Главный финансовый документ Петербурга построен на прогнозе роста экономики на 1-2 процента
В бюджет-2016 заложили оптимизм
Первое чтение бюджета Петербурга на 2016 год прошло не так, как накануне предсказывал целый ряд депутатов. По их прогнозам, губернатор Георгий Полтавченко, представляя документ, рассказал бы, что в городе всё в порядке, а депутаты от «Единой России» и ЛДПР с ним согласились бы. Коммунисты и эсеры разнесли бы проект бюджета в пух и прах, но всё равно проголосовали бы за него. Против было бы лишь «Яблоко».
На деле всё оказалось не совсем так: губернатор признал, что не всё в городе хорошо, эсерам документ в целом понравился, зато коммунисты его не поддержали.
- Бюджет формировался в самых сложных за шесть лет условиях, - заявил Георгий Полтавченко.
Тем не менее документ получился оптимистическим.
- Но для города эта доля оптимизма близка к предельной, - вздохнул градоначальник. - Это всё, что мы можем себе позволить.
По прогнозам Смольного, в 2016 году Петербург ожидает рост экономики на 1-2 процента. Чиновники это связывают, во-первых, с мерами по импортозамещению и ростом собственного производства, а во-вторых, с неплохой загрузкой питерских предприятий, особенно в сфере оборонки. Так что город может себе позволить увеличить расходы на жилищное и дорожное строительство и полностью выполнить социальные обязательства. Правда, с последними ещё предстоит разобраться: Георгий Полтавченко предупредил, что весной социальная поддержка станет более адресной, и ряд льготников могут даже потерять свой статус.
- Многодетная семья бизнесмена, зарабатывающего в месяц триста тысяч рублей, и многодетная семья, где папа и мама простые люди, - это несколько разные многодетные семьи, - пояснил градоначальник.
Георгий Полтавченко призвал к экономии и пообещал начать с чиновников: в следующем году госслужащих ждут сокращения. В первую очередь за счёт сотрудников, выполняющих вспомогательные функции, и тех, кто дублирует работу, которую могут выполнить многофункциональные центры.
Главное - дороги
В следующем году больше всего вырастут расходы на развитие транспортного комплекса: с 82 до 93 миллиардов. Из них 19,7 миллиарда пойдёт на строительство четырёх веток метро: «Невско-Василеостровской», «Лахтинско-Правобережной», «Красносельско-Калининской» и Фрунзенского радиуса. Впервые траты на новые дороги и развязки почти сравняются с расходами на подземку: на них выделено 19,4 миллиарда. Город полностью профинансирует работы на Московском шоссе между КАД и Ям-Ижорой, на южном берегу Обводного канала от Глухоозёрского шоссе до проспекта Обуховской Обороны, на Оборонной улице в Колпине. Должно быть полностью завершено возведение развязки Пискарёвского проспекта и проспекта Непокорённых.
Зашла речь и о стоимости проезда в общественном транспорте.
- Поднимать цены нам так или иначе придётся, - констатировал губернатор, но так и не пояснил на сколько.
Он лишь пообещал, что ко второму чтению Смольный представит все расчёты. Депутаты встретили эти слова спокойно, ведь ещё накануне вице-губернатор Игорь Албин заявил, что Смольный готов поднять стоимость проезда в метро лишь до 33 рублей, а не до 42, как просят перевозчики.
За и против
- Несмотря на кризис, городской бюджет 2016 года не станет бюджетом выживания, - выразил мнение единороссов спикер Заксобрания Вячеслав Макаров. - У петербургской экономики достаточный запас прочности. Нам удалось подготовить чёткий, рациональный и исполнимый документ.
Спикер напомнил, что нулевые чтения бюджета шли с июля, и парламентарии скрупулёзно изучали, на чём основаны заявки городских комитетов.
- Крайне важно в нынешних условиях правильно определить приоритеты, - пояснил спикер. - На мой взгляд, они должны базироваться на принципе «необходимые расходы следует сохранить, полезные - отложить, а излишние - полностью прекратить».
Лидер фракции эсеров Алексей Ковалёв тоже похвалил бюджет. Особенно ему понравилось, что город запланировал строительство восьми школ и девяти поликлиник. И в честь годовщины образования «Справедливой России» призвал поддержать бюджет. С ним категорически не согласился руководитель фракции КПРФ Владимир Дмитриев. Он считает, что доходы петербуржцев в следующем году не будут расти так, как предсказывает Смольный. И вообще, по его мнению, даже базовые параметры бюджета заложены неправильно. Например, по его подсчётам город получит на 10 миллиардов больше, чем прописано в документе: там не учтены федеральные трансферты. Абсолютно противоположный аргумент привёл независимый депутат Максим Резник: он уверен, что доходы города не занижены, а наоборот, завышены на 15-20 миллиардов, так как роста экономики ждать не приходится. Но в главном он сошёлся с коллегой-коммунистом: за бюджет голосовать нельзя.
- В условиях экономического кризиса должны приниматься решения, которые поддержат абсолютное большинство граждан города, - сказал лидер фракции «Яблоко» Григорий Явлинский. - Это - правило, если мы не хотим, чтобы кризис начал самораскручиваться и усугубляться.
Григорий Явлинский напомнил, что в Питере создали аж две комиссии по оценке эффективности расходов бюджета, но обе не работают. Напомнил он и о том, что за последние годы экономические прогнозы Смольного ни разу не сбывались, так что верить им нельзя. Тем более когда речь идёт о «длинном» бюджете, ведь Петербург, как в докризисные времена, решил запланировать свои расходы на три года вперёд.
- Это просто пустая трата времени, - охарактеризовал проделанную Смольным работу Григорий Явлинский.
Тем не менее лидер «Яблока» уверен, что бюджет примут, а всё - из-за анонимной «коллективной поправки», которая позволяет депутатам распределять часть казённых средств по своему усмотрению:
- Бюджет готовится некачественно, ведь разработчики знают, что большинство депутатов в любом случае проголосуют за в обмен на получение средств из этой анонимной поправки. Я считаю эту поправку политической коррупцией, и пока эта практика сохраняется, голосовать за бюджет невозможно.
Однако убедить коллег Григорию Явлинскому не удалось: в первом чтении за документ проголосовали 39 человек, против - 11. Теперь все ждут поправок ко второму чтению - и индивидуальных, и «коллективной».
Александр Горелик




