Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям


Профессор Бакушев В.В.
«За профессиональный парламентаризм: выход из «терний»»

28.03.2013 12:20

«РФ-сегодня»

   За профессиональный парламентаризм: выход из «терний»

 2013 год ознаменован слиянием трех знаменательных дат для понимания современного развития парламентаризма. Это 20-летие принятия Конституции России как утверждения в стране конституционализма; 20-летие парламента страны и функционирования его палат. И, конечно, первая годовщина введенной славной даты — Дня парламентаризма, отмечаемого 27 апреля теперь ежегодно. Как связано это с профессионализацией кадров для новой расширяющейся сферы деятельности. Мнение высказывает директор Центра парламентаризма Международного института государственной службы и управления Академии при Президенте Российской Федерации, профессор Бакушев Валерий Владимирович, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерадиректор Центра парламентаризма Международного института государственной службы и управления Академии при Президенте Российской Федерации, профессор Бакушев Валерий Владимировичции
 
Во-первых, отмечу сразу, что конституционализм, пусть с определенными издержками, в т.ч. по причине нигилизма, отчасти, не принятия, отчасти «правового управления русской душой», безмерной коррупции, но он утверждается, без явных соблазнов на периодически предлагаемые изменения Конституции. Во-вторых, парламент России, законодательные собрания в субъектах Российской Федерации имеют более 4,5 тысяч легитимно-действующих выборных лиц, которые занимаясь публичной политикой пекутся об устроенности нашей демократии. При чем, на местном уровне избрано еще более 12,2 тысяч представителей-депутатов. В-третьих, придерживаюсь мнения, что мы не только были вправе, но и обязаны законодательно связать и узаконить более чем 200-летнюю непростую эволюцию к разделению ветвей власти в России и подчинение ее закону.
Путь этот от законосовещательного органа (Госсовет, потом Госдума), как элемента власти в парламентской монархии, потом к иерархированной системе Советов и, ныне, к полнодействию двухпалатного парламента — Федерального Собрания Российской Федерации. Почему бикамеральному (двухпалатному — прим. авт.) — на этот счет, на мой взгляд, полезная дискуссия, в основном завершавшаяся в начале нулевых годов прошлого столетия (более ста лет назад), был вынесен определенный вердикт, важный и полезный ныне. На этот счет есть документы, редкие книги. Это полезно знать прежде всего тем, кто периодически поднимает вопрос о пересмотре представительства и порядка работы избрания парламента, предлагая объединить палаты. Нашей многонациональной, федеративно выстраиваемой стране это не нужно сейчас и в обозримом будущем. Введение Дня парламентаризма соединило разделенные политическим временем разные части. 27 апреля 1906 г. начала работать Государственная дума Российской империи как избранный законодательный орган, пусть и через относительно дискриминационное квотирование представительства.
Важно отметить, что к пониманию современного парламентаризма, как понятия, мы пришли далеко не сразу (больше руководствовались по наитию узкой энциклопедической расшифровкой советского периода издания, что это только представительство «буржуазной демократии»). Не вдаваясь в детали, отмечу, что понятие «парламентаризм» чуть более десяти лет даже не включалось в содержание учебных планов, в т.ч. при подготовке (переподготовке) управленческих кадров. Хотя более чем очевидно, что современный, полнодействующий парламентаризм поддерживает и развивает такую систему правления в государстве, чтобы оно было невоинствующим по отношению к другим, а внутренние противоречия также разрешались мирными процедурами (надеюсь, что мы теперь сознательно уходим от «задиристой» российской традиции «конфронтационности» к идеям в русле «договора»). Цель в этом случае — правовое государство. Хотя политические режимы с действующими парламентскими системами в государствах мира ныне существуют разные. Политический смысл их «государственности» — не застывшее состояние. Постоянно происходят новые преобразования. Кроме классических политических традиций — либерализм, консерватизм, социал-демократия, социализм, «третий путь» (их абсолютных академически-представляемых почти нет), многие характеризуются с приставкой «нео» -консерватизм, -либерализм, «рыночный социализм со спецификой» и т.д. Но почти все в выборе форм правления употребляют понятие демократия. Хотя политико-смысловое содержание политических правлений и политических систем различается.
Ныне большинство публичных дискуссий с участием наших парламентариев характеризуется не обязательно «личной оригинальностью», а, скорее, неким начальным смыслом понять содержание ими предлагаемых политических идей, построенных больше на интуиции, а не профессиональном знании. Хотя многие, из них известны, политической науке. Значительная часть российских парламентариев остается «любителями-практиками», даже несмотря на наличие у некоторых ученых степеней. В стране у нас пока не учили парламентаризму. Новые программы только предлагаются.
Да, в июне 2012 году мы, как учебно-научное подразделение в Академии, на общероссийской конференции отмечали десятилетие реализации дополнительной квалификационной программы «Специалист по парламентаризму» (сродни североамериканским и европейским МРА), по которой уже подготовлено более 500 специалистов с дополнительной новой квалификацией. Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера С.М. Киричук, выступая на конференции» «Динамика современного парламентаризма в России», как раз после принятия закона о «Дне парламентаризма», отмечал участливое содействие нашего подразделения в том, что в стране начали говорить о парламентаризме не только в политическом, но и учебном, научном форматах. Мы предложили системный проект подготовки нового поколения парламентариев.
