«РФ-сегодня»
За профессиональный парламентаризм: выход из «терний»
2013 год ознаменован слиянием трех знаменательных дат для понимания современного развития парламентаризма. Это 20-летие принятия Конституции России как утверждения в стране конституционализма; 20-летие парламента страны и функционирования его палат. И, конечно, первая годовщина введенной славной даты — Дня парламентаризма, отмечаемого 27 апреля теперь ежегодно. Как связано это с профессионализацией кадров для новой расширяющейся сферы деятельности. Мнение высказывает директор Центра парламентаризма Международного института государственной службы и управления Академии при Президенте Российской Федерации, профессор Бакушев Валерий Владимирович, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Во-первых, отмечу сразу, что конституционализм, пусть с определенными издержками, в т.ч. по причине нигилизма, отчасти, не принятия, отчасти «правового управления русской душой», безмерной коррупции, но он утверждается, без явных соблазнов на периодически предлагаемые изменения Конституции. Во-вторых, парламент России, законодательные собрания в субъектах Российской Федерации имеют более 4,5 тысяч легитимно-действующих выборных лиц, которые занимаясь публичной политикой пекутся об устроенности нашей демократии. При чем, на местном уровне избрано еще более 12,2 тысяч представителей-депутатов. В-третьих, придерживаюсь мнения, что мы не только были вправе, но и обязаны законодательно связать и узаконить более чем 200-летнюю непростую эволюцию к разделению ветвей власти в России и подчинение ее закону.
Путь этот от законосовещательного органа (Госсовет, потом Госдума), как элемента власти в парламентской монархии, потом к иерархированной системе Советов и, ныне, к полнодействию двухпалатного парламента — Федерального Собрания Российской Федерации. Почему бикамеральному (двухпалатному — прим. авт.) — на этот счет, на мой взгляд, полезная дискуссия, в основном завершавшаяся в начале нулевых годов прошлого столетия (более ста лет назад), был вынесен определенный вердикт, важный и полезный ныне. На этот счет есть документы, редкие книги. Это полезно знать прежде всего тем, кто периодически поднимает вопрос о пересмотре представительства и порядка работы избрания парламента, предлагая объединить палаты. Нашей многонациональной, федеративно выстраиваемой стране это не нужно сейчас и в обозримом будущем. Введение Дня парламентаризма соединило разделенные политическим временем разные части. 27 апреля 1906 г. начала работать Государственная дума Российской империи как избранный законодательный орган, пусть и через относительно дискриминационное квотирование представительства.
Важно отметить, что к пониманию современного парламентаризма, как понятия, мы пришли далеко не сразу (больше руководствовались по наитию узкой энциклопедической расшифровкой советского периода издания, что это только представительство «буржуазной демократии»). Не вдаваясь в детали, отмечу, что понятие «парламентаризм» чуть более десяти лет даже не включалось в содержание учебных планов, в т.ч. при подготовке (переподготовке) управленческих кадров. Хотя более чем очевидно, что современный, полнодействующий парламентаризм поддерживает и развивает такую систему правления в государстве, чтобы оно было невоинствующим по отношению к другим, а внутренние противоречия также разрешались мирными процедурами (надеюсь, что мы теперь сознательно уходим от «задиристой» российской традиции «конфронтационности» к идеям в русле «договора»). Цель в этом случае — правовое государство. Хотя политические режимы с действующими парламентскими системами в государствах мира ныне существуют разные. Политический смысл их «государственности» — не застывшее состояние. Постоянно происходят новые преобразования. Кроме классических политических традиций — либерализм, консерватизм, социал-демократия, социализм, «третий путь» (их абсолютных академически-представляемых почти нет), многие характеризуются с приставкой «нео» -консерватизм, -либерализм, «рыночный социализм со спецификой» и т.д. Но почти все в выборе форм правления употребляют понятие демократия. Хотя политико-смысловое содержание политических правлений и политических систем различается.
Ныне большинство публичных дискуссий с участием наших парламентариев характеризуется не обязательно «личной оригинальностью», а, скорее, неким начальным смыслом понять содержание ими предлагаемых политических идей, построенных больше на интуиции, а не профессиональном знании. Хотя многие, из них известны, политической науке. Значительная часть российских парламентариев остается «любителями-практиками», даже несмотря на наличие у некоторых ученых степеней. В стране у нас пока не учили парламентаризму. Новые программы только предлагаются.
Да, в июне 2012 году мы, как учебно-научное подразделение в Академии, на общероссийской конференции отмечали десятилетие реализации дополнительной квалификационной программы «Специалист по парламентаризму» (сродни североамериканским и европейским МРА), по которой уже подготовлено более 500 специалистов с дополнительной новой квалификацией. Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера С.М. Киричук, выступая на конференции» «Динамика современного парламентаризма в России», как раз после принятия закона о «Дне парламентаризма», отмечал участливое содействие нашего подразделения в том, что в стране начали говорить о парламентаризме не только в политическом, но и учебном, научном форматах. Мы предложили системный проект подготовки нового поколения парламентариев.
