История одного законопроекта. Как Госдума инициативу Заксобрания Ленобласти принимала

12.12.2014 17:38

17 декабря Госдума собирается рассмотреть в третьем чтении законопроект об ужесточении наказания за продажу алкоголя несовершеннолетним. Таким образом будет принята законодательная инициатива региона, процент одобрения которых по-прежнему остаётся низким.

Законодательное собрание Ленинградской области внесло законопроект 10.02.2014. Депутаты заметили, что судьи дают мягкое наказание людям, которых неоднократно ловили на продаже спиртного несовершеннолетним. Таков закон: за первый случай продажи продавца наказывают на 30 000 — 50 000 рублей (административное правонарушение), а за второй (в течение 180 дней) — до 80 000 рублей (уголовное, статья 151.1). Но нижняя планка в УК не установлена, поэтому ею считаются 5000 рублей — минимальный штраф по этому Кодексу.

Поэтому Заксобрание Ленобласти предложило назначить нижний предел уголовного штрафа в 50 000 рублей. Это предложение прошло два чтения и, очевидно, на следующей неделе будет принято в окончательном. Вот что обеспечило его успех.

10 месяцев рассмотрения законопроекта Госдумой — это видимая часть айсберга. Подготовительную работу депутаты Заксобрания провели ещё в 2013 году. Во-первых они не повторили ошибки коллег, которые при внесении в Госдуму правок УК не прикладывают к пакету документов по законопроекту заключение Верховного Суда (так как не запрашивают его). По регламенту Госдумы такой законопроект подлежит возвращению субъекту права законодательной инициативы.

Знают в Заксобрании и о том, что Верховный Суд не даст отзыв, если его запросит депутат-автор (или соавторы) законопроекта. Суд отвечает только субъекту права законодательной инициативы, то есть региональному парламенту. Так же действует и Правительство РФ, его отзыв тоже обязателен при внесении в Госдуму поправок УК. Таким образом, Заксобрание Ленобласти запросили и получило оба отзыва, и внесло в парламент исчерпывающий пакет документов. 

Вот что сочли в высоких инстанциях. Зам.председателя Суда В.Хомчик:

- Федеральным законом от 12.11.2012 г. размеры штрафов, налагаемых за административное правонарушение, значительно увеличены. Ввиду этого, а также в связи с тем, что наличие нижнего предела наказания повышает правовую определённость (создавая разумные пределы усмотрения), законодательная инициатива принципиальных возражений не вызывает.

Вместе с этим штраф в денежном выражении обычно сопоставляется с зарплатой или иным доходом осуждённого. Поэтому при изменении величины штрафа подлежит изменению и период времени, за который может быть взыскана заработная плата или иной доход осуждённого.

Ремарка связана с тем, что к первому чтению в Госдуме Заксобрание Ленобласти приготовило такую формулировку поправок: «…50000-80000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного

за период до шести месяцев либо исправработами до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Вот какой отзыв подписал зам.председателя Правительства РФ С.Приходько:

- Установление нижнего предела позволит обеспечить надлежащее воздействие на общественные отношения. Вместе с тем пояснительная записка к законопроекту не содержит

статистических данных, свидетельствующих о недостаточности установленных

мер. Ведь штраф является не единственным видом наказания по этому статье (также — исправработы), что позволяет суду в достаточной мере учесть степень общественной опасности преступления и личность виновного, а также конкретные обстоятельства дела в целях назначения справедливого наказания ему. Законопроект поддерживается с учетом высказанных замечаний»

Дальше в дело вступил профильный Комитет Госдумы, по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. 17.06.2014 он выдал положительное заключение, согласившись с доводами исполнительной и судебной ветвей власти:

- Штраф является не единственным предусмотренным вышеуказанной статьей видом наказания, что позволяет суду в достаточной мере учесть степень общественной опасности преступления и личность виновного, а также конкретные обстоятельства дела в целях назначения справедливого наказания виновному лицу. Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют статистические данные, свидетельствующие о недостаточности

установленных мер ответственности за данные преступления. Вместе с тем, установление нижнего предела санкции в статье 151.1 УК РФ позволит уголовно-правовыми средствами обеспечить надлежащее воздействие на лиц, осуществляющих продажу несовершеннолетним

алкогольной продукции. Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона.., — написал председатель Комитета П.Крашенинников.

Соисполнителем прохождения инициативы Заксобрания Ленобласти был назначен Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Его заключение:

-…По данным МВД РФ, в 2012 было зафиксировано 462 факта совершения преступлений, связанных с розничной продажей несовершеннолетним алкогольной продукции, в 2013 — 394… В то же время, за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, совершенную неоднократно, минимальный размер штрафа, назначаемого в качестве уголовного наказания, значительно меньше административного и составляет 5 тысяч рублей.

Безусловно, общественная опасность преступлений значительно выше, чем административных правонарушений. Наказание за эти деяния должно быть соразмерным общественной опасности совершаемых деяний. Иначе нарушается один из основных принципов правосудия — справедливости наказания. Комитет считает, что установление нижнего предела санкции в статье 151 1 УК РФ позволит обеспечить соразмерность назначаемого наказания и восстановить принцип справедливости и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении, — написала председатель Комитета Е.Мизулина.

Всё это привело к том, что 14 октября в 17:09 все голосовавшие депутаты Госдумы нажали кнопку «за» (435 голосов, 96,7%, при кворуме 226).

Законопроект представлял первый зам.председателя профильного Комитета Виктор Пинский. Заксобрание Ленобласти — «за явным преимуществом», а также для экономии рабочего времени и бюджетных денег, просило рассмотреть инициативу без участия своего представителя.

- Проект закона направлен на устранение несоразмерности санкций за розничную продажу алкоголя несовершеннолетним, — представил инициативу В.Пинский. — Уголовная и административная ответственность за это была установлена в июле 2011 года, и критерием, который разделяет уголовную и административную ответственность за это деяние, является неоднократность, то есть если преступление совершается впервые, наступает административная ответственность, а если это делалось неоднократно, то уголовная. ФЗ от 12.11.12 был существенно увеличен размер штрафа, налагаемого по указанной норме Кодекса об административных правонарушениях, — сейчас он составляет от 30 до 50 тысяч рублей, в то же время санкции статьи 150-1 Уголовного кодекса не были скорректированы и там осталось наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей. Нижний предел

санкций в этой статье не установлен, и поэтому он составляет минимальный размер штрафа, назначаемый судом по уголовному делу, то есть 5 тысяч рублей, как это предусмотрено Уголовным кодексом. Таким образом, с формальной точки зрения за неоднократно совершённые деяния в рамках уголовного дела может быть назначено наказание меньше, чем за однократное нарушение. Эту ситуацию, безусловно, необходимо менять, поэтому предложение наших

коллег-парламентариев из Ленинградской области следует поддержать. 

Продолжение этой истории — в следующих публикациях

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 738