половина 2014 года). В результате этого чистый отток частного капитала в текущем году оценивается на уровне 128 млрд. долларов США, что значительно выше прогноза.
Эти процессы сопровождались ажиотажным спросом, который наблюдался в конце октября — начале ноября 2014 года на валютном рынке на иностранную валюту — на доллары США и евро. Такие колебания рубля во многом были связаны со спекуляциями, но, тем не менее, имели также фундаментальные внутренние и внешние причины. Участники валютного рынка в сложившейся ситуации используют рублевую ликвидность, получаемую от Банка России, для покупки иностранной валюты. Это ведет к дальнейшему ослаблению российской валюты и повышает риск в будущем резкого укрепления рубля.
Однако ослабление рубля оказало неоднозначное воздействие на российскую экономику. С одной стороны, это сгладило негативное влияние внешних шоков на отдельные ее секторы и способствовало началу процесса импортозамещения, сдерживанию импорта и повышению ценовой конкурентоспособности российского экспорта. Это привело, во-первых, к улучшению текущего счета платежного баланса (его сальдо в 2014 году оценивается на уровне 63 млрд. долларов США по сравнению с более ранним прогнозом в 19 млрд. долларов). Во-вторых, обусловило положительный вклад чистого экспорта товаров и услуг в прирост ВВП в 2014 году (прогнозировался значимый отрицательный вклад). Кроме того, интервенции Банка России позволили банкам получить необходимые объемы валюты для выплат западным кредиторам, что в условиях ограничений на кредитование на Западе имеет практическое значение.
С другой стороны, ослабление рубля имело и негативные последствия, так как привело к удорожанию импортируемой продукции, в том числе оборудования и других инвестиционных товаров, что повысило издержки производителей. В условиях усиления экономической неопределенности, ухудшения ожиданий экономических агентов относительно перспектив развития российской экономики, роста цен на импортируемые товары инвестиционного назначения, а также ограниченных возможностей замещения выпадающих внешних источников финансирования внутренними источниками произошло падение внутреннего инвестиционного спроса. Также снизились темпы роста потребительского спроса в условиях замедления роста реальных доходов населения.
В этих условиях Банк России ввел режим плавающего валютного курса, который планировалось ввести с начала 2015 года, упразднив действующий механизм курсовой политики, а именно — отменил коридор бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах коридора и за его пределами. Банк России считает, что в результате реализации принятого решения формирование курса рубля будет происходить под влиянием рыночных факторов. Это должно способствовать усилению действенности денежно-кредитной политики и обеспечению ценовой стабильности, более быстрой адаптации экономики к изменениям внешних условий и росту ее устойчивости к негативным шокам.
При плавающем валютном курсе Банк России может полностью сконцентрироваться на управлении процентными ставками и достижении цели по инфляции. Но это не означает, что Банк России перестанет следить за ситуацией на внутреннем валютном рынке. В случае появления угрозы для финансовой стабильности Банк России может совершать операции на валютном рынке или использовать другие инструменты для стабилизации ситуации. В качестве угрозы для финансовой стабильности Банк России рассматривает такую динамику курса, которая в том числе может привести к формированию устойчивых девальвационных ожиданий, повышенному спросу на наличную иностранную валюту, росту долларизации депозитов и существенному ухудшению показателей финансовой устойчивости кредитных организаций и предприятий.
В качестве одной из мер борьбы со сложившимся в стране «спекулятивным курсом», остановки дальнейшей девальвации рубля Банк России выбрал вариант ограничения рублевой ликвидности, создания условий для ограничения объема спекулятивных операций на валютном рынке и предоставления рублевой ликвидности под операции покупки иностранной валюты. Для этого Банк России ввел два новых вида операций с иностранной валютой — сделки «валютный своп» по продаже долларов США за рубли и аукционы РЕПО в иностранной валюте. Такие операции за счет своего возвратного характера имеют преимущества по сравнению с продажами или покупками иностранной валюты. Так, использование операций на возвратной основе делает более затруднительным применение спекулятивных стратегий на внутреннем валютном рынке. Кроме того, такие операции не вызывают оттока рублевой ликвидности, что должно постепенно снизить спрос на доллар и евро, стабилизировать ситуацию с российской валютой на валютном рынке, способствовать укреплению рубля, снизить волатильность, уменьшить долю спекулятивного капитала.
