Защита территорий и границ как основа государственной стабильности и безопасности

В России в соответствии с Конституцией признается идеологическое и политическое многообразие, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Указанные конституционные ценности, гарантированные и охраняемые государством, играют необычайно важную роль в развитии отечественной политико-правовой системы, позволяют гражданам эффективно взаимодействовать с государством и институтами гражданского общества.

Наша история научила нас тому, что общественный мир и согласие являются одними из важнейших принципов функционирования социума, выступают основой межличностного и межинституционального взаимодействия. Поэтому в обществе сложился устойчивый консенсус о безусловной неприемлемости действий, направленных на подрыв достигнутой конституционной стабильности, что уже нашло свое отражение в федеральном законодательстве.

С момента принятия в 2002 году Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» смысловое наполнение экстремизма как явления претерпело значительные изменения, однако один из признаков данной деятельности остается неизменным — высокая степень общественной опасности. Согласно статье 1 указанного федерального закона к экстремизму относится в том числе насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Между тем в связи с принятием и одобрением на общероссийском голосовании Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» содержащееся в федеральном законодательстве легальное понятие экстремизма нуждается в изменении.

8 июля 2020 года в Государственную Думу был внесен Законопроект № 985175-7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»», которым предлагается уточнить дефиницию экстремисткой деятельности с учетом принятых к Конституции РФ поправок, определив, что нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части ее территории) признается экстремизмом.

Расширение понятия экстремистской деятельности за счет включения в него положений о недопустимости совершения действий, направленных на нарушение территориальной целостности, позволит использовать механизмы по борьбе с экстремизмом для защиты российских территорий. Так, комплекс мер может включать в себя профилактику экстремистской деятельности, меры прокурорского реагирования (объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, вынесение предупреждения о недопустимости распространения экстремистских материалов через СМИ и др.), ликвидацию общественного или религиозного объединения, деятельность которых направлена на подрыв территориальной целостности, а также другие меры, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Это означает, что правоприменитель обладает обширными полномочиями, позволяющими принять эффективные меры с учетом конкретной ситуации, что позволит избежать чрезмерного давления на субъектов общественных отношений. Более того, как отметил Конституционный Суд России в Определении от 28 февраля 2017 года № 463-О, суд, рассматривая требование прокурора о признании информационного материала экстремистским и о запрете его распространения, не лишен права — исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, с тем, чтобы обеспечить соразмерность ограничения Материал для блога прав и свобод граждан, в том числе свободы вероисповедания и свободы слова, — признать экстремистским материалом только определенную часть информационного материала и запретить его распространение только в этой части (если он распространяется вместе с указанной частью).

Система юридической ответственности за осуществление экстремистской деятельности в Российской Федерации является гибкой, позволяет учитывать все обстоятельства, она включает в себя меры уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности. В ряде зарубежных государств правонарушения против государственной целостности относятся к уголовно-наказуемым деяниям. В Китае, например, причинение вреда территориальной целостности государства наказывается лишением свободы, вплоть до пожизненного заключения согласно статье 102 Уголовного кодекса КНР. При этом подстрекательство к нарушению территориальной целостности в силу статьи 103 Уголовного кодекса Китая наказывается лишением свободы на срок до 5 лет, арестом, надзором или лишением политических прав.

Аналогичное наказание предусмотрено в Германии, в которой посягательство на территориальную целостность государства приравнивается к государственной измене, наиболее строгая форма ответственности за которую — пожизненное лишение свободы. В Нидерландах полная или частичная передача территории иностранному государству, а равно с этим отделение какой-либо части территории государства, также наказывается пожизненным лишением свободы.

Из практики зарубежных государств следует, что посягательство на государственную целостность, неприкосновенность территории и границ, является преступлением особой степени тяжести, сопоставимым с изменой государству. Однако наиболее эффективное противодействие экстремистской деятельности возможно не только посредством использования уголовно-правовых механизмов. Вследствие реализации комплексных мер, позволяющих принимать соразмерные соответствующим обстоятельствам решения и включающих как оперативное реагирование на соответствующие действия, так и превентивные мероприятия, направленные на предотвращение возникновения условий для осуществления подобной деятельности, воспрепятствование экстремисткой деятельности будет иметь наиболее сбалансированный характер.

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 1917

24.07.2020 14:50

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях