Закон об особо значимой земле
Завершена подготовка проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации»

В аграрной политике нашего государства могут произойти значительные изменения. Как сообщил недавно в ходе выездного заседания председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов, которое прошло в Белокурихе (Алтайский край), завершена подготовка проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации». Участники заседания одобрили его концепцию и рекомендовали Алтайскому краевому Законодательному собранию внести законопроект в Государственную Думу в качестве региональной законодательной инициативы.
Под угрозой — продовольственная безопасность
Без сомнения, если этот документ будет принят, в области сельского хозяйства может измениться многое. Впрочем, к самому законопроекту мы еще вернемся. А пока отметим, что, видимо, не случайно для проведения выездного заседания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию был избран Алтайский край.
Этот российский регион имеет полное право и основание позиционировать себя как аграрный, что сложилось исторически. Сюда ехали крестьяне-переселенцы еще в ходе Столыпинских реформ и в годы подъема целинных земель, когда была заложена крепкая сельскохозяйственная база, функционирующая до сих пор. Созданная еще в те годы инфраструктура села во многом сохранилась и по сей день.
По данным статистики, Алтайский край уверенно держится в первой тройке российских производителей сыров, круп, молочной продукции. Половина населения региона — и это очень большой показатель для России — проживает в сельской местности. Здесь, в зоне редкой для страны экологической чистоты, расположен самый большой пахотный клин России — шесть миллионов гектаров, и за прошедшие десятилетия, когда, казалось, вокруг все рушится, он практически не уменьшился. В регионе семь природно-климатических зон, что позволяет производить самую разнообразную сельхозпродукцию. Алтайская пшеница и гречка известны по всей стране. На границах с Казахстаном зреют арбузы. В предгорьях в промышленных масштабах производится виноград.
Богатство Алтайского края земельными, лесными и водными ресурсами, умелыми земледельцами вывело регион в крупнейшие производители сельхозпродукции не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и в целом по стране, отметил в своем выступлении Геннадий Горбунов, подчеркнув, что сельское хозяйство играет определяющую роль в формировании экономики края, ведь на его долю приходится 17 процентов валового регионального продукта.
Стоит ли после этого удивляться, что именно на благодатной Алтайской земле и родилась идея закона о придании отдельным регионам России статуса особо значимых аграрных территорий. Ведь таких регионов, как заметил в своем выступлении глава профильного Комитета Совета Федерации, где сосредоточено почти 50 процентов всего сельскохозяйственного производства страны, всего семь. На самом деле не так уж их и много, но, может быть, именно потому, по данным, приведенным Геннадием Горбуновым, 30 процентов сельхозпродукции завозится из-за пределов Российской Федерации. А между тем концепция продовольственной безопасности требует, чтобы от 85 до 90 процентов продовольствия производилось собственными силами, и для этого, считает сенатор, есть все ресурсы.
Очевидно, что для избавления от продовольственной зависимости необходимы прорыв на основе стратегического видения развития отечественного сельского хозяйства и соответствующие стратегические решения. Пока же и эти семь основных аграрных регионов страны имеют все тот же набор проблем как в использовании и охране природных ресурсов, так и в создании условий для устойчивого развития и модернизации сельского хозяйства и социальной сферы подобно другим субъектам Федерации.
Об этом, в сущности, и шла речь на выездном заседании профильного Комитета Совета Федерации. На примере Алтайского края и некоторых соседних регионов обсуждали пути решения этих проблем с общим пониманием у всех выступавших, что важнейшее значение тут имеет надлежащее финансирование отрасли за счет средств федерального и краевого бюджетов, совершенствования нормативной правовой базы. Не нашлось ни у кого возражений к выводам Геннадия Горбунова о том, что для улучшения ситуации в современном сельском хозяйстве России необходимо, во-первых, существенно увеличить объемы государственной поддержки и, во-вторых, сконцентрировать ее на прорывных направлениях и потенциальных точках роста.
По принципу несправедливости?