Вместе с тем, активное проведение операций РЕПО в иностранной валюте может привести к обострению проблемы нехватки объема рыночного обеспечения, принимаемого Банком России по своим операциям. Банк России ожидает, что потребность кредитных организаций в дополнительных средствах в иностранной валюте сохранится как минимум в течение части 2015 года, в том числе из-за того, что восстановление полноценного доступа к международным финансовым рынкам может произойти спустя некоторое время после отмены введенных в текущем году санкций. В этих условиях планируется продолжить проводить регулярные аукционы РЕПО в иностранной валюте до тех пор, пока в них сохраняется необходимость. В случае возникновения угроз для финансовой стабильности Банк России (чрезмерной девальвации) также будет готов совершать нерегулярные интервенции на внутреннем валютном рынке.
Банк России продолжит работу по расширению Ломбардного списка и включению в него новых выпусков ценных бумаг. Введение нового механизма размещения облигаций, предполагающего предварительную регистрацию программы эмиссии, позволит за счет упрощения процедуры сократить срок между решением о конкретном выпуске и его реализацией, а также снизить издержки на размещение. Планируется разработать особый режим включения в Ломбардный список отдельных выпусков таких программных облигаций. Продолжится проведение операций рефинансирования на длительные сроки под залог нерыночных активов, поручительств, золота для поддержания задолженности по основным операциям на уровне, при котором Банк России может наиболее эффективно управлять ставками денежного рынка. Среди операций рефинансирования на длительные сроки наибольший объем средств будет по-прежнему предоставляться на ежемесячных кредитных аукционах на срок 3 месяца по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России.
В Основных направлениях рассмотрено пять сценариев развития российской экономики в период 2015-2017 годов, которые формируют различные условия проведения денежно-кредитной политики. Такое количество сценариев аргументируется с повышенной неопределенностью относительно изменения внешних для российской экономики факторов, прежде всего — цены на нефть и сроков действия принятых в сентябре 2014 года секторальных санкций.
Так, в варианте I ожидается возвращение цены на нефть марки «Юралс» в 2015 году к уровням первой половины 2014 года и ее последующее незначительное снижение. В данном сценарии также предполагается, что санкции в отношении России и ответные ограничения будут отменены в III квартале 2015 года. Данный сценарий наиболее близок по ключевым предпосылкам и ожидаемым траекториям изменения основных макроэкономических показателей к разработанному Минэкономразвития России базовому прогнозу (вариант 1) социально-экономического развития России на 2015-2017 годы.
Банк России также рассмотрел еще четыре сценария (IIa,  IIb,  IIIa  и  IIIb), которые, как указано выше, отличаются между собой комбинацией предположений относительно траектории цен на нефть и длительности действия санкций. Так, в вариантах IIa и IIb ожидается умеренный рост цен на нефть к середине 2015 года с последующим их снижением, в вариантах IIIa и IIIb закладывается, что цена на нефть уменьшится до 80 долларов США за баррель и сохранится на данном уровне до конца 2017 года. В вариантах, отмеченных субиндексом «a» предполагается, что санкции будут отменены в III квартале 2015 года, в вариантах с субиндексом «b» санкции действуют до конца 2017 года.
Во всех пяти сценариях ожидается, что восстановление мировой экономики будет постепенным и неравномерным, темпы роста экономик стран — основных торговых партнеров России останутся относительно невысокими. Поэтому динамика внешнего спроса в ближайшие годы не окажет значительного стимулирующего воздействия на экономику России. Прогнозируется, что политика ЕЦБ останется выраженно стимулирующей и в 2015 году. Тогда как ФРС США и ряд других центральных банков развитых стран по мере восстановления мировой экономики в ближайшие годы, напротив, перейдут к постепенному повышению ставок денежно-кредитной политики (в США — уже в середине 2015 года), что приведет к росту процентных ставок на внешних рынках.
В качестве базового варианта Банк России рассматривает вариант IIb, в котором прогнозируется повышение цены на нефть марки «Юралс» до 94 — 96 долларов за баррель к середине 2015 года и ее последующее снижение до 90 долларов за баррель к концу 2017 года. Такое снижения будет обусловлено слабым восстановлением мирового спроса на фоне замедления экономического роста в странах — крупнейших импортерах энергоресурсов (в первую очередь, в Китае), внедрения энергосберегающих технологий и переориентации на другие источники энергии. Несмотря на кратковременное повышение цены на нефть в первой половине 2015 года, ее дальнейшая нисходящая траектория и ожидаемое отсутствие роста цен на другие значимые сырьевые товары экспорта России в сочетании с продолжением удорожания российского импорта обусловят постепенное ухудшение условий торговли в течение 2015-2017 годов. Это станет фактором, ограничивающим потенциал роста российской экономики.