Действительно, идя в русле развивающегося парламентаризма в России нами подготовлена (при переходе нашего образования на «двухуровневость») впервые уникальная программа магистерского уровня «Парламентская деятельность и обеспечение межпарламентского сотрудничества» по заочной и очно-заочной формам с 2,5 летним циклом обучения. Сегодня мы исходим из того факта, что гуманитарная сфера, связанная с «парламентаризмом», внутренней сложной регламентной «парламентской деятельностью», обеспечением «межпарламентского сотрудничества» как парламентской дипломатии, достойна и научного внимания, и того, что связано с профессиональным изучением и овладением навыками умений, которые необходимы для публичного политика, специалистов, обеспечивающих деятельность выборных лиц. Заметим, что предметное содержание специальности связано с основными направлениями как гос- и муниципального управления, так и специализациями по «парламентскому менеджменту», квалифицированным обеспечением (подготовкой, сопровождением документов и протоколов) «межпарламентского сотрудничества» на основе знаний международных Конвенций, Деклараций и Соглашений, применяя деловой иностранный язык. Чтобы быть точным, укажем, что российский парламент ныне участвует в работе более 30 межпарламентских международных и региональных парламентских организациях, не говоря уже об учреждениях парламентского типа, которых становится все больше. Еще раз скажем, что кадры для этого специально не готовятся, в вузах готовятся юристы-страноведы. Есть также специальность экономическая-география, а специалисты по туризму ориентированы на «экскурсии в парламентах».
Наш подход состоит в том, что объектами профессиональной деятельности магистров по предлагаемой программе являются: - федеральные государственные органы, включая палаты Федерального Собрания, подразделения Правительства, министерств и ведомств РФ, занятые законопроектной деятельностью, в т.ч. статс-секретари и их аппараты; - государственные органы субъектов Российской Федерации (представительные органы, подразделения исполнительной ветви власти, включенные в процесс законо- и нормотворческой деятельности); - органы местного самоуправления — местные депутатские собрания и их органы, главы/заместители глав органов местного самоуправления; - государственные и муниципальные учреждения, бюджетные организации, обеспечивающих парламентские структуры организаций; - институты гражданского общества — аппараты парламентских партий, лидеры общественных объединений и движений, лидеры и активисты «молодежных парламентов», прогрессивных объединений (спортивных, патриотических, инновационных и т.п.); - некоммерческие организации — руководители и сотрудники гуманитарных и общественных фондов, профессиональных ассоциаций, аналитических и инфраструктурных организаций; — иные организации, в т.ч. подразделения по связям с государственными органами и гражданами.
Конкурентными преимуществами, на наш взгляд, являются: — очные классические и выездные занятия, работа с электронными пособиями, стажировка в организациях/учреждениях парламентского типа; — традиции Академии в подготовке управленческих кадров; применение ИТ-ресурсов для ускорения обмена информацией и получения навыков работы с современными коммуникациями; — заинтересованность в изучении иностранного языка, как инструмента для работы с документами международного характера; — клубное общение в рамках студенческой «Школы парламентария»; — выездные языковые практики в молодежных лагерях и зарубежные стажировки.
Подготовка магистерской диссертации прочно связывается с практикой действующих подготовки и сопровождения регламентных и протокольных документов, анализом реальной ситуации. Почему, например, в целом ряде субъектов РФ депутатский корпус представлен только сферой управления, работавших по 2-4 созыва, в т.ч. в многом в гос- и муниципальной сфере и фактически нет молодежи (Госсобрания в Республике Башкортостан и Удмурдской республике, законодательные собрания Воронежской, Кировской, Курской и Свердловской областях). Нами подготовлено двухтомное хрестоматийное пособие «Современный парламентаризм» и готовится третий том по межпарламентскому сотрудничеству, где уже используется аналитика, материалы которой ранее не публиковались.
Обучение опирается на прикладные исследования, осуществленные в ходе практик и стажировок в палатах парламента, учреждениях и организациях парламентского типа. Набор уже ведется для имеющих высшее образование (бакалавр, специалист), а тем, кто заканчивает вузы в июне с.г. можно подать  документы после защиты дипломного проекта (подробности на сайте www.cparlament.ru или центрпарламентаризма.рф). Желательно, чтобы поступающие имели мотивацию строить карьеру в сфере парламентской деятельности, уже имели практику проявления активности в работе молодежных парламентов и объединений, участвовали наблюдателями на выборах. То есть были социально активны.
Заметим, что мы также ориентированы на мероприятия празднования 20-летия Федерального Собрания, принятые его палатами. С Комитетами по образованию приняты планы и есть договоренности о наращивании совместных действий, в т.ч. организации работы Клуба «Школа парламентария». Будут предоставлены учебные площадки для выступлений депутатов и сенаторов с открытыми лекциями, а в сентябре подготовим и проведем темтаическую интернет — и видеоконференцию, надеемся, с участием руководства палат. Есть и другие планы для придания этому нужному направлению динамики.

 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 12093