Петербуржцы покупают меньше продуктов, зато больше готовят дома

Кризис подкорректировал меню петербуржцев. В нём стало меньше рыбы и мяса, овощей и фруктов, молока и яиц. А чего стало больше - непонятно.

Судя по недавно опубликованным отчётам Петростата, горожане стали меньше есть. Сильнее всего «просел» сахар, его в 2015 году купили на 55,1 процента меньше, чем в 2014-м. Яиц купили меньше на 32,3 процента, макарон - на 27,9, рыбы и морепродуктов - на 27,5 процента. Продажи мяса упали на 14,8 процента, чая, кофе и какао - на 11,4.

И взамен - ничего. Крупы? Минус 19,2 процента. Фрукты? Минус 10,3 процента. Единственный товар, который петербуржцы стали покупать чаще - это мука, она «подросла» на три процента. Видимо, горожане стали больше печь. Причём явно не тортики или печенье: иначе сахар и яйца не потеряли бы популярность. Следовательно, пекут хлеб, куда эти ингредиенты или не входят вовсе, или входят, но в очень малых количествах. Жаль, у статистиков нет данных по дрожжам - тогда картина сразу прояснилась бы. Кстати, готовые хлеб и булку в Петербурге стали покупать на 4,5 процента меньше.

В плюсе лишь мука

В Ленобласти ситуация кардинально иная. Там список продуктов, продажи которых выросли, побольше: масло и жиры, яйца, чай, кофе, хлебобулочные изделия. Зато мука в этот перечень не входит вовсе - её продали на 11 процентов меньше, чем год назад. Не так сильно упали и мясо с рыбой - на 9 и 14,9 процента соответственно. Даже с курением картина в городе и области разная: в Петербурге продажи табака снизились на 10,9 процента, а за городом выросли на 2,8 процента.

- В городе и области всегда была разная картина потребления, - считает экономист Владимир Виноградов. - У многих жителей области подсобные хозяйства, поэтому продажи там падают не так сильно: там и раньше покупали меньше мяса и молока. А вот у горожан стол полностью зависит от их доходов: меньше остаётся на продукты - меньше едят. Цены-то выросли.

Петростат подтверждает: да, цены действительно выросли. Правда, их данные не так пугают, как личные наблюдения. Например, бескостная говядина в гипермаркетах за год подорожала с 350 до 450-500 рублей, а статистики говорят, что только на 14 процентов.

Рост цен наблюдался почти по всем позициям. Только куры, картофель да свежая капуста чуть-чуть подешевели - на 4,2, 27,9 и 17,7 процента соответственно. Всё остальное стало «кусаться», и горожане отреагировали: стали меньше покупать.

- Я думаю, что меньше есть пока люди не стали, - полагает Виноградов. - Но стали рациональнее подходить к покупкам: не берут лишнее, чтобы потом не выбрасывать. Я за собой это замечаю: например, раньше покупал два пакета молока, и половина второго пакета скисала раньше, чем мы его выпивали. Теперь беру один пакет. И так по всем продуктам. Думаю, так же поступают сейчас многие.

Нервы не учитываются

С непродовольственными товарами картина ещё печальнее. Там продажи упали гораздо сильнее. Больше всего пострадали часовые магазины: их товар «просел» на 41,2 процента. Автомобилей в Петербурге продали на 31,6 процента меньше, ювелирных изделий - на 26,9, мебели - на 22,8, лекарств и медицинских товаров - на 20,2 процента.

- Хлопчатобумажные ткани подорожали за год в два-три раза, - рассказали в швейном магазине. - Были по 200-300 рублей за метр, дорогие по 400 рублей, сейчас самые дешёвые от 600 рублей. Люди покупают, конечно, но стараются выбрать подешевле. А вообще раза в два меньше брать стали.

- Петростат говорит, что тканей продаётся только на 12 процентов меньше.

- Да? - удивилась собеседница. - Смешно.

- Продажи идут трудно, - признал администратор магазина бытовой техники Дмитрий Ерохин. - Покупают товар в основном по акциям. Почаще стали приобретать только, пожалуй, йогуртницы или мультиварки с функцией йогуртницы. Особенно мамы их берут, чтобы детям готовить. Это раза в два дешевле по себестоимости, чем магазинный йогурт, и никакой химии и пищевых добавок. Хлебопечки тоже стали покупать чаще, потому что себестоимость буханки в них около 20 рублей, а продукт получается намного вкуснее, чем из гастронома. Я сам пеку хлеб дома и очень доволен.

- А соковыжималки?

- Нет. Магазинные соки пока дешевле, чем выжатые дома.

- А вообще продажи «просели» процентов на тридцать, - продолжил Дмитрий Ерохин. - Люди берут в основном разную мелочь, расходники. А если покупают что-то серьёзное, то выбирают подешевле. Хотя, конечно, есть такие, кто на цену не смотрит, но их стало меньше.

- На вашей зарплате это отражается?

- Конечно! Чтобы получать на прежнем уровне приходится работать в два раза больше. Не все выдерживают, уходят, текучка кадров выросла. И нервные все стали. Раньше у нас коллектив был дружный, а теперь настроение у всех плохое, все вымотаны, какие-то срывы постоянно, ругань.

Увы, расход нервных клеток Петростат не учитывает. А жаль.


Просмотров 1048

18.02.2016

Популярно в соцсетях