В данном сценарии предполагается, что санкции и внешнеторговые ограничения будут действовать до конца 2017 года. Ожидается, что их негативное влияние на российскую экономику будет постепенно ослабевать в течение 2015 — 2017 годов по мере адаптации экономических агентов к изменившимся внешним условиям (налаживания доступа на азиатские рынки капитала, переориентации с внешних на внутренние источники заемных средств). Это значит, что до этого (как минимум, до полноценного включения механизма импортозамещения) неизбежно будет сохраняться тенденция к росту цен и инфляции.
Для того чтобы сдержать эту тенденцию, ограничить влияние ускоренного роста цен продовольственных товаров на широкий круг товаров и услуг и инфляционные ожидания Банк России будет придерживаться умеренно жесткой денежно-кредитной политики в первой половине 2015 года. В дальнейшем, по мере стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий, Банк России будет рассматривать возможность смягчения политики. При этом возникновение выраженной тенденции к снижению инфляционных ожиданий создаст возможность достижения среднесрочного целевого уровня инфляции при более значительном смягчении денежно-кредитной политики.
Наиболее сильному негативному воздействию со стороны внешних факторов в этом сценарии подвергнется инвестиционная активность. Ожидается продолжение сокращения инвестиций в основной капитал в 2015-2016 годах, несмотря на наличие двух обстоятельств. Во-первых, на поддержку со стороны бюджета (планируемые меры по финансированию инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния, увеличение инвестиционной направленности расходов федерального бюджета в 2015 году). Во-вторых, на начало реализации крупного инвестиционного проекта по долгосрочному сотрудничеству с Китаем по расширению газового экспорта.
Темпы снижения валового накопления основного капитала прогнозируются на уровне 3,0 — 3,3% в 2015 году и 1,5 — 2% в 2016 году. Слабый внутренний спрос обусловит слабую динамику импорта, что с учетом стабильной динамики экспорта обеспечит небольшой положительный вклад чистого экспорта в рост ВВП в 2015 — 2016 годах. В 2015 году снижение импорта составит около 2%, в 2016 году темпы роста импорта прогнозируются на уровне около нуля. Темпы роста экспорта будут находиться в диапазоне 0 — 0,7% в 2015 — 2016 годах.
Оживление экономической активности прогнозируется, согласно базовому сценарию, лишь в2017 году. Этому, в частности, будет способствовать развитие импортозамещающих производств и повышение конкурентоспособности российского экспорта. Постепенное ускорение роста ВВП в среднесрочном периоде обеспечит приближение совокупного выпуска к потенциальному уровню и сокращение отрицательного разрыва выпуска с уровня — (1-1,5)% в 2015 — 2016 годах до около -0,5% к концу 2017 года. Темп прироста ВВП составит около 0% в 2015 — 2016 годах и увеличится до 1,5 — 1,7% в 2017 году.
В 2017 году прогнозируется восстановление как инвестиционного (темп роста валового накопления основного капитала составит 2,0 — 2,5%), так и потребительского спроса (темп роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств повысится до 1,5 — 2,0%). При этом в условиях ограниченного доступа на внешние финансовые рынки российских компаний и банков ожидаются значительное сокращение внешнего долга в течение 2015-2017 годов и снижение спроса на иностранные активы. Ожидается сокращение оттока капитала до 40 — 60 млрд. долларов США в год. Также к 2017 году планируется достичь целевого ориентира денежно-кредитной политики — 4% инфляции.
В ближайшие три года темпы роста денежных и кредитных агрегатов будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, что согласуется с прогнозируемой динамикой экономической активности и инфляции. Годовые темпы прироста денежной массы (денежного агрегата М2) составят 7 — 11%. Кредитование экономики будет основным источником роста денежных агрегатов, увеличиваясь сопоставимыми темпами. Сохранение стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке и замедление инфляции создадут условия для снижения долларизации экономики. С учетом перехода к плавающему валютному курсу, при условии реализации бюджетной политики в рамках бюджетных правил и проведении Банком России операций на внутреннем валютном рынке в случае конвертации средств суверенных фондов будет происходить последовательное снижение влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения. Денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, поэтому ожидается умеренный рост валового кредита Банка России банкам.
