Поморам дали помечтать
Пульс регионов
Оригинальный подход к развитию региона продемонстрировала Архангельская область. Там решили собрать с народа идеи, которые помогут и деньги людям заработать, и экономику поднять. Итоги полугодовой работы подводили на форуме «Народная стратегия» 10-12 июля.
— Нам пришлось пройти через непонимание, неверие и даже открытую агрессию, — рассказал генеральный директор Корпорации развития Архангельской области Алексей Ковалёв. — Но нам удалось расшевелить народ. Идеи, которые полгода назад воспринимались как мечты, уже рассматриваются как проекты.Спектр народных предложений колоссальный: от переработки мусора до создания бренда «родина Матушки-Зимы» по примеру родины Деда Мороза в Великом Устюге. От сети семейных животноводческих ферм до организации фитнес-клубов в школьных спортзалах — в деревнях больше ведь негде.
- Все инициативы найдут поддержку и понимание, — пообещал Алексей Ковалёв. — Все будут доведены до логического завершения.
- Речь идёт не о привычной идеологии народных проектов, когда вы даёте наказ, мы выполняем, — пояснил врио губернатора Архангельской области Игорь Орлов.
Тут всё идёт от людей: они сами предлагают идеи, сами сколачивают команду — это обязательное условие, а корпорация развития помогает с организацией и поиском инвесторов. Сейчас в работе 160 инвестпроектов. В том числе завод по производству стройматериалов, сеть семейных парков отдыха, публичный Интернет.
- Нам нужно клише действий с инициативами, — сказал Игорь Орлов. — Типовой план, по которому любая инициатива получила бы продолжение. Мы в этом деле — первые. На нас отрабатывается эта технология.
Авторам идей приходилось по-настоящему защищать свои проекты перед экспертами.
- Все умеют добывать торф и делать из него брикеты, — говорил Игорь Орлов команде, предложившей снабжать болотным топливом всю область, а то и другие регионы. — Но как его перевозить? Брикеты быстро разваливаются. Если вы решили эту проблему — покажите!
- Мы хотим возродить «Баранье воскресенье», — рассказали жители Каргополя. — В праздник окончания сенокоса люди в складчину покупали барана, варили похлёбку и всех угощали на улице. Мы хотим, чтобы это событие привлекало туристов.
- Не ограничивайтесь туризмом! — откликнулся Игорь Орлов. — Тут целый комплекс: чтобы барана приготовить, его надо сначала вырастить, а это уже развитие животноводства. Так что бараны — с вас!
Один из самых неожиданных проектов — аквапарк на берегу Белого моря с морской водой.
- У многих вопрос: а как греть воду Северного Ледовитого океана? — высказал общее недоумение модератор секции туризма Михаил Бронский. — Но если мечтать, а потом собраться и поработать, всё осуществится. По моим ощущениям, через три года этот проект уже можно будет запустить.
- Мне кажется, здесь около пятидесяти проектов, которые можно начинать реализовывать, — прикинул Игорь Орлов. — Люди поверили, что мечту можно осуществить. Это меняет мироощущение. И для области это хорошо, причём дело не столько в налогах, сколько в том, чтобы молодой человек, который занялся, например, переработкой твёрдых отходов, купил себе дом, родил восьмого ребёнка, устроил его без проблем в детский садик и, конечно, заплатил налоги и спал спокойно.