Пленарное заседание Государственной Думы

14:01Открыть вклад в банке можно будет дистанционно по биометрии

13:58Госдума увеличила штрафы за нарушения ПДД

13:44Средства со спецсчетов предприятий ОПК запретили взыскивать

Дорога мечты, или Вектор развития отрасли

Каждый из нас выбирает свою Дорогу жизни. Первые шаги человека на ухабистом и долгом жизненном пути — весьма непросты, все последующие — гораздо более трудны и ответственны.

С годами приходится принимать судьбоносные решения. 

06.04.2013 15:56

Автор: Николай Тарасенко

Дорога мечты, или Вектор развития отрасли
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман СТАРОВОЙТ

Свой жизненный выбор руководитель Федерального дорожного агентства Роман СТАРОВОЙТ сделал чуть более ста дней назад. В конце ноября прошлого года Дорогу своей жизни он связал с дорогами России.

 — Роман Владимирович, в крес­ло руководителя Росавтодора вы пересели из кресла чиновника Белого дома. Правда, перед этим назначением, как сообщалось в прессе, успели «вкусить хлеб» строителя в регионах. Работали в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Пра­вительства Санкт-Петербурга. Были членом Совета националь­ного объединения строителей и Попечительского совета Феде­рального фонда содействия раз­витию жилищного строитель­ства. Руководили подготовкой объектов инфраструктуры к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Занимались ре­ализацией федеральной целевой программы «Жилище». И все-таки, согласитесь, нынешняя ваша должность — это несколь­ко иная сфера деятельности.

 
— В администрации Санкт-Петербурга, в аппарате Правитель­ства РФ я выступал больше в роли координатора строительства объек­тов. Представлял интересы государ­ственного заказчика по инженерной подготовке территорий. Построенные автосборочные предприятия в Санкт-Петербурге — это не только заводские корпуса, но и подъездные дороги, це­лая сеть городских магистралей. К то­му же я успел поработать в бизнесе, был представителем одной из ведущих компаний мира, производящих до­рожную строительную технику. По­этому свободно общаюсь на языке и рядового строителя, и прораба.
 
Безусловно, работе в Федераль­ном дорожном агентстве присущ це­лый ряд особенностей. Дороги — это в первую очередь объекты линейного строительства. Протяженность участ­ков трасс, как правило, от нескольких сот метров до десятков и сотен кило­метров. При строительстве каждого отдельно взятого объекта меняются геологические условия, рельеф мест­ности. При прокладке трассы, при под­готовке проектно-технологических ре­шений приходится учитывать не толь­ко инженерно-геологические, клима­тические и гидрологические условия, но и расположение лесных и лесопар­ковых массивов, плотность жилой за­стройки, наличие инфраструктурных коммуникаций.
 

Николай Тарасенко и  Роман Старовойт

Журналист «РФ сегодня» Николай Тарасенко беседует с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Старовойтом

— Ваш дебют в новой должности совпал с сильнейшим снегопадом и огромными заторами на трас­се Москва—Санкт-Петербург. Извлечены ли уроки из этого ЧП, что сделано для предотвраще­ния подобных ситуаций?

— Да уж! Дебют получился неожи­данным. В полном объеме ощутил все проблемы и недочеты, которые есть и в нашем ведомстве, и у наших смежни­ков. Оказалось, отсутствовал актуаль­ный регламент взаимодействия между ФДА, МЧС и МВД. В срочном поряд­ке мы разработали такой документ, разослали его на согласование соответствующим ведомствам. В ближайшее время он будет подписан и станет руководством к действию.

Другой пример. Также выяснилось, что Ситуационный центр Росавтодора — «штаб» отрасли нуждается в мо­дернизации. Когда я приехал в центр ночью, обнаружил, что мониторы не работают. В итоге запланирована ре­конструкция главного и подведом­ственных нам ситуационных центров. Намечены мероприятия по совершен­ствованию отраслевого мониторинга, в том числе в рамках эксплуатацион­ного контроля с применением совре­менных средств видеонаблюдения, а также системы ГЛОНАСС. Идет уста­новка технических средств, преду­преждающих автомобилистов о марш­рутах объезда, ограничениях или за­крытии движения.