Действительно, идя в русле развивающегося парламентаризма в России нами подготовлена (при переходе нашего образования на «двухуровневость») впервые уникальная программа магистерского уровня «Парламентская деятельность и обеспечение межпарламентского сотрудничества» по заочной и очно-заочной формам с 2,5 летним циклом обучения. Сегодня мы исходим из того факта, что гуманитарная сфера, связанная с «парламентаризмом», внутренней сложной регламентной «парламентской деятельностью», обеспечением «межпарламентского сотрудничества» как парламентской дипломатии, достойна и научного внимания, и того, что связано с профессиональным изучением и овладением навыками умений, которые необходимы для публичного политика, специалистов, обеспечивающих деятельность выборных лиц. Заметим, что предметное содержание специальности связано с основными направлениями как гос- и муниципального управления, так и специализациями по «парламентскому менеджменту», квалифицированным обеспечением (подготовкой, сопровождением документов и протоколов) «межпарламентского сотрудничества» на основе знаний международных Конвенций, Деклараций и Соглашений, применяя деловой иностранный язык. Чтобы быть точным, укажем, что российский парламент ныне участвует в работе более 30 межпарламентских международных и региональных парламентских организациях, не говоря уже об учреждениях парламентского типа, которых становится все больше. Еще раз скажем, что кадры для этого специально не готовятся, в вузах готовятся юристы-страноведы. Есть также специальность экономическая-география, а специалисты по туризму ориентированы на «экскурсии в парламентах».
Наш подход состоит в том, что объектами профессиональной деятельности магистров по предлагаемой программе являются: - федеральные государственные органы, включая палаты Федерального Собрания, подразделения Правительства, министерств и ведомств РФ, занятые законопроектной деятельностью, в т.ч. статс-секретари и их аппараты; - государственные органы субъектов Российской Федерации (представительные органы, подразделения исполнительной ветви власти, включенные в процесс законо- и нормотворческой деятельности); - органы местного самоуправления — местные депутатские собрания и их органы, главы/заместители глав органов местного самоуправления; - государственные и муниципальные учреждения, бюджетные организации, обеспечивающих парламентские структуры организаций; - институты гражданского общества — аппараты парламентских партий, лидеры общественных объединений и движений, лидеры и активисты «молодежных парламентов», прогрессивных объединений (спортивных, патриотических, инновационных и т.п.); - некоммерческие организации — руководители и сотрудники гуманитарных и общественных фондов, профессиональных ассоциаций, аналитических и инфраструктурных организаций; — иные организации, в т.ч. подразделения по связям с государственными органами и гражданами.
Конкурентными преимуществами, на наш взгляд, являются: — очные классические и выездные занятия, работа с электронными пособиями, стажировка в организациях/учреждениях парламентского типа; — традиции Академии в подготовке управленческих кадров; применение ИТ-ресурсов для ускорения обмена информацией и получения навыков работы с современными коммуникациями; — заинтересованность в изучении иностранного языка, как инструмента для работы с документами международного характера; — клубное общение в рамках студенческой «Школы парламентария»; — выездные языковые практики в молодежных лагерях и зарубежные стажировки.
Подготовка магистерской диссертации прочно связывается с практикой действующих подготовки и сопровождения регламентных и протокольных документов, анализом реальной ситуации. Почему, например, в целом ряде субъектов РФ депутатский корпус представлен только сферой управления, работавших по 2-4 созыва, в т.ч. в многом в гос- и муниципальной сфере и фактически нет молодежи (Госсобрания в Республике Башкортостан и Удмурдской республике, законодательные собрания Воронежской, Кировской, Курской и Свердловской областях). Нами подготовлено двухтомное хрестоматийное пособие «Современный парламентаризм» и готовится третий том по межпарламентскому сотрудничеству, где уже используется аналитика, материалы которой ранее не публиковались.
Обучение опирается на прикладные исследования, осуществленные в ходе практик и стажировок в палатах парламента, учреждениях и организациях парламентского типа. Набор уже ведется для имеющих высшее образование (
бакалавр, специалист), а тем, кто заканчивает вузы в июне с.г. можно подать документы после защиты дипломного проекта (
подробности на сайте www.cparlament.ru или центрпарламентаризма.рф). Желательно, чтобы поступающие имели мотивацию строить карьеру в сфере парламентской деятельности, уже имели практику проявления активности в работе молодежных парламентов и объединений, участвовали наблюдателями на выборах. То есть были социально активны.
Заметим, что мы также ориентированы на мероприятия празднования 20-летия Федерального Собрания, принятые его палатами. С Комитетами по образованию приняты планы и есть договоренности о наращивании совместных действий, в т.ч. организации работы Клуба «Школа парламентария». Будут предоставлены учебные площадки для выступлений депутатов и сенаторов с открытыми лекциями, а в сентябре подготовим и проведем темтаическую интернет — и видеоконференцию, надеемся, с участием руководства палат. Есть и другие планы для придания этому нужному направлению динамики.