Законный интерес
В декабре будет представлен первый Отчет о состоянии российского законодательства.
Несмотря на юный возраст — менее полутора лет со времени первой своей сессии — Совет законодателей при Федеральном Собрании РФ уже успел стать важным связующим звеном и площадкой для обмена мнениями российского многослойного законодательного сообщества. Депутаты всех уровней и широкая публика получат убедительное (и осязаемое) тому свидетельство уже в декабре, когда на всеобщий суд и на обсуждение Совета будет представлен первый Отчет о состоянии российского законодательства.
О работе над документом на недавнем заседании Президиума Совета рассказал руководитель рабочей группы, председатель Комитета ГД по государственному строительству и конституционному законодательству Владимир Плигин. Черновой вариант будет готов уже к середине октября, а к концу сентября была получена информация из 80 регионов и 26 комитетов Госдумы — порядка пяти тысяч страниц текста («Вполне тянет на докторскую», — пошутила сопредседатель заседания Совета, спикер СФ Валентина Матвиенко, на что руководитель рабочей группы пообещал сам отчет сделать как можно компактней). И хотя говорить о конкретных выводах пока преждевременно, формирование единого правового пространства страны, можно сказать, состоялось.
Предваряя обсуждение, сопредседатель Совета и спикер Госдумы Сергей Нарышкин напомнил, что в фокусе внимания аналитиков оказался весь законодательный массив, созданный за 20 лет. При этом перед рабочей группой была поставлена задача полно и конкретно отразить региональную проблематику, определив все «болевые точки» современного российского права и законотворческого процесса и обозначив ориентиры для повышения их качества. Он напомнил, что Совет законодателей создавался и с целью стать своеобразным фильтром, экспертной площадкой инициатив субъектов Федерации, и этот инструмент следует активнее использовать. Пока же региональная законотворческая мысль продолжает бурлить вне рамок этого предложенного русла, и основная масса законопроектов из регионов вносится в Думу без экспертизы Совета. Так, только за время последних летних каникул Дума к началу своей осенней сессии получила с мест 33 новых законопроекта, еще 12 были присланы в первые дни июля под самый занавес весенней сессии.
Со своей стороны, Валентина Матвиенко остановилась на механизме взаимодействия Федерального Собрания с региональными парламентами. В частности, по ее мнению, требует совершенствования порядок согласования концепций федеральных законов. В ряде случаев при ускоренном рассмотрении законопроектов регионы не успевают за отведенный сокращенный срок внесения сокращений и поправок предметно и, по сути, их рассмотреть, высказать свои замечания и предложения. В результате они оказываются вне рамок этого процесса. «Необходим реальный механизм согласования с субъектами Федерации принимаемых нами законов», — резюмировала она.
Сопредседатели не стали детализировать, углубляться в конкретику, но один такой пример на злобу дня напрашивался сам собой: возможно, федеральным законодателям открылось высшее знание, какая угроза, нависшая над Отечеством, требовала безотлагательного, спешного принятия закона о реформе РАН, но у сторонней публики остались большие сомнения, удалось ли за считаные дни до возвратного второго чтения собрать отзывы и пожелания субъектов Федерации. И даже успели ли там просто увидеть и прочитать тексты поправок, предложенных к переголосованию.
Что касается сфер правоотношений, то, по оценке Владимира Плигина, есть среди них такие, по которым правовое регулирование недостаточно, есть области, где оно вообще отсутствует, а есть, наоборот, такие, где в результате слишком частых и не обязательных вмешательств законы превратились в подобие «инструкций по применению». Отдельная тема — кодексы. Депутат считает актуальным точно оценить их значение и, возможно, придать им статус основного документа в той или иной сфере: «Кодекс должен являться главным, стабильным документом, который должен меняться только в крайних случаях. Сейчас этого нет». Особенно это касается Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, который стал уже «не Кодексом, а сложным набором норм с непонятной ответственностью». Подобная метаморфоза произошла, по его словам, и с избирательным законодательством, превратившимся в «детальную инструкцию по проведению избирательной кампании».
Предполагалось, что такое детальное описание внушит доверие к выборам. Но доверие должно формироваться политическими методами, а не инструктивными блоками законов, которые сложно читаются. «Мы полагаем, что буква и дух Конституции предостерегают от того, чтобы слишком глубоко внедряться с помощью юридических норм в права и свободы гражданина. В целом ряде случаев отсутствует необходимость реагировать на уровне федеральных законов», — сказал Владимир Плигин.
Так или иначе, первый Отчет о состоянии российского законодательства решено принять совместным постановлением палат Федерального Собрания. Сопредседатели напомнили, что по собственной инициативе Совет Федерации с 2004 года готовит отчеты о состоянии законодательства, теперь такая работа стала нормой и для субъектов Федерации. Спикеры палат предложили совместно подумать о правовом статусе будущего сводного документа.
Спикер Госдумы по ходу заседания тоже обратил внимание на нечеткое определение пределов законодательного регулирования, избыток субъективизма в правоприменении, дублирование и перегрузку юридической базы декларативными нормами, не говоря уже о недостатках юридической техники, из-за чего даже специалисты не могут сразу разобраться в нагромождениях неточных терминов. «Не устранив эти и ряд других проблем, мы не сможем обеспечить вдумчивую, последовательную и постепенную модернизацию российского права», — заметил Сергей Нарышкин.
Он предложил ввести в российских школах предмет «Основы российской государственности и права», поручив Ассоциации юристов России разработать курс и учебник по этой дисциплине. Потому что знание Конституции собственной страны нужно прививать с детства. Поддержанное коллегами, это предложение тоже вошло одним из пунктов в принятое по итогам заседания Совета решение.
К сожалению, лимит времени не позволил высокому собранию более детально остановиться на пункте повестки дня «Задачи органов государственной власти субъектов РФ по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Приоритетные направления совершенствования жилищного законодательства». Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская и глава Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская обрисовали узловые моменты — инвестиции, тарифы, неплатежи. Так, не оправдались радужные надежды, что в приватизированный ЖКХ бросится частный капитал: при потребности отрасли в финансировании в 9 триллионов рублей инвестиций пришло меньше 300 миллиардов. Тем временем еще больше обострился вопрос капитального ремонта жилья: региональные фонды по капремонту должны в полном объеме заработать уже с 1 апреля будущего года, однако в правительстве до сих пор не утверждены более полусотни подзаконных актов. То есть, как водится, деньги с жильцов по принципу «общего котла» удерживаться будут, а самой программы капремонта фактически нет. Остро стоит и вопрос недоимок, причем речь идет не столько о гражданах, сколько об организациях-неплательщиках, причем таких, которые нельзя отключать.
Подводя итог обсуждению, по предложению Сергея Нарышкина, Президиум Совета обратил внимание правительства на необходимость срочной подготовки нормативных актов по вопросам, связанным с капитальным ремонтом жилья.
Сергей БОРИСОВ
Фото: ВЛАДИМИРА АФАНАСЬЕВА