Трамваи и троллейбусы — шаг до банкротства

Сразу несколько крупных городов России могут остаться без электрического транспорта

Трамваи и троллейбусы — шаг до банкротства

Иллюстрация: Андрей Темников

Из разных городов России приходят однотипные, но тревожные новости: трамвай съехал с рельсов из-за их крайнего износа, током ударило пассажирку разваливающегося на ходу троллейбуса, горэлектротранс на грани банкротства, и трамвай (или троллейбус) вот-вот перестанет ходить. Обсуждается проблема в местных СМИ, но на федеральный уровень, как это совсем недавно было с электричками, пока не выходит.

Нет трамвая — нет проблемы

Абсолютный античемпион по электротранспорту в России среди региональных центров — Архангельск, «запоровший» в 2004 году самую северную в мире трамвайную сеть, а в 2008-м — и троллейбусную. Год спустя «отбросили рога» тюменцы. Тюмень стала крупнейшим городом страны, где нет никакого городского электротранспорта. В Шахтах Ростовской области трамвай вышел в свой последний рейс 2001-м, а троллейбус — в 2007 году.

Общественный транспорт везде дотационен, а в сложной экономической обстановке городам труднее содержать троллейбусные и трамвайные хозяйства, так как нужно следить не только за самими машинами, но и за инфраструктурой для них на дорогах, объясняет руководитель онлайн-издания «Транспорт в России» Алексей Чарыков. Ещё одна общая проблема почти для всех городов с электротранспортом — это старение подвижного состава. В итоге у муниципалов возникает большой соблазн закрыть системы электротранспорта и перевести все перевозки на автобусы или маршрутки.

«Правда, в итоге от транспорта на электрической тяге отказываются считанные единицы городов. В остальных либо сокращают сеть, в том числе линии в промзоны, на которых в разы упали пассажиропотоки, либо стараются поддерживать на прежнем уровне», — отметил эксперт. От трамваев в постсоветские годы полностью избавились такие разные города, как Астрахань, Воронеж, Иваново, Ногинск, Рязань.

Оставшись без трамвая, астраханцы чуть не попрощались и с троллейбусом, работающим с 1967 года. В апреле «рогатые» встали из-за долга в 4 миллиона рублей перед энергосбытовой компанией, но уже летом их работу продлили до 11 вечера и пообещали держать стоимость проезда. Планируют запустить ещё одну подстанцию и модернизировать оборудование. Это позволит увеличить количество троллейбусов до 25.

 

Троллейбусная кома

Троллейбус Тольятти на год старше астраханского, зато маршрутов здесь не два с половиной, а 12. С пятого октября не действовал ни один — тяговые подстанции обесточили из-за 6-миллионного долга по оплате за электричество. Вернулись на линии машины только 3 ноября, после того, как мэрия предоставила кредита в 94 миллиона рублей троллейбусному управлению.

Ещё одним областным центром, окончательно похоронившим свой троллейбус, похоже, станет Курган. 29 апреля троллейбусное движение тут закрыли из-за процедуры банкротства и изъятия собственником арендуемой подстанции по решению суда. Всё имущество МУП «Городской Электротранспорт» арестовано и будет выставлено на торги. В июле Арбитражный суд Курганской области вынес решение о введении конкурсного производства, а в январе 2016-го начнут разбирать контактную сеть и юридическая ликвидация предприятия.

В «Брянскэнергосбыте» угрожают отключить местному троллейбусному управлению подачу электроэнергии за долг в 10 миллионов рублей. Лихорадит Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление. Муниципальные чиновники хотят «помочь» предприятию выжить повышением цены на проезд на 30 процентов с нового года. В Саратове городские электросети требуют через арбитражный суд от «Саратовгорэлектротранса» 329 миллионов рублей.

В начале ноября «оптимизировали» движение троллейбусов в Петрозаводске. Один из маршрутов отменили по выходным, а в будни выпускают на линию только в часы пик, другой укоротили. А с пятого ноября по рабочим дням с девяти утра до 13:00 отключают подачу электричества в здание задолжавшего 8 миллионов рублей троллейбусного управления. Предприятие недавно получило от местных властей субсидию на 11 миллионов рублей, но вернуло энергетикам всего миллион.

