Без крымской бутылки мир не разберётся
Массандра выигрывает медали в Гонконге и рвётся на стол народный
Мы в знаменитых массандровских подвалах — святая святых отечественного виноделия. Здесь, в нишах, лежат старинные, покрытые толстым слоем пыли бутылки, которым, почти в буквальном смысле этого выражения, нет цены. Самое старое вино в коллекции — «Херес де ла Фронтера» урожая 1775 года, которое в свое время привез из Испании граф Михаил Воронцов. Подумать только: ещё до рождения Пушкина было далеко, а это вино уже существовало.
В 2001 году бутылка этого вина была продана на аукционе «Сотбис» за 50 тысяч фунтов стерлингов. Сейчас в коллекции «Массандры» осталось четыре бутылки уникального хереса, три из которых «обречены» на вечное хранение в музейном фонде. Но дело, конечно, не в деньгах, а в традициях, которые уходят в глубину веков. Часы на башне главного здания отсчитывают историю винзавода с далекого 1894 года. На Исторической площади стоят памятники основателю российского виноделия князю Льву Голицыну и его блистательному ученику Александру Егорову. Сегодня их дело продолжает главный винодел «Массандры» Любовь Тарчинская. Она — одна из немногих в мире, кто пробовал тот самый легендарный «Херес де ла Фронтера» урожая 1775 года. «Это живое вино, хотя ему уже больше двухсот лет», — рассказывает винодел.
Начиная с 1891 года в массандровской коллекции — только вина собственного производства. Всего она насчитывает около миллиона бутылок и является крупнейшей в мире, за что и занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Так что там, в этой знаменитой книжке, без бутылки российского вина, что называется, не разберёшься.
Дважды в своей истории уникальная коллекция оказывалась под угрозой уничтожения. Первый раз, в годы хаоса Гражданской войны, крымские виноделы замуровали вход в подвалы, чтобы мародеры не разграбили национальное достояние страны. А в годы Великой Отечественной самая ценная часть коллекции была морем эвакуирована на материк, откуда вернулась уже после окончания войны.
«Наше самое знаменитое вино — «Мускат белый красного камня». Самое титулованное вино в мире, аналогов которому не существует, — говорит Любовь Тарчинская. — Оно производится исключительно из винограда, произрастающего на небольшом участке земли в районе села Краснокаменка в Большой Ялте. Создатель вина — Александр Егоров. На различных международных конкурсах «Мускат белый красного камня» получил 4 гран-при, 22 золотые и одну серебряную медаль».
Всего же «Массандра» выпускает более 80 марок вина на любой вкус — такого ассортимента продукции нет ни у одного другого российского винодельческого предприятия.
Вино как национальное достояние
«Массандра» — достояние всей России, — говорит генеральный директор объединения Янина Павленко. — Не случайно после воссоединения Крыма с Россией предприятие было передано в Управление делами Президента».В свое время князь Голицын мечтал о том, чтобы российское вино могло успешно конкурировать с известными французскими и итальянскими винами. В сущности, предпринятое Львом Сергеевичем строительство винзаводов в Новом Свете, Абрау-Дюрсо и Массандре было ничем иным, как программой импортозамещения по-голицынски. И сегодня российское вино не уступает лучшим мировым образцам. Доказательство — многочисленные награды на международных конкурсах, полученные, в том числе, и в этом году, несмотря на то, что крымским виноделам приходится работать в условиях, когда международное сообщество не признает российского статуса полуострова.
В ноябре «Массандра» вместе с другими крымскими винодельческими предприятиями приняла участие в винной выставке в Гонконге Hong Kong International Wine & Spirit Fair. При этом все четыре образца вин, выставленных на конкурс, получили награды. «Мускат белый Ливадия» завоевал серебро, а «Херес Массандра», «Портвейн красный южнобережный» и «Бастардо Массандра» — бронзу.
Как отметил известный французский винный критик Паскаль Дюранд, который, кстати говоря, в своё время посещал Крым и Севастополь вместе со своим (а с некоторых пор — и нашим тоже) знаменитым соотечественником Жераром Депардье, вкус и букет крымских вин созвучны предпочтениям жителей Юго-Восточной Азии. И в полном соответствии с этим замечанием «Массандра» сегодня успешно продаёт свою продукцию на китайском рынке.
Впрочем, не забывают крымские виноделы и о старушке Европе. В ноябре наши вина успешно участвовали в фестивале в итальянском Мерано, а уже в этом месяце «Массандру» посетил итальянский винодел Антонио Меролла, в планах которого долговременное сотрудничество с предприятием. Ну а чуть раньше, в сентябре, мир буквально взорвал приезд в «Массандру» Сильвио Берлускони и Владимира Путина. Для Путина, кстати говоря, это было второе посещение предприятия. Впервые он побывал здесь еще в 2003 году. На память о том первом визите в подвалах «Массандры» хранится подаренная российским президентом бутылка… водки «Русский стандарт» — наша страна знаменита на весь мир еще и этим напитком.
Лучше один раз попробовать, чем десять раз услышать
В то же время было бы неправильно утверждать, что у крымского виноделия нет проблем. По словам Павленко, износ основных фондов «Массандры» доходит до 90 процентов. Предприятие нуждается в глобальном техническом перевооружении. Еще одна важнейшая задача — посадка новых виноградников. «Просить деньги — проще всего, — говорит директор. — Но я прекрасно понимаю, что на сегодняшний день у государства много других важных забот. Поэтому мы, прежде всего, рассчитываем на собственные силы. Всего одна цифра. В этом году мы разольём 15 миллионов бутылок вина — в два раза больше, чем в прошлом».«Особая благодарность — депутатам Государственной Думы, они всегда идут навстречу крымским виноделам, — говорит Павленко, которая, кроме всего прочего, еще и возглавляет Крымское бюро винограда и вина. — Прежде всего — Глебу Хору и Виктору Звагельскому. Именно их усилиями, в частности, были внесены изменения в федеральный закон №171 «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые защищают производителей, делающих вина из собственного винограда».
Теперь в России, так же, как и в Европе, появятся «вина защищённых географических указаний» и «вина защищённых наименований места происхождения», к числу которых будут относиться и вина «Массандры». Ну и, конечно, это даст, наконец, возможность называть уникальные массандровские вина, которые по традиции крепятся зерновым спиртом, не «винными напитками», а «винами».
«Человек должен знать, что он покупает крымское вино, а не вино, привезённое из Чили, Аргентины или ЮАР и налитое в бутылочку с надписью «Вино России», — говорит Павленко.
«У нас лучше?» — спрашиваем мы.
«Обижаете! — отвечает директор. — Но я не буду вас ни в чём убеждать! Лучше один раз попробовать, чем десять раз услышать!»
И мы отправляемся на дегустацию в зал, который здесь теперь называют путинским.
В 1928 году Максим Горький, во время одного из приездов на завод, написал: «Пил и восхищался. Уехал отсюда сравнительно трезвым только по недостатку времени». Вот и нам тоже времени немного не хватило…
Кстати
Блэкаут вдохновил коллектив «Массандры» на создание новой экскурсии «Вино и свечи», которая накануне Нового года пришлась особенно по душе посетителям.Виноделы Крыма и Кубани выпустят ограниченную партию вина «Крымский мост». В проекте принимают участие пять предприятий, среди которых «Фанагория», «Шато Тамань», «Саук-Дере», "Массандра» и «Новый Свет». В честь строительства моста «Массандра» заложила на выдержку 6 тысяч бутылок хереса и столько же муската белого. Планируется, что вино поступит в продажу в 2019 году — после официального запуска движения по мосту через Керченский пролив.