Правительство поддерживает инициативу от Калининграда

Госдума включила в план работы на март второе чтение законодательной инициативы своих депутатов от Калининградской области: Александра Жукова и Натальи Бурыкиной. Защищая интересы особых экономических зон, они предлагают назначить компенсацию из федерального бюджета тем инвесторам, которые вкладываются в Россиию, а она вдруг меняет правила игры.

Правительство, в целом, положительно отзывается о законопроекте. И в то же время указывает на то, что в законопроекте не определены:

- механизмы реализации предлагаемых гарантий, в частности:

- процедура и основания применения норм законопроекта, предусматривающих установление гарантий резидентам Особой экономической зоны;

- возможность возмещения за счет средств федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Калининградской области ущерба, причиненного резидентам в результате принятия указанными органами решений, приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки и таможенных платежей;

- порядок предоставления компенсаций затрат на уплату таможенных пошлин, налогов за счет средств федерального бюджета.

Поэтому профильный Комитет Госдумы — по экономической политике — взял три месяца на подготовку поправок ко второму чтению и назначил его на март (в первом чтении законопроект был принят 19.12.12). Участие в этой работе примет и Дума Калининградской области. Глава её экономического комитета Александр Кузнецов заявил:

- Общеизвестно, что стержнем развития любой территории является способность привлекать инвестиции. В этой связи важнейшая задача власти (как региональной, так и федеральной) — создавать благоприятные условия для инвесторов.

В свое время с учетом неоспоримых геополитических факторов руководство Калининградской области сделало ставку на преференции Особой экономической зоны. Решение оказалось верным — в течение ряда лет экономическая сфера региона функционировала в целом успешно. Но на рубеже первого десятилетия 21-го века произошло торможение в плане притока частных инвестиций — и отечественных, и иностранных.

Может быть, Калининградская область уже, что называется, вобрала в себя все, что могла? Отнюдь. Если взглянуть на потенциал края, то картинка видится весьма обнадеживающая. К примеру, по уровню транспортной инфраструктуры мы — среди лидеров в стране.

Глубокий анализ ситуации показал: основным препятствием на пути капитала в область стали инвестиционные риски. Государство, сказав «а» законом об ОЭЗ, вдруг принялось часто менять правила игры. Причем как бы не по объективным обстоятельствам и зачатую не в пользу инвесторов.

Положение дел еще более осложнилось после вступления России в Таможенный союз, создания ЕврАзЭС и вхождения нашей страны в ВТО. Все это практически обнулило потенциал Особой экономической зоны. Чтобы область окончательно не потеряла инвестиционную привлекательность, возникла необходимость внесения таких изменений в отечественное законодательство, которые бы сняли или хотя бы минимизировали риски. Законопроект А. Жукова и Н. Бурыкиной — из этой серии. Он — не абсолютное решение вопроса, но очень серьезный шаг на пути к улучшению инвестиционного климата в регионе.

В данном проекте можно выделить две основные позиции. Во-первых, предлагается гарантировать неухудшение условий, на которых были заключены инвестиционные контракты, чего бы это не касалось — земельных и имущественных отношений, налоговой и таможенной сферы.

Другой зримый плюс — предложение компенсировать из федерального бюджета бизнесу возможные убытки, если после начала инвестиционного проекта меняется в сторону ухудшения законодательство.

Горячо приветствую и поддерживаю проект закона, поскольку тот способен стать действенным инструментом для создания инвестиционной привлекательности региона. При этом понимаю, что на пути доведения законопроекта до окончательного принятия предстоит столкнуться с серьезными трудностями. В частности, помимо ФЗ № 16 об ОЭЗ в Калининградской области, придется вносить изменения в ряд иных законодательных актов. В их числе — Земельный Кодекс. Нужно также детально проработать регламент и процедуру выплаты компенсаций, чтобы избежать возможных злоупотреблений. А это — дело не одного дня.

Думается, в промежутке между первым и вторым чтениями законопроекта предстоит серьезная работа, направленная на то, чтобы сделать его допустимым для принятия.

Единственный регион, приславший отзыв на законопроет - Кабардино-Балкария (положительный). Её парламент - самый активный по числу отзывов на законопроекты, поступающих из Госдумы.

Просмотров 419

20.02.2013 12:07



Загрузка...

Популярно в соцсетях