Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Великий ледовый путь

Арктика

04.12.2014 19:23

Арктике нужны новые российские атомные ледоколы

Весной 2015 года Россия вновь подаст заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа, чтобы отстоять право на значительную часть сурового, но очень богатого края. Но сможем ли мы добраться до сокровищ Арктики? Обладает ли наша страна мощным технологическим ресурсом для освоения арктических территорий?

Золотое дно

По самым скромным оценкам, подо льдами Арктики залегает не менее 83 миллиардов баррелей нефти, что эквивалентно 10 миллиардам тонн и составляет 13 процентов от мировых неразведанных запасов. Кроме того, почти все арктические запасы природного газа расположены у берегов России, причём большая часть ресурсов находится на глубине менее 500 метров. В Баренцевом, Печорском и Карском морях выявлено более 200 перспективных для разработки объектов.

В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91 процента природного газа и 80 процентов (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий.

На материковой части Арктики располагаются уникальные запасы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама. Арктика — это «золотое дно», но проблема в том, что это дно ледяного океана, а на поверхности — экстремальные климатические условия и полное отсутствие инфраструктуры.

Кому арктического пирога?

Согласно концепции о «полярных секторах», все земли, острова и ледяные поля возле берегов, находящиеся в пределах полярного сектора каждого из арктических государств, входят в состав их территории. Каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны.

Конвенция ООН по морскому праву даёт морским государствам право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 миль от береговой черты. В случае продолжения шельфа за пределы этих границ страна может расширить свою границу до 350 миль, получая конт­роль над всеми ресурсами.

В 2001 году Россия стала первым арктическим государством, подавшим заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, однако заявка России была отклонена. В 2007 году были вновь проведены широкомасштабные исследования арктического шельфа при помощи атомного ледокольного флота. Весной следующего года будет подана новая заявка. Между тем исследовательские работы в Арктике активизировали США, Канада, Швеция, Норвегия, Финляндия. Агрессивно отстаивает свои права Канада.

Лёд тронулся

Перед Россией в Арктике стоит целый ряд стратегических задач. Оформление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, освоение ресурсов (особенно энергетических) в арктической части России, включая разработку на континентальном шельфе; укрепление военной инфраструктуры в Арктическом регионе, социально-экономическое развитие Арктической зоны России; возрождение Северного морского пути.

Решения едва ли не всех этих задач лежат в плоскости атомной энергетики. Именно она — ключ к сокровищам Арктики, ключ к решению проблем энергетического обеспечения буровых и добывающих комплексов, электроснабжения в отдалённых арктических районах и, конечно, дальнейшего развития и расширения ледокольного флота России.

Атомный ледокольный флот России не имеет аналогов в мире. В арсенале страны шесть атомных ледоколов, один контейнеровоз с реакторной установкой и четыре судна технологического обслуживания. После периода безвременья, с 2008 года, Атомфлот вошёл в состав Госкорпорации «Росатом» и активно улучшает технологическую и экономическую базу. Однако специалисты убеждены, что без сооружения ледоколов нового поколения, более мощных, экономически выгодных и безопасных, в сложившихся геополитических условиях не обойтись.

На сегодняшний день принято решение о строительстве ещё трёх универсальных атомных ледоколов, эти суда станут новым словом в освоении Арктики. Они будут более мощными, кроме того, их преимуществом станет способность к изменению осадки. Новые ледоколы будут универсальными благодаря двухосадочной конструкции и смогут успешно применяться не только на трассе Северного морского пути, но и в устьях сибирских рек.

В РИТМе ледокола

Важнейшая особенность ледоколов следующего поколения — новая реакторная установка РИТМ-200, разработанная в ОАО «ОКБМ Африкантов», предприятии Госкорпорации «Росатом».

РИТМ-200 — двухреакторная установка с реакторами мощностью 175 МВт каждый, что превышает мощность установки действующих ледоколов. Главный конструктор ледокольных реакторных установок Юрий Фадеев отметил, что в новой реакторной установке используются реакторы интегрального типа, это делает конструкцию значительно более компактной, лёгкой, а значит, и более эффективной.

Повышается и их надёжность, безопасность и экономичность. «Это более современная установка, чем та, которая эксплуатируется на сегодняшний момент», — подчеркнул Юрий Фадеев. При этом, РИТМ-200 — «первый шаг целого поколения реакторов» и уже ведётся активная работа по его модернизации.

По словам главного конструктора, реакторная установка РИТМ-200 будет готова в конце 2015 года. В активности работ удалось убедиться лично, прикоснувшись к крышке реактора в одном из цехов ОКБМ. Новый ледокол будет сдан Атомфлоту в 2017-м, следующие серийные ледоколы — в 2019 году и в 2020-м. Значительно увеличится срок службы новых ледоколов по сравнению с действующими.

Юрий Фадеев также пояснил, что, по оценкам Атомфлота, трёх строящихся атомных ледоколов недостаточно: «Есть потребность ещё и в четвёртом, чтобы обслуживать нефтяные и газовые платформы на арктическом шельфе, и пятом, так называемом «линейном», для проводки грузов по Северному морскому пути».

А что же американцы, канадцы и скандинавы? Вероятно, они тоже не теряют времени зря, с их-то интересом к арктической теме? Пока мы имеем огромное конкурентное преимущество — убеждены наши атомщики. Строить атомные ледоколы мы умеем лучше.

ОАО «ОКБМ Африкантов»

Открытое акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова» (ОАО «ОКБМ Африкантов») — научно-производственный центр атомного машиностроения Госкорпорации «Росатом».

Предприятие полного производственно-технологического цикла: от проектирования, изготовления и испытания до комплектной поставки заказчику и сервисного сопровождения в течение всего периода эксплуатации реакторных установок гражданского и военного назначения.

Главный конструктор и комплектный поставщик:

Ядерных реакторных установок для кораблей ВМФ.

Реакторных установок для атомных подводных лодок четвёртого поколения: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Князь Владимир», «Северодвинск», «Казань», «Новосибирск».

Судовых реакторных установок для атомного ледокольного флота.

Реакторных установок на быстрых нейтронах БН-600, БН-800 и планируемого к строительству БН-1200.

Реакторных установок для плавучих атомных станций малой и средней мощности.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1008