Для предотвращения чрезвычай­ных ситуаций на дорогах Росавтодор провел уже несколько тактико-спе­циальных учений. Подчиненные нам управления «Каспий» и «Центральная Россия» вместе с представителями ис­полнительной власти Волгоградской и Московской областей организовали комплексную тренировку по вопросам организации и взаимодействия орга­нов управления, сил и средств, связан­ных с ликвидацией снежных заносов.

Перечислю еще несколько необхо­димых законодательных инициатив, без которых навести порядок на доро­гах в экстремальных условиях доволь­но сложно.

Это прежде всего:

— введение обязательности исполь­зования зимней резины (при необхо­димости — цепей противоскольжения) на грузовых транспортных средствах;

— увеличение периодичности вы­полнения дорожных работ на участках федеральных автодорог со сверхнор­мативной интенсивностью движения;

— определение порядка и сроков эвакуации автотранспорта с автодорог;

— разработка дополнительных мер к владельцам объектов дорожного сервиса за ненадлежащее содержание прилегающих территорий.

— Представляя вас в новой должности, министр транспор­та России Максим Соколов за­явил, что Росавтодору предсто­ит решать важные задачи, от которых зависит эффективное развитие автодорожной сети страны. В этой связи хотелось бы узнать о приоритетных на­правлениях деятельности Феде­рального дорожного агентства.

— Основной долгосрочной задачей Росавтодора является выполнение по­ручения Президента России об удвое­нии объемов дорожного строительства в текущем десятилетии. На практике это означает ввод к 2022 году в эксплу­атацию 8 тысяч километров готовых автомобильных дорог I-IV категорий с количеством полос от двух до десяти. Это без учета транспортных развязок, мостовых переходов, путепроводов, пешеходных переходов и других объ­ектов дорожной инфраструктуры.

Одна из насущных проблем — это обеспечение качества строительства и реконструкции автомобильных дорог. Федеральным дорожным агентством реализуются мероприятия, направ­ленные на совершенствование норм строительного контроля, дорабатыва­ется система взаимоотношений между заказчиками и подрядными органи­зациями. Особое внимание уделяем структурированию и актуализации нормативной базы проектирования и строительства автомобильных до­рог для приведения ее в соответствие с современными требованиями отече­ственного и международного законо­дательства. Цель всего этого — совер­шенствование технологий, увеличение темпов строительства дорог, снижение затрат на их ремонт и содержание.

Не могу не сказать о завершении в этом году большого объема работ на объектах зимней Олимпиады в Сочи. Здесь мы являемся ответственными исполнителями по сооружению 12 объ­ектов транспортной инфраструктуры. Общая протяженность олимпийских трасс Росавтодора составляет более 55 километров. В их числе — 65 путепро­водов (19,1 км), 24 тоннеля (17,4 км), 1 мост. Введенные в строй олимпийские объекты — это не только возможность проведения спортивных мероприятий на высоком международном уровне, но и создание комфортных условий для гостей и жителей города.

В числе крупных инфраструктур­ных проектов — масштабное обновле­ние автомобильных дорог Московско­го транспортного узла, строительство и реконструкция автотрасс на терри­тории Сибирского и Дальневосточно­го федеральных округов.

Важнейший вектор нашего иннова­ционного развития — создание и ис­пользование геоинформационных си­стем. Так называемая «умная дорога» вводится на магистрали М-10 «Москва — Санкт-Петербург». Аналогичная си­стема заработает и на автомобильных дорогах, которые возводит «Центравтомагистраль». Планируется реализа­ция пилотного проекта по созданию интеллектуальной системы на транс­портном коридоре «Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки».

В 2012 году проводилось внедре­ние и развитие систем управления со­держанием автомобильных дорог с использованием системы ГЛОНАСС. Разрабатывались классификация и ко­дирование работ по содержанию авто­мобильных дорог общего пользования для применения в автоматизирован­ных навигационных системах диспетчерского контроля. Создана методика планирования, контроля и учета работ с использованием спутниковой нави­гации. В настоящее время датчиками ГЛОНАСС оснащено более 6000 еди­ниц техники.

На повестке дня актуальным про­должает оставаться вопрос внедрения эффективных материалов для стро­ительства дорожных одежд. В кон­це прошлого года были утверждены предварительные национальные стан­дарты на требования к дорожным би­тумам и методам их испытаний.

