Нужно ли вернуть согласование федеральных судей с региональными депутатами?
- За время реформ порядок наделения федеральных судей обшей юрисдикции полномочиями менялся не раз, от принципа выборности непосредственно населением в Советский период до назначения их Президентом РФ в настоящее время.
По смыслу действующие изменения порядка наделения судей полномочиями были направлены на обеспечение дополнительных гарантий независимости судей.
Однако на деле получилось доминирующей (преобладающей) роль исполнительной власти при формировании судов и жесткая централизация судебной системы при том, что в соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции РФ кадры судебных органов находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Сложилась ситуация, когда при назначении на должность судей участвуют только две ветви власти — исполнительная и сама судебная, а законодательная, которая представляет широкую общественность, исключена.
Не ставя под сомнение принцип неприкосновенности судей в обеспечении их независимости сегодня можно констатировать, что в обществе сформировалось твердое мнение о том, что несменяемость и неприкосновенность судей привели к тому, что недобросовестность, коррумпированность и злоупотребление служебным положением со стороны судей остаются безнаказанными, судейское общество представляет собой государство с государстве, «касту неприкасаемых», поэтому в обществе все больше растет недоверие к суду и отсутствие уважения к судьям.
В этой связи считаем целесообразным вернуть законодательным органам субъектов Российской Федерации право согласования при назначении судей федеральных судей.