Банком России был рассмотрен и стрессовый сценарий, в котором предполагается снижение цен на нефть до 60 долларов США за баррель к концу 2015 года (с последующим восстановлением до 80 долларов США за баррель к концу 2017 года). Однако вероятность этого оценивается как низкая. В этом случае будет происходить заметное ослабление рубля на фоне экономического спада. Бюджетная политика, реализуемая в рамках бюджетных правил, будет несколько смягчать негативный эффект от резкого падения цен на нефть. Возможность бюджетного стимулирования в условиях резкого снижения государственных доходов и ограниченной доступности всех источников финансирования дефицита будет обеспечена накопленными средствами суверенных фондов.
В целом Комитет считает правильными (хотя и запоздалыми) большинство мер, предпринимаемых и намечаемых Банком России для стабилизации потребительских цен, снижения инфляции, регулирования процентных ставок. Однако Комитет считает, что эти меры имеют, по большому счету, чисто теоретический характер, неприменимый в полной мере к современным сложным условиям, сложившимся в экономике России. Создается впечатление, что Банк России, аргументируя наличием длительного лага — между принятием им мер денежно-кредитной политики и их реализацией (более 1-1,5 лет), снимает с себя ответственность за текущее состояние российской экономики. Перенос начала оживления в экономике на 2017 год представляется необоснованным. Более того, при сохранении существующей денежно-кредитной политики является маловероятным достижение указанных целей по всем прогнозным сценариям.
Между тем, главная проблема состоит в том, что будет с российской экономикой до 2017 года, каким образом и за счет каких ресурсов может выжить в условиях растущих цен на товары и услуги, сохраняющихся санкций, отсутствия инвестиций ее реальный и финансовый секторы, население России. Это, по мнению Комитета, ключевой вопрос, на который должны ответить Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Экономика России вряд ли выдержит без серьезных последствий для будущего сохранение на ближайшие три года стагнации, замораживания развития.
По мнению Комитета, сложившаяся в России экономическая ситуация требует решительных шагов для ускорения социально-экономического развития, перехода к новой экономической политике форсированных инвестиций. Поскольку без таких инвестиций не может быть достигнута долгосрочная и устойчивая ценовая стабильность и низкая инфляция, намеченная Банком России на основе рыночных механизмов (если исключить вероятность предельного сжатия денежной массы и применения административного регулирования). Тезис Банка России о сдерживании инвестиций в силу наличия структурных и ресурсных ограничений (в частности, предельной загрузки производственных мощностей и низкой безработицы) представляется слабо обоснованным.
Комитет считает, что для достижения долгосрочной и устойчивой ценовой стабильности и низкой инфляции, преодоления стагнации и выхода на экономический рост в 3% к 2016 году и на 4% к 2018, Банк России должен изыскать способы для содействия увеличению инвестиций в экономику не менее чем по 8% в год. Это необходимо для того, чтобы к 2020 году поднять их долю в ВВП до 25% — с 19% в 2014 году. Норму инвестиций в 25% намечалось достичь по Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». Это предполагало ежегодный прирост инвестиций по 12%, что предотвратило бы переход экономики к стагнации, текущему росту инфляции и обвалу рубля, обеспечило бы экономический рост по 4-6% в год.
Причем, такие инвестиции необходимо направить на технологическое перевооружение предприятий, создание новых предприятий и мощностей, прежде всего, в высокотехнологических отраслях, создание современной транспортно-логистической инфраструктуры, удвоение жилищного строительства к 2020 г. Именно такие инвестиции позволят обеспечить в будущем ценовую стабильность и низкую инфляцию. Особенно необходимо ускоренное развитие сферы «экономики знаний» (наука и образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение) — как главного локомотива социально-экономического развития в современном мире. Инвестиции в эту отрасль необходимы в размере 1,5-2 трлн. руб. в 2015-2017 годах. Сейчас «экономика знаний» в России создает 15% ВВП (в сравнении с 35% в странах Западной Европы и 45% — в США).
При этом в подавляющей части дополнительные инвестиции целесообразно предоставлять в виде возвратных и окупаемых инвестиционных кредитов через системно значимые российские банки, которым Банк России и ВЭБ могли бы представить субординированные кредиты для увеличения их капитала с обменом на привилегированные акции. Широкое распространение должно получить проектное финансирование с учетом государственных гарантий (при этом необходимо увеличить сроки и объемы такого финансирования).
