“Живые деньги” — крестьянам
Эта мысль стала определяющей на «правительственном часе», где министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров докладывал депутатам о состоянии дел в АПК
Судя по заранее представленным вопросам, а их было около 70, парламентариев больше всего заботили последствия пребывания России в ВТО, сообщил глава ведомства. С ответа на него и начал свое выступление: «Анализ ситуации в отрасли и динамика производства сельхозпродукции в текущем году в сравнении с прошлым годом показывает: членство России в ВТО, в отличие от погодных условий, пока не оказывает существенного влияния на объемы производимой отечественной сельхозпродукции. В этом году ожидается увеличение производства продукции сельского хозяйства, индекс производства, по оценке экспертов, составит около 105 процентов. Валовой сбор зерновых культур ожидается в пределах 90 миллионов тонн, что на четверть выше уровня прошлого года. С учетом переходящих запасов этот объем позволит полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в зерне и иметь экспортный потенциал в объеме до 20 миллионов тонн».
Рекордным прогнозируется урожай кукурузы — выше 10 миллионов тонн. Сбор подсолнечника и рапса ожидается на уровне 2012 года, чего достаточно для потребностей населения в масложировых продуктах. А вот сахарной свеклы, картофеля и овощей собрали «чуть меньше уровня прошлого года». Если будут возникать проблемы с обеспечением, то можно снизить или отменить ввозные таможенные пошлины, заранее предложил выход из возможной ситуации Николай Федоров, но тут же заверил, что «пока поводов для этого нет». Положительная динамика сохраняется в перерабатывающей промышленности, в животноводстве — «в этом году объем импорта мяса и мясопродуктов снизится по сравнению с прошлым годом без малого на десять процентов без учета торговли с Беларусью и Казахстаном». С молоком дела обстоят хуже — его производство, как ожидается, упадет более чем на 3 процента от прошлогоднего уровня.
Оценивая реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы, глава ведомства отметил, что она «обеспечила рост сельхозпроизводства по целому ряду направлений». Так, за пять лет темпы производства сельхозпродукции в хозяйствах составили 116,7 процента, в том числе в растениеводстве — 115, в животноводстве — 114,3 процента.
Однако неблагоприятные погодные условия, кризис 2008—2009 годов и недофинансирование отдельных мероприятий по причине отсутствия необходимых корректировок привели к тому, что план выполнен лишь по двум показателям: это «доля российского производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов» и «располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности».
Исходя из совершенных промахов, министр считает, что нужно сделать корректировки уже действующей государственной программы, рассчитанной до 2020 года. По его мнению, поддержка должна быть адресной, оказываться не всем подряд отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности, а только тем, кому она станет импульсом для развития. Кроме того, нужно переориентировать меры поддержки сельхозпроизводителей: от субсидирования кредитов, на которые уходило более 50 процентов предыдущей программы, к прямым выплатам — на гектар посевной площади, на литр молока… Некоторые депутаты предложили Николаю Федорову рассмотреть вопрос о списании долгов сельхозорганизаций. Министр признал, что «проблема их закредитованности» является «горячей», но жестко заявил: «Не стоит рассчитывать, что всем все долги спишут или всем подряд пролонгируют кредиты. Речь может идти только о дифференцированном подходе по отношению к регионам, пострадавшим от наводнения или от засухи».
В завершение своего доклада сообщил приятную для аграриев новость: правительство приняло решение «создать резерв средств для минимизации последствий от неблагоприятных природных явлений и риска членства России в ВТО». В 2014 году этот резерв, по его словам, составит более 14 миллиардов рублей.
Аудитор Счетной палаты РФ Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, анализируя выполнение Госпрограммы за последние три года, констатировал «нарушение бюджетного законодательства на сумму 10,9 миллиарда рублей». Новая государственная программа развития сельского хозяйства до 2020 года, по его словам, унаследовала недостатки прежней — «в ней отсутствуют сценарии развития программных мероприятий с учетом возможных бюджетных ограничений», «не установлен механизм оценки эффективности бюджетных средств». Как подчеркнул аудитор, назрела острая необходимость ее доработки по устранению системных недостатков для повышения эффективности использования средств.
В том же духе выступил и председатель Комитета по аграрным вопросам Николай Панков («Единая Россия»). Одной из причин невыполнения целей и задач Госпрограммы, по его мнению, явилось несоответствие заложенных в ней значений индикаторов с выделенными финансовыми ресурсами для сельского хозяйства. Принципиально значимой задачей депутатского корпуса сегодня является обеспечение продовольственной безопасности страны, что во многом зависит от улучшения благосостояния сельских жителей.
Пришло время, считает депутат, всерьез заняться повышением качества жизни в сельских территориях, для чего надо разработать и принять социальный стандарт гарантированных медицинских, образовательных и других услуг, обеспечить социальный минимум для проживания в сельской местности — детские сады, школы, объекты соцкультбыта, газификацию домов, дороги. «Для этого в рамках бюджета 2014 года депутаты предлагают увеличить финансирование программы «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года». Мы считаем, что необходимо развивать новые механизмы господдержки АПК — такие, как субсидии на гектар пашни и литр реализованного молока. Не надо бояться напрямую отдавать «живые деньги» крестьянам, — подчеркнул Николай Панков. — Они их вложат в плодородие земли, в развитие села».
Глава аграрного комитета напомнил, что низкие темпы технического перевооружения отрасли отрицательно влияют на эффективность выполнения Госпрограммы. В то же время предусмотренное в ней на эти цели финансирование в объеме 1,9 миллиарда рублей не позволит выполнить заложенные индикаторы. «Целесообразно предоставить сельхозпроизво-дителю субсидии из федерального бюджета, компенсируя до 35 процентов от цены приобретенной им техники, но ни в коем случае не от цены дилерской накрутки, как того требуют заводы. Целесообразно, на наш взгляд, Министерству промышленности и торговли предусмотреть выделение средств заводам, производящим сельхозтехнику, из бюджета профильной госпрограммы, а не забирать последние деньги из госпрограммы сельского хозяйства. Сегодня на эти цели в программе Минпромторга не заложено ни рубля!», — отметил он.
Депутаты оппозиционных фракций резко раскритиковали представленный доклад. Так, например, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН Владимир Кашин (КПРФ) констатировал: «Проводимая на селе политика — это политика его разрушения и уничтожения».
Заместитель главы Комитета ГД по аграрным вопросам Надежда Школкина («Единая Россия») в комментарии для «РФ сегодня» подчеркнула, что для ускоренного достижения конкурентоспособности отечественного агропродоволь-ственного комплекса необходимо модифицировать механизмы и ресурсное наполнение, включая финансовое обеспе-чение, Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года. «Разрыв между деревней и городом по уровню развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства пока не сокращается. Значительная часть сельского населения по-прежнему живет в условиях транспортной, информационной и культурной изоляции, — сказала она. — Пора ее прорвать».
Павел Анохин.