На коммерческие рельсы

В Санкт-Петербурге в эту пятницу заседала Международная ассоциация предприятий городского электрического транспорта, которой исполнилось 25 лет. На торжественной церемонии собрались заслуженные работники электротранспорта со всей России, из Армении и Белоруссии, перед ними выступил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

«Без электротранспорта не могут обойтись ни крупные, ни малые города. Это экологически чистый транспорт, который всегда пользовался популярностью у пассажиров», — сказал Полтавченко. По его словам, город уделяет большое внимание модернизации и трамвайного, и троллейбусного парка. За последние три года было закуплено более 250 современных троллейбусов, открыты новые маршруты. Разрабатывается проект «зелёный район» с использованием троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

Город на Неве некогда считался неформальной трамвайной столицей мира, но сейчас уступил это звание австралийскому Мельбурну. Если в 2002 году протяжённость трамвайных линий в городе на Неве превышала 600 километров, то сейчас с 440 километрами и 38 маршрутами он занимает только четвёртое место в мире.

Петербург готов продать инвестору сразу четыре трамвайных маршрута в Красногвардейском районе за 33,7 миллиарда рублей, срок концессии составит 30 лет.

Согласно конкурсной документации, инвестор должен реконструировать 14 километров путей, оборудовать остановки, закупить современный низкопольный подвижной состав общей вместимостью 5602 места и построить трамвайное депо площадью не менее 7 тысяч кв. метров. Взамен он получит право пользоваться инфраструктурой 30 лет. Подведение итогов запланировано на 8 апреля 2016 года.

Непростой выбор

В Иваново решили полностью отказаться от трамвая в пользу троллейбуса в 2008 году, так как эти два вида транспорта городе во многом друг друга дублировали. Трамвайное депо не продали коммерсантам, а перепрофилировали под троллейбусы. А вот в Твери всё же сохранили городской рельсовый транспорт, но в сильно усечённом виде. Всего несколько лет назад здесь была разветвлённая система линий, но ликвидировали один из двух парков, стали упразднять линии. В середине августа всю систему закрывали на ремонт, а в конце октября открылся один маршрут. Правда, с пятью низкопольными, собранными на 80% из отечественных деталей вагонами «City Star», которые производят на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Через некоторое время обещают возобновить ещё один, тогда система станет напоминать букву Y.

Похоже дела обстоят в Ярославле. За 2005-2009 годы ликвидировали трамвайные линии в центре города. Сейчас осталось лишь 4 маршрута из 9.

Важен не сиюминутный результат, некоторое временное улучшение провозных способностей, а сохранение потенциала системы, рассказал «Парламентской газете» директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта» Михаил Якимов. «Я бы сейчас советовал всем муниципалитетам держаться за инфраструктуру и сделать так, чтобы даже при её сокращении оставшуюся часть полностью нагрузить в плане получения от неё отдачи. Убрать лишнее дублирование автобусами и маршрутками, — пояснил он. — Сейчас мы такие решения предложили для Кургана, Улан-Удэ, Красноярска, Томска».

В городах, где окончательно избавились от электротранспорта, он уже вряд ли появится, констатирует Якимов. «Не нужно отделять подвижной состав от инфраструктуры, продолжил он. — Когда мы говорим об убыточности трамвая или троллейбуса, то давайте посмотрим и на автомобильные дороги. Их содержание убыточно, или нет? Ведь такой вопрос не стоит, не должен он стоять и в отношении электротранспорта».

Выбирая между троллейбусом и трамваем, не надо забывать, что последний не зависит от пробок, если идёт по выделенке, а вместимость трамвайных вагонов гораздо выше, резюмировал Михаил Якимов.

Газомоторная атака

Один из самых почётных гостей электротранспортного форума в Санкт-Петербурге — сенатор от Владимирской области в 2001-2009 годах Евгений Ильюшкин, который более 20 лет проработал директором управления «Горэлектротранс» Владимира.