— Роман Владимирович, сейчас вы говорите, случайно, не о вашей ли мечте внедрения в России си­стемы «Superpave»?

— Да, но не нравится мне англий­ское название, в России живем, и не мечта это вовсе, а насущная необхо­димость, широко распространенная в дорожном строительстве в мире и от­лично себя зарекомендовавшая. Да­вайте назовем ее не «Superpave», а, скажем, Система применения сверх­стойких асфальтобетонов. Несмотря на то, что данная система действитель­но родом из США, но разработали ее эмигранты из Советского Союза. Если говорить обывательским языком — это система проектирования внешних слоев асфальтобетона, которая исклю­чает образование на дорогах колейности. Предлагаемая система, учитывая конкретные климатические условия, обеспечивает контроль целого ряда элементов при производстве и укладке дорожного покрытия. В Северо-Запад­ном регионе уже начинаем работать по этой схеме, в дальнейшем планируем распространить опыт на всю страну. Недавно встречались с зарубежными коллегами из института асфальтобето­на. Договорились о том, что будем на­правлять наших специалистов на обу­чение, бесплатное.

— Одним из нововведений по­следних лет стало создание в стране региональных дорожных фондов. Именно за счет этих средств планировалось резко из­менить ситуацию с финансиро­ванием региональных дорог. Как власти на местах восприняли такую инициативу, есть ли ре­альные подвижки в этом деле?

— Принятие в 2011 году поправок в Бюджетный кодекс Российской Феде­рации, касающихся дорожных фондов, коренным образом изменило финан­сирование автодорог. Была создана система фондов, включающая в себя Федеральный дорожный фонд, дорож­ные фонды субъектов Российской Фе­дерации и муниципальные дорожные фонды. Основным источником фор­мирования финансовых средств явля­ется устойчивый и понятный для всех акциз на автомобильное топливо. Все логично. Чем больше совершается по­ездок на автомобильном транспорте, в результате чего изнашивается дорога, тем больше тратится горючего и соот­ветственно больше вносится средств на ремонт этих дорог.

Подготовка законодательства о дорожных фондах осуществлялась с активным участием и при конструк­тивной поддержке депутатов Государ­ственной Думы, членов Совета Фе­дерации. Были проведены многочис­ленные обсуждения с ассоциациями перевозчиков, бизнес-сообществом, руководителями регионов.

— И все-таки как отнеслись к этой новации в регионах?

— Всеми субъектами Российской Федерации были приняты законы о региональных дорожных фондах, оперативно разработаны норматив­ные акты о порядке использования средств. Регионы не просто проду­блировали положения федерального законодательства, но и изыскали до­полнительные источники пополнения «дорожных кошельков». Сам факт инвентаризации возможностей при­влечения дополнительных средств, не зависящих от налогов или трансфер­тов из федерального бюджета, являет­ся принципиально важным и отражает реальную заинтересованность регио­нов в наведении порядка на дорогах.

— Судя по сайту Росавтодора, в кабинете вы не засиживае­тесь. Красноярск, Сочи, Казань, Санкт-Петербург… Во многих ли подведомственных организа­циях довелось побывать за сто дней руководства?

— Да, уже действительно посетил ряд подведомственных управлений до­рог, до конца года планирую побывать во всех организациях и на всех важней­ших объектах. В машине у меня всегда с собой сапоги и каска. Без этого нельзя. Такой подход можно назвать управле­нием в ручном режиме, но по-другому на нынешнем этапе, уверен, навести порядок в отрасли невозможно.

Беседовал Николай ТАРАСЕНКО

Вместо послесловия

После беседы обратил внимание на необычный портрет на стене рабочего кабинета руководителя Росавтодора.

— Это мой прапрадед георгиевский кавалер Павел Порфирьевич Старовойт с супругой, — с гордостью сооб­щил Роман Старовойт. — Здесь он в форме роты дворцовых гренадер.

Как позже выяснил, в гренадеры по высочайшему указу императора Нико­лая I зачислялись нижние чины Лейб-гвардии, которые в Отечественной во­йне 1812 года «оказали свое мужество, верную службу и усердие». Тогда же подумалось, как здорово, что у чело­века есть возможность брать с кого-то пример и на кого-то равняться на длинной Дороге жизни.

Фото: Игоря Самохвалова “РФ-СЕГОДНЯ»

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5296