Пленарное заседание Государственной Думы

13:43Космические государственные закупки засекретят

13:32Коммунальщикам повысят ответственность за плохие услуги

13:32Госдума приняла закон о реестре неплательщиков алиментов

Не только пандусы

09.09.2015 15:17

В Ростовской области с 2011 года реализуется госпрограмма «Доступная среда», нацеленная на то, чтобы все социальные учреждения стали доступными для инвалидов, да и вообще для людей с ограниченными возможностями передвижения. При этом особое внимание здесь уделяется школам. Речь идёт прежде всего об инклюзивном образовании, когда дети с проблемами здоровья и без таковых обучаются по месту жительства в одних и тех же классах. Когда отпадает нужда в обучении детей-инвалидов в специально выделенных группах, где они, по сути, изолируются от своих здоровых сверстников и в значительной степени от окружающего их социума.

Задача эта очень сложная, затратная, однако на Дону не жалеют денег для её достижения. Темпы взяты неплохие. Уже почти 13 процентов учебных заведений готовы к инклюзивному образованию. По итогам года этот показатель должен дорасти до 20 процентов, а это уже 232 школы!

- Качественное и доступное образование должны получать все ученики Ростовской области независимо от того, какое у ребёнка здоровье, где он живёт и сколько зарабатывают его родители. Всем детям нужно обеспечить равные стартовые условия в жизни, при этом образование играет первостепенную, если не самую главную роль, - считает врио губернатора Донского края Василий Голубев.

В сфере образования создание безбарьерной среды - это не только строительство пандусов и какие-либо архитектурные изменения. Требуется ещё и оснащение школ специальным учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием, а также автотранспортом. Чтобы учебное заведение стало доступным для инвалидов, нужно изменить внутреннюю структуру сооружения - установить лифты или подъёмники, зачастую расширить двери для того, чтобы проехала инвалидная коляска, спилить излишне высокие пороги, переоборудовать туалетные комнаты. Финансирование всех этих мероприятий на Дону идёт из бюджетов разных уровней. При этом областная составляющая из года в год увеличивается: в этом году из 130 миллионов рублей, предусмотренных на создание доступной среды, 39 миллионов - это областные и муниципальные деньги.

Особое внимание в плане инклюзива уделяется на Дону системе проф­образования. Есть чёткое понимание того, что детям с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ - нужны не просто знания, но и способность их применить, обрести какую-то специальность, заняться любимой деятельностью, что наполнит их жизнь новым смыслом и красками. Примеров такого подхода немало. Так, в Донском педагогическом колледже создан центр, где проводится комплексная реабилитация инвалидов по слуху, где им предоставляются технические и программно-аппаратные средства, которые помогают их интеграции в общество.

Прекрасные условия для проф­обучения ребят с ОВЗ созданы в Новочеркасском колледже промышленных технологий и управления. В Ростовском-на-Дону колледже связи и информатики для этого уже приобрели специализированное презентационное, проекционное оборудование, напольные компьютеры, а также периферийное оборудование для организации дистанционного обучения инвалидов. Для инклюзивного обучения адаптированы корпуса, прилегающая территория и учебный полигон Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа - там будут обучать вождению транспортных средств с ручным управлением. Хорошие темпы взяли для переустройства на инклюзив в Волгодонском техникуме информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского, Новочеркасском колледже промышленных технологий и управления, Ростовском-на-Дону колледже радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий, Шахтинском техникуме дизайна и сервиса «Дон-Текс» и других. Всего же, по данным на июль 2015 года, в профессиональных образовательных организациях области обучается 442 инвалида, включая детей с ОВЗ.

Доступность образования для инвалидов предполагает не только наличие пандусов и лифтов, здесь крайне важна особая подготовка преподавателей. И она на Дону проводится. Причём важно, что в эксперты при разработке новых программ обучения привлекаются представители общественных организаций инвалидов. В регионе проводят творческие, спортивные мероприятия, способствующие социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Стало традиционным проведение Всероссийской конференции по вопросам инклюзивного образования, а в мае этого года в Таганроге прошёл Южно-Российский форум для детей и молодёжи с особыми образовательными потребностями «Мир без границ».

Геннадий Белоцерковский

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 720