Пока же, как следовало из выступлений участников выездного заседания, все происходит с точностью до наоборот. Сам в прошлом аграрий, ныне председатель Законодательного собрания Алтайского края Иван Лоор приводил такие цифры. По его словам, в прошлом году на поддержку села в крае была направлена рекордная сумма — около шести миллиардов рублей, за что надо благодарить руководство страны. Но в то же время, заявил парламентарий, на импорт продовольствия в 2013 году страна потратила 37,5 миллиарда долларов, что составляет цифру примерно в шесть раз больше, чем весь объем господдержки российского села из федерального бюджета.
Тут поневоле возникают вопросы: так какого же сельхозпроизводителя из какой страны на самом деле поддерживает сегодня Россия? Могут ли в сложившейся финансовой ситуации российские аграрии на равных конкурировать с зарубежными коллегами? Как в таких условиях обеспечивать продовольственную безопасность страны, которая, по меткому выражению Ивана Лоора, в нынешней напряженной международной обстановке такая же гарантия суверенитета страны, как сильная армия.
Парламентарий убежден: в системе распределения государственной поддержки села сегодня заложен несправедливый принцип. Она распределяется в зависимости от бюджетной обеспеченности регионов, в результате чего разные субъекты Федерации имеют и различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозпроизводителей. У индустриально развитых территорий они существенно выше, чем у преимущественно аграрных. Ведь аграрные регионы не входят в число наиболее финансово обеспеченных, и так, кстати, происходит во всем мире. Но именно в России нет механизма поддержки регионов, являющихся, по сути, продовольственными донорами, обеспечивающими продовольственную безопасность страны. Тот же потенциально богатый сельхозресурсами Алтайский край не в состоянии поддерживать финансирование отрасли даже на среднем российском уровне.
Ситуация усугубляется еще и тем, считает Иван Лоор, что на аграрные регионы ложится дополнительная нагрузка в виде ответственности за развитие социальной сферы села. И понятно почему: расходы на любое направление — здравоохранение, культура, развитие инфраструктуры — в сельской местности всегда будут выше, чем в городах. Но это, похоже, в рамках программ по выделению государственной поддержки не учитывается.
Отсюда и выводы, которые делает алтайский парламентарий. Нужно не просто повышать объем господдержки, но повышать и эффективность ее использования. Как раз за счет концентрации средств на прорывных направлениях и в тех регионах, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. Нет смысла выделять любые финансовые ресурсы даже самым большим предприятиям, которые находятся у заполярного круга, уверен Иван Лоор. Как бы они ни старались, сколько бы денег ни получили, им никогда не достичь той эффективности сельхозпроизводства, которую способны получать фермеры большинства районов Алтайского края или ряда других крупных аграрных территорий вроде Оренбургской области или Республики Татарстан.
Сравнение не в нашу пользу
Конечно, российские аграрии очень хорошо понимают, какая на них лежит ответственность и чего ждет от них страна. Но понимают они и другого: без изменений в государственной политике в сфере сельского хозяйства существенного прорыва добиться не удастся. И уже сегодня, не дожидаясь указаний, пытаются реализовывать проекты, идеи которых им подсказала сама жизнь. И заключаются эти проекты как раз в поиске и поддержке тех самых прорывных направлений и потенциальных точек роста.
Иван Лоор рассказал, что на территории края уже активно работает региональная программа комплексного развития Алтайского Приобья. А его коллега, председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз сообщил, что его регион первым в России принял свой закон о государственной поддержке сельхозпроизводства. За прошедшие годы селянам Новосибирской области выделено около 17 миллиардов рублей. Уже сейчас в регионе есть целый ряд сельхозпредприятий, которые стали флагманами не только областного аграрного комплекса, но и вообще хорошо известны в Сибири.
Но чтобы двинуться дальше, считает новосибирский парламентарий, нужно задать вектор развития по направлениям. Нужно помочь селянину выбрать верный путь с учетом особенностей и реалий той земли, на которой он работает, например вернуться к историческим истокам, размышлял Иван Мороз. Зачем, в частности, пытаться выращивать пшеницу там, где она не растет, где прежде исторически выращивали лен и существовала его первичная переработка? Но кто поможет крестьянину совершить такой резкий поворот в организации своего хозяйства? Государственной поддержкой только регионального уровня такую задачу не решить. Требуется помощь федерального Центра, считает Иван Мороз.
