УСЫНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАНЦАМИ
В США отсутствует надлежащий государственный контроль в сфере усыновления
Так, Конвенция ООН о правах ребенка провозглашает, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Принцип 6 Декларации прав ребенка гласит, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви и материальной обеспеченности. Согласно ст. 13 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, основная цель усыновления - обеспечить постоянную семью для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители.
Поэтому и глупо и бессмысленно было бы отрицать значимость института усыновления как наилучшего обеспечения права ребенка на воспитание в семье, в том числе права ребенка быть усыновленным иностранными гражданами, если меры по его устройству в родной стране не смогли быть реализованными.
Негативный аспект процесса усыновления возникает не столько от дозволения усыновления, сколько от наступивших последствий. И вопрос о том, какие меры еще можно предпринять, чтобы не допустить усыновления ребенка в семью, где к этому фактически не готовы, это вопрос к законодателю. Российских детей усыновляют не только граждане США, но как показывает многолетняя практика, и иные страны, что, к счастью, не дает таких последствий, как в американских семьях. В первую очередь, это связано с проблемой отсутствия надлежащего государственного контроля в этой сфере в данной стране. Хочется надеяться, что ратификация соглашения между Россией и США в этой области поможет поднять ответственность обеих стран на более высокий уровень не только в плане последующего контроля за адаптацией ребенка, но и на стадии отбора кандидатов.
Для объективности следует сказать, что международное усыновление нельзя рассматривать отдельно от национального усыновления. Создание благоприятных условий для внутреннего усыновления требует больших и материальных и организационных затрат в рамках государственной демографической политики, со временем это сможет исключить возможность иностранного усыновления.
В Иркутской области в 2009 и 2010 году были усыновлены по 2 ребенка гражданами США. В 2011 и 2012 году граждане США иркутских детей не усыновляли и в настоящее время кандидатов из граждан США, желающих усыновить детей, в нашем региональном банке на учете не состоит. Комментировать же областной закон, принятый в Кемеровской области и противоречащий федеральному законодательству, нет смысла.
Подготовила Дарья Бурда