Закон об оскорблении госсимволов показал себя в действии
Статистика Роскомнадзора по заблокированным сайтам с информацией, оскорбляющей госсимволы, показала, что закон о противодействии распространению таких материалов был необходим. Так первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова прокомментировала данные о правоприменительной практике этого закона.
Согласно закону, принятому парламентом и подписанному Президентом в марте этого года, граждан, проявивших в Интернете в оскорбительной форме неуважение к власти, обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции и органам власти начали штрафовать на сумму до 100 тысяч рублей. А злостных нарушителей — подвергать административному аресту и штрафам до 300 тысяч рублей. Одновременно с этим Роскомнадзор начал блокировать доступ к такого рода информации.
Роскомнадзор 3 октября отчитался о сделанных шагах в этом направлении за прошедшее полугодие. Так, с начала действия закона в ведомство поступило 45 требований Генпрокуратуры в отношении 85 интернет-страниц. Большая часть из них (70 процентов) касалась материалов с оскорблением флага и герба Российской Федерации. В настоящий момент, по данным ведомства, доступ на территории России ограничен к четырём веб-адресам, а запрещённая информация удалена с 79 веб-адресов. По-прежнему ожидается удаление криминальных материалов с двух интернет-страниц.
«Делать из этого какие-то выводы пока что рано, — сказала «Парламентской газете» одна из авторов законопроекта Людмила Бокова. — Самое главное — это является доказательством того, что закон был необходим. Совершенно очевидно, и мы не раз говорили об этом, что интернет-пространство требует такой же точно регуляторики, как и общественное пространство в целом. Оскорбления госсимволов по сути ничем не отличаются — будь они сделаны в публичных местах или на странице в сети Интернет, где они становятся мгновенно доступными для миллионов людей».
На днях был опубликован доклад, в котором эксперты изучили все дела по закону об оскорблении власти в течение первых 180 дней его действия. По данным аналитиков, за это время было заведено 45 административных дел, из них больше половины (23 дела) завершились обвинительными приговорами, ещё пять находятся в процессе рассмотрения. Что примечательно, остальные дела не закончились ничем: восемь из них прекратили суды, четыре вернули в полицию, а пять так и не поступили в судебные органы.
По мнению Боковой, столько дел, не закончившихся приговорами, говорит о том, что не во всех случаях дела были возбуждены по достаточным основаниям. «Практика очень разная. Мы знаем о случаях, когда отдельные люди пытались использовать этот закон, защищая свои личные интересы. Я говорю не о правоприменителях, а о тех должностных лицах, которые пытались себя защитить, хотя в законе чётко и ясно сказано о том, что к органам власти, которых он защищает, относятся такие институты как Конституционный суд, Верховный суд, парламент и Президент», — пояснила сенатор.
Как ранее сообщал «Парламентской газете» один из авторов закона, глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, основная цель документа — соблюдение правил допустимого поведения в Интернете. Он заверил, что палата будет пристально следить за его применением.
«В целях обеспечения защиты прав и законных интересов личности и общества в информационном пространстве Совет Федерации совместно с Общественной палатой, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и другими институтами гражданского общества будет осуществлять мониторинг правоприменительной практики реализации закона», — отмечал Клишас сразу после утвреждения документа Совфедом.
А в начале июля Президент Владимир Путин поручил Генпрокуратуре совместно с МВД и Роскомнадзором провести анализ правоприменительной практики возбуждения административных дел об оскорблении государства в Интернете. Также глава государства поручил ведомствам проанализировать правоприменительную практику применения порядка ограничения доступа к информации, предусмотренного соответствующим законом. При необходимости им нужно принять меры по недопущению «необоснованного привлечения к административной ответственности и (или) ограничения доступа к информационному ресурсу».
Ещё материалы: Людмила Бокова