«РФ-сегодня»
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак направил вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец официальное письмо с просьбой представить документ, содержащий расчет баланса потребностей в высшем образовании, в Общественную палату Российской Федерации для проведения его общественного обсуждения.
На прошлой неделе Голодец заявила, что примерно две трети россиян не нуждаются в высшем образовании, поскольку повышение качества среднего специального образования открывает доступ ко многим профессиям, которые прежде требовали обучения в вузе. Заявила вице-премьер правительства РФ, отвечая на вопрос об оптимальном соотношении в экономике рабочих специальностей и специалистов с высшим образованием.
«У нас есть просчитанный баланс, и этот баланс составляет примерно 65 на 35 процентов, то есть 65% — это люди, для которых не требуется высшее образование, и 35% — специалисты. В дальнейшем эта пропорция будет меняться в сторону увеличения доли специалистов, для которых не требуется высшее образование», — сказала она.
В официальном письме члена ОП РФ говорится, что искусственное ограничение доступа населения России к знаниям приведет к элитарности высшего образования и нарушению принципа социального равенства, предусмотренного статьями 7 и 19 Конституции Российской Федерации.
Одна из главных проблем российской высшей школы заключается в том, что качество и содержание высшего образования не соответствуют в полной мере потребностям сферы производства, управления и экономики, что создает ложные иллюзии не востребованности знаний для профессиональной карьеры. Вместе с тем, Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ 3 декабря 2015 года отметил необходимость настройки профессионального образования «на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития». В этой связи представляется целесообразным также популяризировать систему получения рабочих профессий и профессионального технического образования среднего звена.
«Это та проблема, которая должна быть решена в первую очередь, прежде чем вопрос о квотировании в России получения высшего образования может быть поставлен на повестку дня», — отмечает Владимир Слепак.