Источниками дополнительных инвестиций — в виде инвестиционных кредитов — могли бы стать активы банковской системы России. Такие активы составили на 1 января 2014 года 55 трлн. руб. В настоящее время доля инвестиционных кредитов российских банков в общем объеме инвестиций составляет 8%. Это — низшая норма среди стран в сравнении с 33% в Германии, 52% — в США, более 20% — в Китае, где норма инвестиций около 50% ВВП. За счет таких средств можно было бы увеличить объем инвестиционного кредита с 1 трлн. руб. (2% активов). Сначала до 1,5 трлн. руб., а в 2017 году — до 2 трлн. (до 4% активов). Это добавит не менее 1% годового экономического роста.
Начиная с 2011 года, Банк России систематически проводит политику денежной рестрикции. Денежная база практически не растет в первые три квартала года, а ее рост в последнем квартале связан с сезонным дефицитом бюджета. Политика жесткой денежной рестрикции ведет к дефициту ликвидности, высоким ставкам межбанковского рынка и кредитного рынка. Эмиссионный ресурс, который может быть важнейшим источником финансирования инвестиций, практически, теряется. Необходимо обеспечить равномерное увеличение денежной базы по кварталам года. Основным каналом денежного предложения Банка России должно стать приобретение обязательств Правительства.
В 2014 году Банк России неоднократно повышал ключевую ставку по своим операциям в ответ на усиление инфляции, вызванное немонетарными причинами (с 5,5% до 9,5%). При этом ставка межбанковского рынка выросла в 2014 году по сравнению с 2010 годом более чем втрое, стали быстро расти все ставки по кредитам и депозитам. Хотя предполагается, что повышение депозитных ставок позволит привлечь денежные средства, прежде всего, сбережения населения, в реальности происходит обратное — деньги выводятся из банков, а также в другие страны (со значительно более низким депозитным процентом). Эта тенденция усилилась в условиях падения курса рубля и снижения доверия к банкам в условиях частого отзыва Банком России их лицензий.
Поэтому одна из главных задач Банка России, по мнению Комитета, должна состоять в последовательном снижении, а не повышении процентных ставок, повышая одновременно уровень доверия к банкам. Решение этой задачи позволит привлечь в банковскую систему накопленные средств населения — до 20 трлн. руб. в России и около 700 млрд. руб. на счетах зарубежных банков. Для чего Банк России должен создать выгодные условия — необязательно высокие ставки по депозитам. Кроме того, предложить Правительству проработать механизмы реализации через банковскую систему инвестиций населения в покупку земли, строительство, приобретение автомобилей, акции и облигации.
Комитет считает, что одной из причин замедления развития российской экономики является недостаточно активная политика Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению ее ресурсной базы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики. В Основных направлениях по-прежнему не отражены вопросы формирования долгосрочной ресурсной базы российских банков, не обозначены источники и пути увеличения их долгосрочных ресурсов. Следует продолжать реализацию мер, направленных на трансформацию через банковскую систему временно свободных денежных средств экономических агентов (в частности, страховых компаний, пенсионных фондов, средств бюджетных и внебюджетных фондов) в долгосрочные инвестиции, прежде всего, в реальный сектор экономики.
По мнению Комитета, одна из ключевых проблем российской банковской системы — сохраняющийся низкий уровень доверия к российским банкам. Такое недоверие имеет место как у предприятий, так и у населения, особенно в условиях постоянного ожидания отзыва лицензий того или иного банка, сокращения числа банков и усиления монополий в банковской сфере — с неизбежным ростом процентных ставок (или в части доверия населения к работе банков с сомнительными коллекторскими агентствами). Актуальными остаются высокие риски кредитования, связанные с низким уровнем управления, низкой транспарентностью многих российских предприятий, одновременной институциональной слабостью и банковской системы, и других секторов экономики.
Для решения всех перечисленных задач необходим высокий уровень доверия к политике банковской системы, прежде всего, Банка России. Такое доверие завоевывается не только постановкой амбициозных целей — по ценам и инфляции, причем на достаточно далекую перспективу, в частности, на 2017 год, но и за счет представления конкретных мер — программы по их достижению, а также достижением этих целей. Поэтому Банку России следует более регулярно и тщательно разъяснять широкой общественности его видение текущей экономической ситуации и прогнозов ее развития, принятых решений в области денежно-кредитной политики и ожидаемого от них эффекта.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению представленные Центральным Банком Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов.
 
Комитета Государственной Думы по экономической политике,
инновационному развитию и предпринимательству
Председатель Комитета                 И.Н.Руденский
Читайте нас в Telegram
Просмотров 2837