Дорога мечты, или Вектор развития отрасли
Каждый из нас выбирает свою Дорогу жизни. Первые шаги человека на ухабистом и долгом жизненном пути — весьма непросты, все последующие — гораздо более трудны и ответственны.
С годами приходится принимать судьбоносные решения.
Свой жизненный выбор руководитель Федерального дорожного агентства Роман СТАРОВОЙТ сделал чуть более ста дней назад. В конце ноября прошлого года Дорогу своей жизни он связал с дорогами России.
— Роман Владимирович, в кресло руководителя Росавтодора вы пересели из кресла чиновника Белого дома. Правда, перед этим назначением, как сообщалось в прессе, успели «вкусить хлеб» строителя в регионах. Работали в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга. Были членом Совета национального объединения строителей и Попечительского совета Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Руководили подготовкой объектов инфраструктуры к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Занимались реализацией федеральной целевой программы «Жилище». И все-таки, согласитесь, нынешняя ваша должность — это несколько иная сфера деятельности.
— Ваш дебют в новой должности совпал с сильнейшим снегопадом и огромными заторами на трассе Москва—Санкт-Петербург. Извлечены ли уроки из этого ЧП, что сделано для предотвращения подобных ситуаций?
— Да уж! Дебют получился неожиданным. В полном объеме ощутил все проблемы и недочеты, которые есть и в нашем ведомстве, и у наших смежников. Оказалось, отсутствовал актуальный регламент взаимодействия между ФДА, МЧС и МВД. В срочном порядке мы разработали такой документ, разослали его на согласование соответствующим ведомствам. В ближайшее время он будет подписан и станет руководством к действию.
Другой пример. Также выяснилось, что Ситуационный центр Росавтодора — «штаб» отрасли нуждается в модернизации. Когда я приехал в центр ночью, обнаружил, что мониторы не работают. В итоге запланирована реконструкция главного и подведомственных нам ситуационных центров. Намечены мероприятия по совершенствованию отраслевого мониторинга, в том числе в рамках эксплуатационного контроля с применением современных средств видеонаблюдения, а также системы ГЛОНАСС. Идет установка технических средств, предупреждающих автомобилистов о маршрутах объезда, ограничениях или закрытии движения.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций на дорогах Росавтодор провел уже несколько тактико-специальных учений. Подчиненные нам управления «Каспий» и «Центральная Россия» вместе с представителями исполнительной власти Волгоградской и Московской областей организовали комплексную тренировку по вопросам организации и взаимодействия органов управления, сил и средств, связанных с ликвидацией снежных заносов.
Перечислю еще несколько необходимых законодательных инициатив, без которых навести порядок на дорогах в экстремальных условиях довольно сложно.
Это прежде всего:
— введение обязательности использования зимней резины (при необходимости — цепей противоскольжения) на грузовых транспортных средствах;
— увеличение периодичности выполнения дорожных работ на участках федеральных автодорог со сверхнормативной интенсивностью движения;
— определение порядка и сроков эвакуации автотранспорта с автодорог;
— разработка дополнительных мер к владельцам объектов дорожного сервиса за ненадлежащее содержание прилегающих территорий.
— Представляя вас в новой должности, министр транспорта России Максим Соколов заявил, что Росавтодору предстоит решать важные задачи, от которых зависит эффективное развитие автодорожной сети страны. В этой связи хотелось бы узнать о приоритетных направлениях деятельности Федерального дорожного агентства.
— Основной долгосрочной задачей Росавтодора является выполнение поручения Президента России об удвоении объемов дорожного строительства в текущем десятилетии. На практике это означает ввод к 2022 году в эксплуатацию 8 тысяч километров готовых автомобильных дорог I-IV категорий с количеством полос от двух до десяти. Это без учета транспортных развязок, мостовых переходов, путепроводов, пешеходных переходов и других объектов дорожной инфраструктуры.
Одна из насущных проблем — это обеспечение качества строительства и реконструкции автомобильных дорог. Федеральным дорожным агентством реализуются мероприятия, направленные на совершенствование норм строительного контроля, дорабатывается система взаимоотношений между заказчиками и подрядными организациями. Особое внимание уделяем структурированию и актуализации нормативной базы проектирования и строительства автомобильных дорог для приведения ее в соответствие с современными требованиями отечественного и международного законодательства. Цель всего этого — совершенствование технологий, увеличение темпов строительства дорог, снижение затрат на их ремонт и содержание.
Не могу не сказать о завершении в этом году большого объема работ на объектах зимней Олимпиады в Сочи. Здесь мы являемся ответственными исполнителями по сооружению 12 объектов транспортной инфраструктуры. Общая протяженность олимпийских трасс Росавтодора составляет более 55 километров. В их числе — 65 путепроводов (19,1 км), 24 тоннеля (17,4 км), 1 мост. Введенные в строй олимпийские объекты — это не только возможность проведения спортивных мероприятий на высоком международном уровне, но и создание комфортных условий для гостей и жителей города.
