«Cубъекты РФ готовы взять на себя ряд функций, находящихся в федеральной компетенции»

Представитель Алтайского Заксобрания в Совете Федерации комментирует законопроект, внесённый депутатами региона в Госдуму. Они предлагают передать памятники истории и культуры местного значения из федерального ведения в местное. Вчера Комитет Госдумы по культуре (профильный) закончил сбор отзывов на законопроект (Парламент КБР — за, остальные данные обобщаются). Первое чтение назначено на март 2014 г.:

- Коль скоро речь идёт о Федеральном законе, вносящем изменения в статью 23 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», считаю принципиально важным заострить внимание на некоторых обстоятельствах, которые стали, на мой взгляд, базовыми для того чтоб такая инициатива у законодателей нашего края появилась.

Указ Президента № 375 от 22 апреля 2013 года, постановляющий провести в Российской Федерации в 2014 Год культуры, дал вполне конкретное представление о том, что действия в этом направлении исполнительной и законодательной власти в Алтайском крае не просто совпадают с вектором общефедеральных трендов, но и, по многим показателям являются примером для большинства субъектов Федерации.

Особый смысл приобретает это утверждение, если учесть, что мы регион, бюджет которого формируется не за счёт вывоза углеводородного сырья, а за счёт производства. Не смотря на то, что объем производимой продукции сельского хозяйства в нашем регионе играет важнейшую, а в некоторых случаях, определяющую роль в вопросе продовольственной безопасности страны, возможности нашего бюджета много скромнее, чем в регионах вывозящих углеводородное сырье.

С учётом этого обстоятельства и должна даваться оценка того, что, например, ещё в 2006 году была принята первая отраслевая программа - «Культура Алтайского края» на 2007-2010 годы, которая весьма эффективно решала вопросы пополнения и сохранения библиотечных фондов, компьютеризации библиотек, краевых учреждений культуры и художественного образования. В 2010 году утверждена новая долгосрочная целевая программа «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы, в которую включены и два новых направления - сохранение и развитие нематериального культурного наследия и популяризация деятельности в сфере сохранения культурного наследия и развития культуры и искусства. Кроме того, за последние пять лет в крае реализованы целый ряд ведомственных целевых программ «Развитие Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова» на 2008-2010 годы и « Ремонт и благоустройство памятников Великой Отечественной войны» на 2008-2010 годы и многое другое.

Эти примеры приведены только лишь для того, что б понимать, что данная законодательная инициатива это логичное и последовательное действие властей края, для того чтоб одно из многочисленных направлений хозяйственно деятельности, получив законодательную поддержку, в полном объеме и наиболее эффективно могло обеспечить сохранение объектов культурного наследия. По количеству памятников истории, археологии, архитектуры Алтайский край занимает одно из первых мест в Сибирском федеральном округе. В настоящее время на государственном учете находится 4506 объектов культурного наследия, из них регионального значения — 4391 объект, в том числе жилыми домами являются 262 объекта. Предусмотрена определенная государственная материальная поддержка на переселение граждан из аварийного жилья, имеющего статус объектов культурного наследия. Такая возможность появилась с 2013 года, но только в отношении многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции.

Вместе с тем имеются отдельные случаи, когда жилые дома, не представляющие собой историко-культурную ценность, в свое время были поставлены на государственную охрану как памятники истории и культуры. Кроме того, в Алтайском крае имеются утраченные здания-памятники, входящие в жилищный фонд, воссоздание которых нецелесообразно по причинам отсутствия достаточных финансовых средств и научных данных, необходимых для их воссоздания

Выходом из создавшегося положения могло бы стать снятие статуса с таких строений, а освободившиеся средства перераспределить на другие объекты, возможно в реестр не внесенные до января 2012 года. Но это сегодня приоритет Федеральной власти, Правительства, а сама процедура внесения изменении в соответствующий Реестр, не только весьма продолжительная во времени, многоступенчатая, но и довольно дорогостоящая. Вот и предлагается в отношении объектов культурного наследия регионального значения предоставить право исключения на основании акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данная инициатива алтайских законодателей так же говорит о том, что власти субъектов Федерации вполне готовы взять на себя ряд функций, находящихся сегодня в Федеральной компетенции. Уверен, что такой закона необходим для всех субъектов Федерации, где работа по реализации Указа Президента от 22 апреля 2013 года ведётся. Напомню, что в указе говорится о том, что «В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю <…> провести в 2014 году в РФ Год культуры».

Рассказываем доступно и наглядно, на что северная столица тратит деньги

Ещё материалы: Сергей Белоусов

Просмотров 1329