Примеры такой помощи есть. Но, увы, они пока не имеют отношения к России. Не без внутренней горечи слушали российские аграрии выступление представителя министерства инфраструктуры и сельского хозяйства Федеральной земли Бранденбург (ФРГ) Харальда Хоппе, который уже много лет сотрудничает с нами в рамках проекта «Германо-российский аграрно-политический диалог».
С одной стороны, они с воодушевлением восприняли слова своего немецкого коллеги о том, что в связи с увеличением количества народонаселения на планете и его надо будет накормить, весь мир с надеждой смотрит на Россию. Но эйфория быстро прошла после того, как Харальд Хоппе рассказал, какое внимание в Германии уделяется развитию сельских территорий при том, кстати, обстоятельстве, что общее количество земель сельхозназначения в этой стране все время сокращается.
Так вот, в Германии существует несколько уровней программ развития.
Есть федеральные, есть и на уровне земель, то есть аналогично российскому, региональному. Создавались они специальными рабочими группами, в которых были задействованы все министерства, так или иначе связанные с сельской местностью. В связи с тем, что субсидирование идет через структуры Евросоюза, на уровне земель создаются дополнительные специальные программы, рассчитанные на 5-7 лет, где определяются главные вопросы развития и куда идут деньги.
На практике это выглядит так: если строится объект сельскохозяйственного назначения, его инициаторам выделяется субсидия до уровня 25 процентов стоимости всей реализации проекта в виде льготного кредита. Если же речь идет об объекте из сферы сельского туризма, то субсидия может достигать до 45 процентов его стоимости. Но и это еще не все. Существует еще и муниципальный уровень, который также выделяет немалые субсидии на развитие инфраструктуры.
Закон и перспектива
Было бы ошибкой утверждать, что в России не существует господдержки села как таковой. Она существует и действует на основании Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, действующих норм бюджетного законодательства.
Но проблема в том, что действующее законодательство как бы размывает господдержку между различными субъектами Федерации, не позволяя выделять наиболее перспективные. Пока о многоуровневой, точечной поддержке села, как в Германии, российским аграриям остается только мечтать. И очевидно, что многие из них, особенно представители преимущественно аграрных регионов, свои надежды связывают с принятием закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации».
Впервые эта инициатива была озвучена губернатором Алтайского края Александром Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года в Красноярске, и с тех пор работа над этим документом не прекращалась. Как отметил Геннадий Горбунов, в течение ряда лет профильный Комитет Совета Федерации совместно с алтайскими коллегами, комиссией Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, представителями ряда министерств, экспертами осуществлял подготовку соответствующего законопроекта. По итогам деятельности рабочей группы подготовлен законопроект, в котором, как представляется его авторам, учтено все вплоть до реалий, возникающих в связи со вступлением России в ВТО.
По словам Геннадия Горбунова, ключевая идея законопроекта заключается в том, чтобы дифференцировать подход к поддержке отрасли, создать механизм федеральной государственной поддержки тем регионам, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. Обозначить наконец особо значимые аграрные территории, обладающие благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны, с тем чтобы они получали приоритетную, а главное, комплексную поддержку.
Перспективы принятия этого законопроекта есть, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов. Как отметил Геннадий Горбунов, именно благодаря активной позиции этого сенатора удалось довести законопроект до нынешнего состояния. Белоусов убежден, что с его помощью удастся реализовать конкурентные преимущества сельскохозяйственных регионов и создать зоны опережающего экономического роста. Но прохождение его через административные барьеры будет непростым, прогнозирует Сергей Белоусов. На экспертном уровне есть общее понимание необходимости выделения приоритетов. А вот на региональном — мнения разделились. И это понятно, действие закона коснется лишь очень небольшого числа субъектов Федерации. Сумеет ли победить государственный подход?