Нелегко чувствовать себя как дома в другой стране
Совет законодателей Российской Федерации
В 2015 году региональным и федеральным законодателям нужно продолжить обновление нормативных актов о трудовой миграции. Так считает Вячеслав Макаров, член Комиссии Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства.
— Петербург является четвёртым по численности городом Европы и одним из самых миграционно привлекательных регионов России наравне с Москвой и Московской областью.Так, по данным УФМС России, через пункты пропуска, находящиеся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, за 8 месяцев 2014 года въехало свыше 1 миллиона иностранных граждан, что на 9,2 процента больше, чем за аналогичный период в 2013 году.
Половина всех прибывших в Петербург приехали в туристических целях (48,8%). Основную напряжённость в сфере миграции создают иностранные граждане, прибывшие в безвизовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности.
Наибольшее количество прибывших в регион иностранных граждан в безвизовом порядке составляют граждане Узбекистана (35%) и Таджикистана (10%).
Как известно, «идеальный гость тот, при котором хозяин чувствует себя как дома». Результаты исследований показывают, что в настоящее время между мигрантами и принимающей средой увеличивается социальная дистанция, растёт социальный разрыв. Мигранты и коренные жители России стремятся обособиться и изолироваться друг от друга, создать свои собственные социокультурные пространства на единой территории страны, региона, города. Сегодня уже не редкость, когда мигранты плохо владеют русским языком и не стремятся совершенствовать его знание, а также приобщиться к культуре коренного населения.
Согласно всем проводимым опросам, петербуржцев сегодня больше всего волнуют незаконная миграция и связанная с ней преступность. Законодательное собрание Петербурга выступило с рядом законодательных инициатив в области миграционной политики нашего государства, которые уже внесены на рассмотрение в Государственную Думу. Многие из них были разработаны совместно с управлением Федеральной миграционной службы и Главным управлением МВД по Петербургу и Ленобласти. В частности, законопроект, направленный на усиление ответственности работодателей за несоблюдение установленных условий привлечения иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов. Вплоть до двухлетнего запрета на привлечение иностранцев. В настоящее время действующее законодательство не препятствует российским работодателям нанимать в качестве высококвалифицированных специалистов мигрантов, имеющих объективно низкую квалификацию. Мы идём и по другому пути: побывав в Таджикистане, договорились, что будем помогать готовить профессионалов, а уже потом привлекать их на работу у нас в стране.
Совет Федерации уже отметил важность оперативной и качественной подготовки всех подзаконных актов, связанных с принятым законом. Более того, полагаю целесообразным установить мониторинг за реализацией принятых изменений миграционного законодательства. И петербургский парламент готов в случае необходимости подготовить свои предложения уже с учётом правоприменительной практики принятого закона.
Уверен, большинство наших законодательных инициатив, касающихся миграционного законодательства, разработаны в интересах абсолютного большинства жителей страны, прежде всего проживающих в крупных городах. После их одобрения на федеральном уровне мы сможем уже на уровне регионов принять необходимые законы, которые установят чёткие, ясные и прозрачные правила работы организаций, использующих труд иностранных граждан, требования к тем, кто приезжает в наш город из сопредельных государств в поисках работы.