В числе крупных инфраструктурных проектов — масштабное обновление автомобильных дорог Московского транспортного узла, строительство и реконструкция автотрасс на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Важнейший вектор нашего инновационного развития — создание и использование геоинформационных систем. Так называемая «умная дорога» вводится на магистрали М-10 «Москва — Санкт-Петербург». Аналогичная система заработает и на автомобильных дорогах, которые возводит «Центравтомагистраль». Планируется реализация пилотного проекта по созданию интеллектуальной системы на транспортном коридоре «Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки».
В 2012 году проводилось внедрение и развитие систем управления содержанием автомобильных дорог с использованием системы ГЛОНАСС. Разрабатывались классификация и кодирование работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования для применения в автоматизированных навигационных системах диспетчерского контроля. Создана методика планирования, контроля и учета работ с использованием спутниковой навигации. В настоящее время датчиками ГЛОНАСС оснащено более 6000 единиц техники.
На повестке дня актуальным продолжает оставаться вопрос внедрения эффективных материалов для строительства дорожных одежд. В конце прошлого года были утверждены предварительные национальные стандарты на требования к дорожным битумам и методам их испытаний.
— Роман Владимирович, сейчас вы говорите, случайно, не о вашей ли мечте внедрения в России системы «Superpave»?
— Да, но не нравится мне английское название, в России живем, и не мечта это вовсе, а насущная необходимость, широко распространенная в дорожном строительстве в мире и отлично себя зарекомендовавшая. Давайте назовем ее не «Superpave», а, скажем, Система применения сверхстойких асфальтобетонов. Несмотря на то, что данная система действительно родом из США, но разработали ее эмигранты из Советского Союза. Если говорить обывательским языком — это система проектирования внешних слоев асфальтобетона, которая исключает образование на дорогах колейности. Предлагаемая система, учитывая конкретные климатические условия, обеспечивает контроль целого ряда элементов при производстве и укладке дорожного покрытия. В Северо-Западном регионе уже начинаем работать по этой схеме, в дальнейшем планируем распространить опыт на всю страну. Недавно встречались с зарубежными коллегами из института асфальтобетона. Договорились о том, что будем направлять наших специалистов на обучение, бесплатное.
— Одним из нововведений последних лет стало создание в стране региональных дорожных фондов. Именно за счет этих средств планировалось резко изменить ситуацию с финансированием региональных дорог. Как власти на местах восприняли такую инициативу, есть ли реальные подвижки в этом деле?
— Принятие в 2011 году поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, касающихся дорожных фондов, коренным образом изменило финансирование автодорог. Была создана система фондов, включающая в себя Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды. Основным источником формирования финансовых средств является устойчивый и понятный для всех акциз на автомобильное топливо. Все логично. Чем больше совершается поездок на автомобильном транспорте, в результате чего изнашивается дорога, тем больше тратится горючего и соответственно больше вносится средств на ремонт этих дорог.
Подготовка законодательства о дорожных фондах осуществлялась с активным участием и при конструктивной поддержке депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации. Были проведены многочисленные обсуждения с ассоциациями перевозчиков, бизнес-сообществом, руководителями регионов.
— И все-таки как отнеслись к этой новации в регионах?
— Всеми субъектами Российской Федерации были приняты законы о региональных дорожных фондах, оперативно разработаны нормативные акты о порядке использования средств. Регионы не просто продублировали положения федерального законодательства, но и изыскали дополнительные источники пополнения «дорожных кошельков». Сам факт инвентаризации возможностей привлечения дополнительных средств, не зависящих от налогов или трансфертов из федерального бюджета, является принципиально важным и отражает реальную заинтересованность регионов в наведении порядка на дорогах.
— Судя по сайту Росавтодора, в кабинете вы не засиживаетесь. Красноярск, Сочи, Казань, Санкт-Петербург… Во многих ли подведомственных организациях довелось побывать за сто дней руководства?
— Да, уже действительно посетил ряд подведомственных управлений дорог, до конца года планирую побывать во всех организациях и на всех важнейших объектах. В машине у меня всегда с собой сапоги и каска. Без этого нельзя. Такой подход можно назвать управлением в ручном режиме, но по-другому на нынешнем этапе, уверен, навести порядок в отрасли невозможно.
Беседовал Николай ТАРАСЕНКО
Вместо послесловия
После беседы обратил внимание на необычный портрет на стене рабочего кабинета руководителя Росавтодора.
— Это мой прапрадед георгиевский кавалер Павел Порфирьевич Старовойт с супругой, — с гордостью сообщил Роман Старовойт. — Здесь он в форме роты дворцовых гренадер.
Как позже выяснил, в гренадеры по высочайшему указу императора Николая I зачислялись нижние чины Лейб-гвардии, которые в Отечественной войне 1812 года «оказали свое мужество, верную службу и усердие». Тогда же подумалось, как здорово, что у человека есть возможность брать с кого-то пример и на кого-то равняться на длинной Дороге жизни.
Фото: Игоря Самохвалова “РФ-СЕГОДНЯ»