В минувший четверг владимирскому троллейбусу исполнилось 63 года — его запустили 5 ноября 1952 года. Сейчас это 82 километра контактной сети и 102 машины, ходящие по восьми маршрутам — вроде бы совсем неплохо для города с населением в 352 тысячи человек. Только беда та же, что у Кургана или Брянска. «Владимирским коммунальным системам» троллейбусное управление задолжало более 10 миллионов рублей. Также до недавнего времени во Владимире было два троллейбусных депо, но второе, более современное и вместительное, отдали частной автобусной компании, а первое рассчитано всего на 50 единиц.

«Количество выпускаемых на линии машин по отношению к 2001 году уменьшилось почти вдвое, и интервалы, которые были на том или ином направлении, перекрыты автобусами, в которые и перешёл пассажиропоток», — рассказывает Ильюшкин. — Закрыты четыре маршрута, машины бросили на оставшиеся, это и создаёт видимость благополучия».

Владимирцам предложили альтернативу — переданные в лизинг троллейбусному управлению газомоторные автобусы Volgabus. «А поскольку они были приобретены по настоянию властей города и области, я считаю, что за лизинг надо платить тем, кто заказывал. Эти новые автобусы «сырые», у них много конструктивных недостатков, которые приходится устранять во время эксплуатации, — говорит экс-сенатор. — К тому же, автобусы нуждаются в совсем иной, чем троллейбусы, инфраструктуре». Затраты, которые пришлось понести «Владпассажиртранс», должны быть компенсированы или заводом-изготовителем, или за счёт бюджета, настаивает Евгений Ильюшкин.

Госдума в курсе

По мнению лидера думской фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова, недопустимо отказываться от основного вида транспорта в крупном областном центре, пересаживая всех пассажиров на более дорогие маршрутки: «Чиновники прекрасно понимают, что этот вид транспорта — дотационный, его необходимо субсидировать. И делать это следует, не дожидаясь банкротства, договариваться с кредиторами, энергетиками, федеральным центром, ограничивать аппетиты частных перевозчиков на данных маршрутах, чтобы сохранить социально значимый транспорт, особенно важный для льготных, малоимущих категорий».

Проблему безопасности пассажирских перевозок необходимо решать выделением регионам дотаций на транспортные расходы, считает председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв. «Срок эксплуатации большинства муниципальных троллейбусов и трамваев — свыше 20 лет. Причины этого — плохое финансирование. Отвечают за него регионы, но необходимы дотации. И если федеральный центр должен их дать, то это нужно делать неукоснительно», — заключил депутат.

Интересные факты о трамваях и троллейбусах

  • Cамая старая трамвайная система на территории современной России — в Калининграде — действует с 1895 года. Кроме калининградской колею метровой ширины у нас используют только в Пятигорске и Евпатории.
  • Первый электрический трамвай в Москве запущен 26 марта (7 апреля) 1899 года от Бутырской заставы до Петровского парка. В Санкт-Петербурге движение открыто 16 (29) сентября  1907 года от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова.
  • Самый маленький город России с трамвайным движением — Волчанск (Свердловская область) с 10 тысячами жителей. Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно 8 километров.
  • С июня по сентябрь трамвайная линия длиной в 1,5 километра работает в посёлке Молочное под Евпаторией. Трамвайчик возит отдыхающих к пляжу.
  • Самые длинные в России (и самые длинные в мире из числа внутригородских) маршруты трамвая — встречные кольцевые маршруты в Казани, имеющие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут.
  • Линии скоростного трамвая действуют в Волгограде с 1984 (часть линии — подземная, построенная по стандартам метро), Усть-Илимске с 1988, Старом Осколе с 1981-го.
  • Самая длинная линия троллейбуса в мире — 96 километров — находится в Крыму и пролегает от аэропорта Симферополя до Ялты.
  • Первый советский троллейбус «ЛК» создан в 1933 году на московском заводе «Динамо». Назван в честь Лазаря Кагановича.
  • Первая троллейбусная линия в Москве открылась в 15 ноября 1933 года и имела протяжённость 7,5 километров. Сейчас московская сеть — крупнейшая в мире. Длина её линий — около 600 километров.

Просмотров 6025

07.11.2015

Популярно в соцсетях